… Кто принял таинства, в том уже есть благодать, хотя она не являет еще еще своего присутствия сквозь действия человеческие. Так семя, брошенное в землю, но еще не прозябшее и не проросшее из земли, хотя есть, но его не видно. В ином месте есть жила чистой и целительной воды, но скрыта под землею. Люди ходят по тому месту и нередко пьют дурную воду, а чистая вода тут же есть, да скрыта.
На ином поле лежит под землею какое –либо сокровище; хозяин трудится, обрабатывает землю и иногда мало добывает трудами…а сокровище тут же, да не видно. Таким образом и в сердце нашем бывает сокрыта благодать, как сокровище, как родник, как семя, но она в иных не видна, не являет плодов, не источает воды, не обогащает. Она есть, но не обнаруживает своих действий. В притче Спасителя получивший один талант и скрывший его в землю имел талант, но ни сам не пользовался им, ни другой не видал его. Так и здесь. Крещеный и миропомазанный уже получил благодать возрождения и дар Святаго Духа и имеет его, но обратив заботы свои на иные предметы, он может зарыть сие сокровище в землю сердца своего так, что ни ему, ни другим оно не видно. Он может томиться жаждою духовною или пить гнилую воду земных утех – а источник благодати, мо-гущий утолить его жажду, тут же, в нем, да завален. Он может голодать и быть бедным духовно – а сокровище духовное всенасыщающего тут же, в нем, да загромождены хламом земных дел и забот.Поройся в земле -и, может быть, отроешь сокровище или родник чистой воды. Пройдет влага и тепло к семени, и оно прорастет и плод принесет. Так и здесь – дай простор благодати действовать, и она воздействует и явит силу свою в тебе и на тебе или как живая вода утоляющая, или как плод, питающий и насыщающий.
… Но и въявь пришедши или воздействовав уже в сердце, благодать не вдруг являет всю силу свою или полноту действий, а постепенно, по частям, пре-рывчато. То подействует на одну сторону естества нашего, то на другую, то на одну силу, то на другую – то мысль просветит, то сердце усладит, то силы укре-пит. … Когда в уме вообразится какая либо святая истина, например: творение, промышление, искупление и прочее, или какое событие евангельское: распятие, воскресение, вознесение и прочее, - вообразится так сильно, что окует все внима-ние ума, и так ясно, что он созерцает все подробности и убеждается и питается тем, -то это плод благодати Божией. Когда сердце поражается страхом суда, или исполняется надеждою благ вечных, или чувствует сладость, умиление, сокруше-ние, отрешение от всего с такою силою, что оно будто переносится совсем в дру-гую область из окружающего нас, -то это есть действие благодати. Когда душа ли-ковствует, благодуществует, готова на всякое добро, на всякий труд, на всякое лишение и даже смерть, все терпит, не страшится никаких препятствий в богоуго-ждении –все сии и подобные состояния суть явления действующего в нас Духа Божия.
… Внимай себе и, замечая, что именно тебя вводит в благодатное со-стояние, тому больше и прилежи; что же расстраивает его, от того бегай как от ог-ня. Приобретешь навык и укрепишься в добром пребывании – тогда и благодать приосенит тебя обильнее, а если рассудит, даст тебе постоянно обладать тем,…
…Стремись к тому, чтоб она (благодать) стала в тебе постоянно действующею, всего тебя исполнила и не отходила от тебя никогда. А когда сего достигнешь, то пой славу Богу, Благодателю нашему. Аминь.
читайте также в блоге:
Святитель Феофан Затворник Внутренняя жизнь. Избранные поучения (фрагменты).Поучение о пути ко спасению http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43279680579
Святитель Феофан Затворник Внутренняя жизнь. Избранные поучения (фрагменты) Жаждания нашего естества и верный способ утоления их. http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43484602044
Свежие комментарии