Сарацины пригласили Константина в княжескую палату на обед. За обедом сидели люди умные и книжные, изучившие геометрию, астрономию и другие науки. Они, искушая Константина, спросили его:
— Видишь ли, философ, дивное дело: пророк Магомет принёс доброе учение от Бога и обратил многих людей. Все мы одинаково держимся и ничего не меняем. У вас же, христиан, соблюдающих закон Христов, один верует так, а другой иначе и живёт как ему хочется. Есть между вами много учителей, которые учат по-различному, и есть иноки, носящие чёрную одежду и ведущие особый образ жизни. Однако все вы именуетесь христианами.
— Два вопроса предложили мне, - отвечал блаженный Константин, - о вере христианской и о законе христианском, или: как веруют христиане и как выполняют свою веру в жизни. Скажу прежде всего о вере.
Бог наш как пучина морская — безмерной широты и глубины, непостижим человеческим умом и неизъясним человеческими словами, как говорит о Нём святой пророк Исайя: но род Его кто изъяснит (Ис 53:8); на основании этого и учитель наш, святой апостол Павел взывает, говоря: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33). В эту пучину входят многие, желающие взыскать Бога, и те из них, которые сильны умом и приобрели помощь Самого Господа, безопасно плавают по морю непостижимости Божией; те же, которые умом слабы и по своему самомнению, лишившись помощи Божией, желают переплыть эту пучину в дырявых кораблях, тонут, впадая в ереси и заблуждения, или с трудом остаются на одном месте, волнуясь неизвестностью и сомнениями. Поэтому многие (как говорите вы) из христиан различаются по вере. Это я сказал о вере, а о делах по вере скажу следующее.
Закон Христов не другой какой, а тот, который Бог дал Моисею на Синае (Исх 20:1-18), чтобы не убивать, не красть, не прелюбодействовать, не желать чужого и прочее. Наш Господь сказал: не нарушить пришёл Я, но исполнить (Мф 5:17). Для более же совершенной жизни и лучшего богоугождения Господь дал совет проводить более чистую, девственную жизнь и исполнять особые дела, которые ведут в жизнь вечную путём тесным и печальным. Однако к сей жизни Господь не принуждает, но по насилию этого не бывает. Бог создал человека между небом и землёю: разумом и смыслом человек отличается от бессловесных, гневом и похотью отличается от ангелов. Затем Бог дал человеку свободную волю, чтобы он делал то, что захочет, и к чему будет приближаться — с тем и будет иметь общение: или будет общником ангелов, работая Богу, как учит человека его просвещённый верою разум, или будет иметь общение с несмысленными скотами и без всякого воздержания будет исполнять все плотские похоти. А так как Бог сотворил человека с свободную волею, то Он желает, чтобы мы спаслись не насилием, а по своему желанию, и говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24) и: кто может вместить, да вместит (Мф 19:12). Одни из верных христиан шествуют в своей жизни более удобным путём, живут по законам естества целомудренно в чистом супружестве, другие же, более ревностные и желающие быть более совершенными, стараются жить подобно ангелам, идут путём тесным. Поэтому христиане ведут различную жизнь.
Ваша же вера и закон, - продолжал Константин, - не имеют никакого неудобства, они подобны не морю, но малому ручью, который может перепрыгнуть всякий, и великий и малый, без всякого затруднения. В вашей вере и вашем законе нет ничего божественного и богодухновенного, но только человеческие обычаи и плотские мудрования, которые можно без труда выполнить. Ведь законодатель ваш Магомет и не дал вам какой-либо трудно выполнимой заповеди: он даже не отвратил вас от гнева и беззаконной похоти, но разрешил всё. Поэтому вы все однообразно выполняете ваш закон как данный по вашим похотям. Спаситель же наш Христос поступил не так. Сам Он, Пречистый и источник всякой чистоты, желает, чтобы и рабы Его жили свято, отдаляясь от всякой похоти, и чистые присоединялись бы к только чистым, так как в Царство Его не войдёт... ничто нечистое (Апок 21:27).
Тогда сарацинские мудрецы спросили Константина:
— Зачем вы, христиане, Одного Бога разделяете на три: называете Отцом, Сыном и Духом. Если Бог может иметь Сына, то дайте Ему и жену, чтобы было много богов.
— Не хулите Пребожественную Троицу, - отвечал христианский философ, - Которую мы научились исповедовать от древних пророков, которых признаёте и вы, как держащиеся вместе с ними обрезания. Они же учат нас, что Отец, Сын и Дух суть три ипостаси, существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала не конца, так и Бог — безначален и безконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога рождается Сын и исходит Святой Дух. Таким образом, солнечный луч, просвещающий всё вселенную, есть подобие Бога Сына, рождённого от Отца и являемого в сем мире, солнечная же теплота, исходящая из того же солнечного круга вместе с лучом, есть подобие Бога Духа Святого, Который вместе с рождаемым Сыном предвечно исходит от Отца, хотя во времени посылается людям и Сыном, как, например, на апостолов был послан в виде огненных языков. И как солнце, из трёх предметов: круга, солнечного луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье — теплота, однако не три солнца, а одно — так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и святого Духа, однако не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог.
Помните ли вы, как говорит Писание о том, как Бог у дуба Мамврийского явился праотцу Аврааму, от которого вы храните обрезание? Бог явился Аврааму в Трёх Лицах.
Он (Авраам) возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр свой и поклонился до земли и сказал: Владыка! Если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт 18:2-3).
Обратите внимание: Авраам видит перед собою трёх мужей, а беседует как бы с одним, говоря: Владыка! Если бы я обрёл благоволение пред очами Твоими. Очевидно, что святой праотец исповедовал в Трёх Лицах Одного Бога.
Мудрецы сарацин, не зная, что сказать относительно учения о Святой Троице, молчали, а затем спросили:
— Как вы, христиане, говорите, что Бог родился от жены? Может ли Бог родиться от женской утробы?
— Не от простой жены, - отвечал философ, - но от небрачной Пречистой Девы родился Бог Сын действием Святого Духа, Который в Пречистой девической утробе несказанно основал плоть Христу Богу и устроил сверхъестественное воплощение и рождение Слова Отца. посему и заченшая Сына от святого Духа Дева как пред рождением, так во время рождения и по рождению пребывала Девой чистой, по изволению Бога, которому повинуется всякое созданное существо, по словам церковной песни: "идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин".
А что Христос родился от чистой Девы Духом Святым, свидетельствует также и ваш пророк Магомет, написав следующее: послан Дух Святый к чистой Деве, чтобы по Его изволению она родила Сына.
— Мы не спорим, - сказали сарацины, - что Христос родился от чистой Девицы, только не называем Его Богом.
— Если бы Христос был простой человек, а не вместе и Бог, то для чего должно было произойти зачатие Его от Святого Духа? Простой человек родится от брачной жены, а не от Неискусобрачной Девицы, и зачинается оп естеству от мужа, а не по особому наитию и действию Святого Духа.
После сего сарацины спросили:
— Если Христос есть ваш Бог, то почему же вы не делаете того, что Он велит вам: Ведь написано в Евангелии: молитесь за врагов, делайте добро ненавидящим и притесняющим вас, и бьющим вас подставляйте щёку. Вы же поступаете не так: против противников ваших вы оттачиваете оружие.
На это философ ответил так:
— Если в каком законе будут написаны две заповеди и даны людям для исполнения, то кто из людей будет истинный исполнитель закона: тот ли, кто исполнил одну заповедь, или тот, кто две?
— Конечно, лучшим исполнителем будет тот, - отвечали сарацины, - кто исполнил две заповеди.
— Христос Бог наш повелел нам молиться за обидящих нас и благотворить им, но Он также сказал и это: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). мы переносим обиды, если они направлены только против кого-либо в отдельности, но мы заступаемся и даже полагаем души свои, если они направлены на общество, чтобы наши братья не попали в плен, где могли бы быть совращены к богопротивным и злым делам.
Снова сарацины сказали:
— Христос ваш давал дань за Себя и за других (за апостола Петра). Почему же вы не исполняете этого и не желаете платить дани? Если бы вы действительно заступались друг за друга, то непременно платили бы дань за ваших братьев такому великому и сильному народу измаильтянскому.
— Если кто ходит по стопам своего учителя и желает всегда ходить, - отвечал Константин, - а кто-либо другой совращает его с этого пути, такой человек друг ему или враг?
— Без сомнения враг.
— Когда Христос давал дань, - спросил тогда Константин, - какое было царство: измаильтянское или римское?
— Римское, - отвечали сарацины.
— Поэтому и мы, - отвечал философ, - следуя за Христом, платим дань царю, живущему в новом Риме (Константинополе) и владеющему древним Римом. Вы же, когда ищете с нас дани, совращаете с пути Христова и бываете нашими врагами.
После этого предложили Константину много других вопросов из тех наук, которые знали. На все вопросы отвечал Константин так, что сарацины не могли ничего сказать. Тогда они спросили его:
— Почему ты всё это знаешь?
— Один человек, - ответил Константин, - почерпнул воду в море и потом носил её в мешке. Отойдя далеко от моря, он, указывая на мешок с водой, говорил всем: "видите ли воду, которую никто, кроме меня не имеет?" К нему подошёл один приморский житель и сказал: "Не стыдно ли тебе хвалиться каким-то мешком с водой, когда мы имеем целое море". Так и вы поступаете, когда задаёте вопросы из тех наук, которым научились от нас (греков).
Затем, как нечто дивное, сарацины показали Константину виноградник, некогда с усердием насаженный и хорошо разросшийся. Константин объяснил, как это делается. Тогда сарацины показали ему всё своё богатство: дворцы, украшенные золотом, серебром и драгоценными каменьями, и сказали:
— Видишь ли, философ, какую силу и какое богатство имеет Омар, владыка сарацин?
— Нет в этом ничего дивного, - отвечал философ, - за всё это должно прославлять Бога, давшего эти богатства для наслаждения людям. Всё это принадлежит Богу и никому другому.
В конце концов сарацины показали себя такими, какими они есть. Они дали в питьё блаженному Константину яд. Но Господь, обещавший всем, кто трудится во Имя Его и если что смертоносное выпьют, не повредит им (Мк 16:18), сохранил Своего раба целым и невредимым. Сарацины, видя сие чудо, отправили Константина вместе с другими посланными в свою страну с честью и дарами от своего князя.
...
После этого один из главных советников кагана, знающий хорошо нечестивое учение Магомета, спросил философа:
— Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? Ведь он весьма хвалил Христа в своих книгах и говорил про Него: от Девы, сестры Моисея, родился великий пророк, Который воскрешал мёртвых и великой силой исцелял всякую болезнь.
— Пусть рассудит нас сам каган, - сказал философ, - Скажи мне, если Магомет есть пророк, то будем ли мы верить Даниилу, который сказал, что с Христом прекратится всякое видение и пророчество? Как же после этого он может быть пророком? Поэтому, если мы называем Магомета пророком — значит, отвергаем Даниила.
На это многие из присутствующих сказали:
— Мы знаем, что Даниил пророчествовал Духом Божиим, о Магомете же знаем, что он лжец и губитель спасения многих.
Источник:
Свежие комментарии