Начало Великой Отечественной войны показало, что духовные силы общества не удалось сломить окончательно. За жизнь в коммунистическом аду народ воевать отказывался, "голосовал ногами", - армия за несколько месяцев отступила до Москвы. Вместе с тем, народ сохранил религиозное жизнеощущение: на занятых германскими войсками территориях открывалось множество храмов.
Вновь проявилось, что богоборческий режим отступает только вынужденно, перед угрозой потери власти или влияния выпускаются из подполья некоторые порабощенные сферы жизни, чтобы паразитировать на них. В борьбе с гитлеризмом сталинизму пришлось опереться на подвластную ему Россию и народ, а значит и их духовные основы, которые последовательно уничтожались более двух десятилетий. Советские вожди во имя самосохранения и защиты плацдарма безбожной теократии были вынуждены частично освободить силы религиозного, национального и индивидуального жизнеощущения. Сталинизм в борьбе с противником пытается сделать ставку на патриотические и религиозные чувства, на раскрепощение человеческой индивидуальности. Мобилизуя для войны остатки духовных сил народа, Сталин вынужден выпустить из лагерей оставшихся в живых священников и епископов, открыть уцелевшие храмы, монастыри, церковные школы, издательства. В 1943 году впервые за советское время созван Поместный Собор Русской Церкви, избран Патриарх.Эти уступки тщательно дозируются властью, но на фоне предыдущего истребления выглядят едва ли не новым рождением. Сталинское церковное "возрождение" вместе с относительным благом несло множество новых соблазнов.
Атеистическая власть выдает себя чуть ли не за радетельницу о нуждах Церкви. В обмен на частичные свободы руководство Московской Патриархии окончательно смиряется с униженным положением Церкви. Свободный голос Церкви больше не звучит. Устами иерархов безбожная власть не только легализуется, но и всячески поддерживается. В посланиях Патриарха и Синода, полных славословий в адрес "вождя народов", Сталин объявляется спасителем России и Церкви.Так одновременно с улучшением положения религии складывается новая форма прельстительного компромисса иерархии Московской Патриархии с атеистическим режимом. Господствующее в православной общественности религиозное двоемыслие позволяет оправдывать это ложное состояние. У христиан в России вновь притупляется ощущение зла коммунистической идеологии. При помощи различных фальсификаций власть стремится направить религиозное сознание на поиск "врагов" Православия где угодно, только не в системе государственного атеизма. Среди православной иерархии распространяется ложное представление о том, что наша родная советская власть защищает Православие от мирового заговора папизма, протестантизма, жидомасонства, разврата демократий...
Таким образом, победил в войне возрождающийся народ, на котором паразитировала идеократия. Однако террор и кровавая война истребляли лучших людей, многие остававшиеся в живых были внутренне сломлены. Годы войны показали, что душа народа жива. Наступили долгие годы трудного восстановления духовных сил, очищения религиозной совести народа. Сознавая опасность этого возрождения, режим в конце сороковых годов пытается вновь надеть "намордник" на людей, которые в неимоверных испытаниях ощутили вкус свободы, веры и надежды. Возобновляется террор - вновь усиленно заработала "наша канализация" (А.И.Солженицын). В лагеря потекли потоки солдат и офицеров, победителей и инвалидов, "власовцев" и "бандеровцев", репатриантов из стран Восточной Европы - всех, кто мог свидетельствовать о жизни за железным занавесом. Готовящаяся окончательная чистка не успела развернуться из-за смерти диктатора. Ибо ни народ, ни партийные вожди уже не хотели возврата к старому, После того как в Великой Отечественной войне режим для самосохранения был вынужден выпустить из подполья силы национального и религиозного самосознания, началось, но необратимое отступление идеократии.
Свежие комментарии