11. О молитве за усопших .
Когда будешь молится об успокоении души усопшего, принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, бу-дучи членом единого тела Церкви, -как бесы оспаривают у ангелов душу его и как она тре-пещет, не зная, какая участь постигнет ее на веки.
О усопших молись так, как-будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светлее и злачнее, в месте прохлаждения.
Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отец и братии своих ежедневно ут-ром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на буду-щую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслию о скоропреходящем житии твоем.
12.Покаяние в молитве .
Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицеем исповедующим.
На молитве нужно искреннее сожаление о своих грехах и искреннее раскаяние –перечисляя грехи, в молитвах означенные, говорить их, чувствуя сердцем как бы собствен-ные. –Еще нужно пламенное желание не согрешать теми же грехами впредь.
13. О преодолении плоти в молитве .
Для чего нужна продолжительная молитва? Для того, чтобы продолжительностью усердной молитвы разогреть наши хладные в продолжительной суете закаленные сердца.
Не твори на молитве угодия ленивой плоти –не торопись: плоть, скучая и тяготясь святым делом, поспешает скорее к концу, чтобы успокоиться или заняться делами плотски-ми, житейскими.
Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слов к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце, но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь; сердце твое будет противиться этому –иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда сомнени-ем и неверием, каким-то внутренним огнем и теснотою, иногда рассеянностью и уклонением к каким-либо земным предметам и предпочтениям, иногда припамятованием обиды от ближнего и чувством мщения и ненависти к нему, иногда представлением удовольствий света или представлением удовольствия от чтения романов и вообще светских книг. Тебе хочется скоро кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу? Сердечно молись и заснешь спокойным, здоровым сном, тихим. <…> …научи сердце свое прилепляться чрез молитву к Богу, а не к суете мира, да посрамишься во дни болезни твоей и в час смерти твоей, как богатый суетой мира и нищий верою, надеждою и любовию, если не будешь так молиться.
…так мысли и чувствуй сам, как говоришь в молитве, а не так, чтобы на языке был мед, а на сердце –лед; победит раз враг, после уж тебе надо будет отстаивать себя, свою свободу от него, как завоеванный врагом клочек земли, а от Господа отступит сердце твое.
Главное дело: старайся быть истинным всегда в сердце своем.
Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в тру-дах. Ревность Господа Бога не потерпит твоего лукавства, твоего самосожаления. Предаст он тебя диаволу, и диавол не даст покоя сердцу твоему за пренебрежение к Тому, Кто есть истинный покой сердца и Кто будет всегда делать это для твоей же пользы, для того, чтобы удержать твое сердце в близости к Богу, потому что каждая неискренняя молит-ва удаляет сердце от Бога и вооружает его на самого человека, и напротив, каждая искре-няя молитва приближает сердце человеческое к Богу и делает его присным Богу.
Как после недостойного причащения, так и после недостойной, холодной молитвы бывает одинаково худо на душе. Это значит, что Господь не входит в наше сердце, оскорб-ляемый нашим сердечным неверием и холодностью, и попускает в сердце нашем возгнез-диться духам злым, дабы дать нам почувствовать разницу между своим и их игом.
14. О мраке и кознях врага в молитве .
…Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо, как трость, вет-ром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от себя знамением животворящего креста.
Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость, знай, что это происходит от диавола, всячески старающегося запнуть тебя в молитве. Крепись, мужайся и памятью о Боге прогоняй убийственные ощущения.
О снятии бремени вражия с души твоей и о погашении огня его помолись сердечно ко Господу, признав перед Ним от сердца вину свою –лицемерие во время произношения молитвы, - и получишь облегчение и мир.
Для очищения и воспламенения нашей молитвы Господь попускает диаволу мучи-тельно разжигать внутренности наши, чтобы мы, чувствуя в себе чуждый огонь и страдая от него, старались внести в сердце свое смиренною молитвою огонь Божий, огонь Духа Свято-го, оживотворяющий сердца наши.
Началом и основанием и источником всей твоей мыслительности, твоего слова и твоей деятельности, да будет смирение, сознание своего ничтожества и полноты Божест-ва, создавшего и наполняющего все и действующего вся во всех (1Кор.12,6). Кто заражен гордостью, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и боже-ственным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, де-ло, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны.
Диавол обыкновенно вселяется в нас чрез один лживый помысл или мысль лживую и вожделение греховное и потом действует в нас и беспокоит нас: так он прост. Не паче ли Господь Бог духов вселяется в нас чрез единую мысль и любовь истинную и святую и с на-ми бывает и в нас действует и бывает для нас всем? Итак, молись без сомнения: как мыс-лить легко, так и молиться должно быть легко.
...На молитве только веруй в Господа, яко одесную тебе есть, и все возможно тебе будет.
15. О молитве пред иконами.
По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною, пред св. иконою, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, - так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут.
Иконы Спасителя во всяком доме Православном изображают Еговездеприсутствие, Еговладычество на всяком месте, а образ святых –соприсутствие или близость к нам свя-тых по благодати Божией, как членов единого тела Церкви, соединенных под единым Гла-вою, Христом.
Если я молюсь Богу моему с сердечною, живою, совершенною верой, тогда я близок не только к Нему, как сын к Отцу, живущему в одном с ним доме, но и ко всем примерным силам небесным, ко всем святым, царствующим на небесах: и они ничем не дальше от ме-ня, как мои иконы, пред которыми я молюсь. радость бывает на небеси и о едином грешнице кающемся (Лк.15,7,10), как в доме родительском братья радуются, когда прови-нившийся пред отцом их брат их кается в оскорблении, нанесенном родителю недобрым поведением.
17. Об умеренности в молитве.
Если не имеешь твердой, непостыдной веры в Бога, как Всеблагого и Всемогущего, не приступай поспешно просить Его о даровании какого-либо блага: иначе диавол сразит и уязвит тебя маловерием или неверием в возможность исполнения твоей молитвы, и отой-дешь от лица Божия посрамленным, унылым и мрачным.
Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим, есть благоразумие…
Свежие комментарии