На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Иеромонах Августин (Заярный) ... По моему глубокому убеждению, театр - это не христианское искусство


 

о.Августин (Заярный)
о.Августин (Заярный)

Отец Августин (Заярный) – иеромонах Псково-Печерского монастыря, главный редактор православного образовательного сайта «Слово» и журнала «Глагол», главный катехизатор печорской общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

- Отец Августин, Вы упомянули, что в какой-то момент почувствовали, что Ваши занятия режиссурой и интерес к театру мешают церковной жизни. Скажите, это касается лично Вашего пути (ведь, не будь этого понимания, Вы бы не пришли к монашеству), или же в самой природе театрального искусства кроется нечто такое, что не соответствует христианскому миросозерцанию?

- По моему глубокому убеждению, театр - это не христианское искусство. Сейчас ведется очень много разговоров о том, что театр может найти свою нишу в христианстве. На Рождественских чтениях, например, много говорилось о православном театре. Да, конечно, театр может кому-то принести и неоспоримую пользу. Но совершенно очевидно, что он приносит безусловный вред тем, кто в нем работает. Я имею в виду актеров. Христианская позиция и христианский образ жизни - это трезвление, установка на то, чтобы всегда пребывать в чувстве реальности. Какие-то воображаемые ситуации и мечтания в святоотеческой традиции всегда осуждались как состояние прелести. Например, во время молитвы человек не должен представлять себе никаких образов: молитва - это реальное общение с Богом. В то время, как прелесть - это состояние, в котором человек уклоняется от реальности, представляет себе нечто, не соответствующее действительному положению вещей, скажем, когда он считает себя не таким, какой он есть на самом деле, предается мечтам, переживает вымышленные ситуации. Церковь же ведет человека к прямо противоположному - к тому, чтобы он осознал реальное положение вещей, трезво взглянул на мир и на себя самого.

На чем же основана природа актерского мастерства? По системе Станиславского, основной принцип существования актера на сцене - это вера в "предлагаемые обстоятельства". Актер, играющий пьесу, где действие, скажем, происходит зимой, должен всем своим существом поверить в то, что ему холодно, что он стоит не на дощатом полу, а на заснеженном поле, а над его головой не колосники и фонари, а звездное небо. Разумеется, какая-то часть его "я" знает, что "предлагаемые обстоятельства" - лишь условность, но остается и другая часть, которая действительно верит в реальность театрального пространства. Причем, эта вера - и есть конечная цель актерства, без которой он не сможет достичь подлинного профессионализма: актер должен полностью раствориться в новой реальности, оставив за ее пределами все, что присуще его внутреннему миру. И, разумеется, если человек ставит перед собой такие цели, это не может не отразиться на его психике и духовном состоянии. Подобные эксперименты с собой, со своим внутренним миром, со своей верой разрушают личность и мешают главной цели человеческой жизни - спасению.

Безусловно, среди актеров есть достойные люди и даже настоящие христиане. Однако, по моему глубокому убеждению, сам принцип актерства вредит духовному пути человека.

Как правило, актеры живут всей полнотой жизни исключительно на сцене. В теории актерского искусства есть такое понятие, как "действие" - устремленность актера к решению той или иной задачи по отношению к другому человеку, вовлеченному в игру. Показателем высшего актерского мастерства считается искусство не просто говорить и двигаться по сцене, а именно реально "действовать" - всем своим существом, причем, с такой долей самоотдачи, что это "действие" - в идеале - должно изменить твоего партнера. Получается, что актер в игре отдает все свои духовные силы, тем самым как бы удовлетворяя свой духовный голод: игра полностью заполняет собой ту нишу, которую призвана занимать Церковь.

Я вспоминаю, как в 1988 году в Москву приезжал Питер Брук, известный во всем мире и очень талантливый режиссер. Хотя тогда я был еще очень далек от Церкви, меня ужаснули его слова, которые он произнес во время своего выступления во МХАТе: задача современного театра - это взять на себя тот груз, который в течении двух тысяч лет пыталась нести на себе Церковь. Поскольку Питер Брук, как никто, прекрасно чувствует театр и знает его изнутри, то в этих словах он интуитивно отобразил саму сущность театрального искусства, ту роль, на которую - сознательно или подсознательно - претендует каждый театр...

Вся статья:http://www.pravmir.ru/article_937.html

Картина дня

наверх