Владимир Крупин о возвеличивании шестидесятников в связи с показом сериала «Таинственная страсть» …

Первый канал начал показ нового сериала «Таинственная страсть» — экранизации одноименного романа Василия Аксенова об эпохе 1960-х годов и ее культовых поэтах, сообщает Вечерняя Москва. Споры вспыхнули сразу, причем не только о том, кто выведен под тем или иным вымышленным именем, но и о значении шестидесятников в истории страны.
Вдова поэта Андрея Вознесенского Зоя Богуславская, комментируя сериал, написала: «Несмотря на множество несостыковок, сделанных в угоду художественному замыслу, режиссер Влад Фурман через фигуры шестидесятников неплохо показывает эпоху, ведь "могучая кучка" в лице Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы стала средоточием интересов поколения. К этим именам было приковано исключительное внимание. Вся страна знала их стихи наизусть! Фурман показывает, в чем была заслуга шестидесятников, в чем заключалась их магия, помогавшая покорять стадионы, завоевывать сердца миллионов людей».
О сериале рассуждает в интервью «Русской народной линии» лауреат первой Патриаршей премии в области литературы, сопредседатель Союза писателей России русский писатель Владимир Николаевич Крупин:
Я не видел сериала «Таинственная связь», ибо клинически не люблю телевизор! И сам роман я не читал. Проза шестидесятников напоминает мне муляж – прекрасно сотворенная фигура человека, но кровь не течет и души не видно!
Не надо забывать, что шестидесятники работали не на Россию, а на Запад. Они говорили, что ХХ съезд компартии открыл им будущее, советские граждане стали читать Хемингуэя, напечатали Ахматову и осудили Сталина!
Ну и что?! Какую свободу и какие великие произведения принесли шестидесятники?! Этих «творцов» искусственно тянули – того же Аксенова, Ахмадулину, Окуджаву, Евтушенко, Рождественского! Как писал Пастернак: «Нас мало. Нас, может быть, трое». Шестидесятники цеплялись за известность – полные залы «Лужников» и Политехнического музея. Еще бы! Но в это же время русская литература была не то, чтобы затоптана, но не нацелена на людей, не выходила в народ.
Что касается высказываний Богуславской, то это дутые фразы и полное враньё! Зою Богуславскую я знаю еще с той поры, когда она работала секретарем комитета по присуждению ленинских и государственных премий. А я с Распутиным являлся членом этой комиссии, поэтому прекрасно знаю всю их кухню!
К нам пришел Набоков и мгновенно появились Катаев, Битов и Маканин. Лизоблюдство перед Западом подносили как нечто новое, свежий ветер. Затем вышел сборник «Метрополь». Но всё это болтовня! А внутренняя глубина русской культуры и литературы для этих шестидесятников была недосягаемой. Да и знать из этой плеяды никто не желал о великой русской литературе. Среди фамилий шестидесятников невозможно представить Рубцова и других прекраснейших поэтов! Шестидесятники душили русскую литературу, раздвигали локти пошире, чтобы никто рядом с ними не сел. Поэтому сериал про шестидесятников – несусветная ложь и болтовня! Но так или иначе, этот сериал все равно провалится в черную дыру. Теперь время ускорилось. Давно ли визжали от восторга от «Детей Арбата» Рыбакова?! И кто теперь помнит об этом слабом произведении?
Шестидесятники раздуты, как и Солженицын. Но последний их превзошел в своей надутости и искусственности! Проект Солженицына был продуман и блистательно исполнен! Хотя теперь забывается. На чем споткнулся он? Поднял руку на Шолохова. Когда-то Толстому мешал Шекспир – всех смел на своем пути, но споткнулся на великом писателе! А Солженицын все зубы обкрошил о Шолохова. Он слабый прозаик! А какой Окуджава поэт? Да никакой! Если только песенник неплохой. Также Высоцкий и Тальков, у которых проскакивали интересные мгновенья и неплохие песни!
Но шестидесятники все время держали кукиш в кармане, не забывая его набивать деньгами и известностью. Например, под строчкой «Жил да был чёрный кот за углом» подразумевали Сталина.
Я недавно вернулся из Сербии, где побывал в местном Союзе писателей. И мне стало интересно узнать, кто ездил в советское время в гости к братскому народу. И что? Сплошь псевдознаменитости и аппаратные чиновники! Я уж не упоминаю про Францию! Кто только туда не ездил! Боже мой! В тамошних делегациях невозможно было представить писателей из Сибири или Урала.
К сожалению, мы не умеем популяризировать наших героев. Но, быть может, в этой немощи и кроется наша сила, уверенность в том, что как бы ни топили правду, она неизменно всплывет! Но нам даже противно как-то об этом рассуждать, ибо раскрученные псевдописатели погибают быстрее, чем неизвестные самородки! Бесполезно думать, что ты всех спасешь, если тебя напечатают большими тиражами!
В русской литературе скрывается величайшая тайна: если писатель не любит Россию, то пропадет и могила его травой зарастет! Эта плеяда шестидесятников ненавидела Россию. При получении Нобелевской премии Бродский говорил, что поэт выбирает не Родину, а территорию экономического проживания.
Как можно Россию не любить? Эта ненависть меня возмущает до глубины души! Они обязаны любить Родину – место, где Бог им определил появиться на Божий свет! Уже дошло до того, что при Ельцине мы стали «россиянами», а ведущие по телевидению хрипели «эта страна».
Я очень уважаю Президента России Владимира Путина, но неужели он телевизор не смотрит?! Неужели нельзя прицыкнуть на взорвавшихся бездарей! С голубого экрана рекой льется мерзопакостная пошлость: стареющие бабенки женят и выдают замуж, на «Поле чудес» кривляются и обзываются, петросяны и «аншлаги» дурачат народ!
Свежие комментарии