– Владыка, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, отрочестве, о том, когда вы начали ходить в храм.
– Я родился в 1975 году в городе Батуми. Это был период советской власти, в системе которой не было места религии, истинному Богу. Да и семья моя не была верующей. Но кода я учился в девятом-десятом классах, во мне затеплился огонек веры – вопреки атеистической идеологии, которую тогда все еще активно пропагандировали.
– Какой храм вы тогда посещали? Кто был вашим первым духовником?
– Я с 1993 года ходил в кафедральный собор Батуми (кстати, тогда я уже учился в Батумском экономическом университете). Епархией в то время управлял митрополит Иов (Акиашвили; сейчас он митрополит Урбнисско-Руисский). Во владыке и сослужащем ему духовенстве я увидел пример для себя. Именно благодаря им я и выбрал монашеский путь. Немало способствовали этому, конечно, советы и наставления архимандрита Стефана, который по сию пору является моим духовником. Он ввел меня в духовную жизнь и благословил на постриг.
– И все же почему вы выбрали именно монашеское поприще?
– Монашество – это внутренний выбор. Я, проанализировав свою жизнь, окинув взором пути, по которым я бы мог пойти, решил полностью отдать себя Богу. Конечно, семья тоже благословлена Господом, но мирские заботы затрудняют постоянное пребывание с Ним, лишают служение исчерпывающей полноты, отдачи. Я молился Богу, чтобы Он показал мне настоящий путь моей жизни, необходимую мне цель. Родители моего желания не разделяли. Они хотели, чтобы я оставался мирянином, устроил семейную жизнь и сделал светскую карьеру. Но я не мог утаивать от них свои намерения. И, разумеется, не мог я скрываться и от Бога. Так вот: сначала я был послушником, трудился в епископской резиденции, которая находилась в монастыре. В 1996 году на последней неделе Великого поста в храме Святой Троицы меня постригли в монахи с именем Ефрем – в честь преподобного Ефрема Сирина. Я неустанно благодарю Бога за то, что я монах и служу матери-Церкви.
– А кто постригал вас в монахи?
– Постриг меня в монахи архимандрит Стефан. Был на тогдашнем богослужении и митрополит Иов. День пострига – это удивительный день. Прошлое умирает, и рождается новый человек. Я тогда просил и сейчас прошу Господа, чтобы Он дал мне силы достойно нести определенный мне крест.
– Когда вас рукоположили в священники?
– В священнический сан меня рукополагали уже в другой епархии, потому что митрополита Иова, как я упоминал, перевели на Урбнисско-Руисскую кафедру. Я сначала подвизался в городе Сураме, а весной 1997 года в городе Хашури владыка Иов рукоположил меня во священники. И меня направили в Итрийский женский монастырь, основанный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Там я сделал свои первые шаги как духовник, как пастырь. Там я сполна почувствовал всю ответственность служения перед Престолом Божиим.
Потом меня перевели в город Карели – в храм Благовещения. А вскоре определили в Козипский мужской монастырь.
– Расскажите, пожалуйста, об Итрийском женском монастыре.
– Итрия является базиликой XVI века. Монастырь находится рядом с городом Сурами. Долгое время Итрия была обычной приходской церковью. В храмовый праздник Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа – сюда собирался народ со всей Грузии. Понимая значимость этого уникального места, митрополит Иов благословил основать здесь женский монастырь. И работа закипела: построили кельи, стену вокруг территории, колокольню. Очень сильно был разрушен храм, а потому в нем до сего дня проводятся ремонтные работы, реставрация и роспись. В данный момент настоятельницей монастыря является игумения Пелагея. Я служил в этой обители приблизительно полтора года.
– Когда вы стали игуменом?
– В декабре 2000 года по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии. Это было неожиданно для меня. Господь милостив, но Он требует большего, когда ты поднимаешься по ступеням вверх.
– Вы были наместником Козипского мужского монастыря. Чем известна эта обитель?
– Козипский монастырь стал мне как-то по-особому дорог. Обитель очень древняя, но долгое время была в запустении. Восстановление монастыря началось в 1997 году. Главная церковь – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – датируется XIII веком. А самый древний храм на территории монастыря относится и вовсе к VII столетию – приблизительно с этого времени, как считается, и началось формирование монастыря. Всего в обители пять храмов, также есть костница, куда складывались кости монахов. Сейчас эта усыпальница восстановлена, там есть придел во имя Лазаря Четверодневного. Вообще, от внешних нападений пострадало много козипских монахов, что доказано раскопками на территории обители. К сожалению, пространной достоверной истории монастыря не сохранилось. Авторы XVII века пишут о том, что Козипский монастырь очень необычный и красивый, но не является действующим, так как находится в ущелье Дзами – на перекрестке Джавахети и Боржомского ущелья, откуда на него и нападали враги. Через эту дорогу они проходили на территорию Картли. У подножия горы находится монастырь Кинцвиси. А если подниматься к вершине, можно насчитать 30 обителей. По благословению митрополита Иова во всех возобновили иноческую жизнь. Два с половиной года я был настоятелем Козипского мужского монастыря. За это время удалось восстановить два храма: во имя святого Георгия Победоносца и архистратига Михаила. Значение Козипской обители трудно переоценить: она на протяжении долгих веков остается главной среди других монастырей ущелья Дзами.
– Очень много для восстановления Козипского монастыря сделал покойный архимандрит Шио. Поделитесь своими воспоминаниями о нем.
– Да, главным вдохновителем и первым наместником Козипского монастыря стал молодой архимандрит Шио. Он был удивительным человеком. Мы вместе жили и служили еще в Батуми. Когда он был направлен в Козипскую обитель, она находилась в плачевном состоянии. Но кипучая энергия отца Шио, его горячее упование на Господа сделали свое дело. Козипский монастырь в 1998 году был восстановлен: тогда в обитель на торжественное богослужение приезжал Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II. Архимандрит Шио был по-настоящему духовным человеком. Он даже обладал даром прозорливости, но никогда его не показывал, поскольку не считал этот дар своим. Родом он был из города Боржоми. Вместе с братом он пришел в Батуми – служить Богу. Его брат потом женился, а Шио стал монахом. Молодой архимандрит был добрым, искренним и беззаветно преданным Богу. Каждое его действие, слово было хвалением Господа. Жизнь рядом с ним приносила ни с чем не сравнимую радость. Каждый его день проходил в труде – напряженном, подчас непосильном. Этот труд был внутренним подвигом поста и молитвы, общения с людьми, а также тяжелой физической работой. Одним словом, он был и остается для меня образцом монашества и духовничества. Помимо Козипского, отец Шио восстановил Дзамский и Тбетский монастыри. Батюшка подвизался в Кинцвисской обители, в Урбниси. Он любил всех, и все тянулись к нему. Но по воле Божией он погиб в автокатастрофе. Господь принял его душу в Царствии Небесном. Жизнь и деяния архимандрита Шио непротиворечиво доказывают следующее: неважно, как долго будет жить человек на земле, главное – чтобы он любил Бога, любил ближнего и понял смысл своей земной жизни. Несомненно, отец Шио прожил свою земную жизнь достойно.
– Как была устроена жизнь насельников в Козипском монастыре в пору вашего настоятельства?
– В монастыре постоянно проживало шесть монахов. Но ежедневно приезжали многочисленные паломники. Устав в монастыре очень строгий. Литургии совершались практически каждый день. В 3 часа ночи начиналась полунощница, далее читалось и пелось все, что указано в Типиконе. Послушания начинались сразу после литургии. Трапезовали два раза в день. Далее было время отдыха – очень короткое. Затем следовало келейное правило, в 3 часа ночи – снова полунощница. Бытовые условия были трудными, но в монастыре царила любовь, братия всегда поддерживали друг друга.
– Как вы восприняли известие о предстоящей епископской хиротонии?
– Я всегда искал скромной жизни, молитвенного уединения. Я хотел просто, не напоказ служить Богу. Поэтому я и пошел в монастырь. Разумеется, я не думал об архиерействе. И новость о предстоящей епископской хиротонии застала меня врасплох. В один зимний день, когда все было завалено снегом, в том числе и дорога в монастырь, митрополит Иов вместе с епископом Сванетским Иларионом (Китиашвили) все же добрались сюда. Надо сказать, что в Козипском монастыре не было телефона, так как линиям связи туда не дотянуться, а значит, предупрежден об их визите я не был. А тут еще такая новость: Священный Синод Грузинской Православной Церкви выбрал меня для рукоположения в архиерея. От удивления я не мог ничего сказать. Я воспринял это как милость Господа, Который удостоил меня, многогрешного, такой чести. Епископство – это новая степень ответственности, масштабность которой трудно себе представить. Если было бы мое желание, я остался бы в монастыре, но Священный Синод уже все решил. После этого известия я, конечно, встречался со Святейшим Патриархом Илией, который сказал: «Господь милостив, и нужно подчиниться воли Божией, ведь желание Церкви состоит в том, чтобы ты принял епископство как послушание». В декабре 2007 года я был хиротонисан в архиерея.
– Когда была основана окормляемая вами Болнисская епархия?
– Болнисская епархия имеет давнюю историю. Она была основана в V веке; в это время, при святом царе Вахтанге Горгасале, Грузинская Православная Церковь получила автокефалию. Тогда возникло двенадцать епархий и одна из них – Болнисская. До настоящего времени сохранился древнейший кафедральный собор – Болнисский Сиони. Епархия, как и вся Грузия, на протяжении своего существования видела разное. Здесь служили великие подвижники. Было время, когда Православие в Болнисси искоренялось, но потом здесь снова поселялись православные грузины, и молитва Христова звучала еще громче. Сегодня Болнисская епархия является неотъемлемой частью Грузинской Православной Церкви. Епархия находится в самой крайней части Грузии – на границе с Азербайджаном. Понятно, что в этой области проживает много азербайджанцев-мусульман. В общем, все непросто. На нас возложена ответственная миссия – донести слово Божие до всех людей. Чтобы вера, несмотря на национальные различия, соединяла каждого человека с Богом, чтобы укрепляла его духовные и телесные силы. Наконец, мы должны бережно хранить и преумножать традиции наших великих предков, которые мужественно исповедовали Православие в этом многоконфессиональном крае. Назову хотя бы известного грузинского писателя, ученого и политического деятеля Сулхан-Саба Орбелиани, который был воспитателем будущего царя Вахтанга IV. В нашей епархии расположено немало старинных монастырей: пять – мужских и один – женский. В последние три года в них идет активная реставрация. Одновременно умножается число духовенства и монашествующих. Есть у нас своя духовная гимназия, издательство, издается «Епархиальный вестник».
– Какие архиереи управляли Болнисской епархией за время ее существования?
– Архиереев, которые в разное время управляли епархией, много, однако сведения о них зачастую весьма обрывочны. Я хотел бы назвать одного из них – владыку Иоанна Болнели. Он подвизался на рубеже IX–X веков и был известен как образованнейший богослов и блестящий проповедник. Его творения изданы, но, к сожалению, почти не востребованы широкой православной аудиторией. Меж тем из них можно почерпнуть много полезного, они обладают сильным духовным зарядом. Мы сейчас тщательно исследуем жизнь этого архиерея и хотим ходатайствовать перед Священным Синодом о причислении владыки Иоанна к лику святых. Также кафедрой управляли архиепископы Иосиф Болнели и Николай Болнели. Однако о них мы знаем совсем мало. Пробелы в истории Болнисской епархии ощутимы, и наш долг – их восполнить.
– На территории вашей епархии расположен архитектурный памятник мирового значения – собор Болнисский Сиони, который датируется V веком. В каком состоянии он находится в настоящее время? Совершаются ли в нем богослужения?
Как я уже сказал, Болнисский Сиони является кафедральным собором епархии. Он находится в семи километрах от города Болнисси. Я лично возглавляю в соборе все воскресные и праздничные службы. В эти дни храм переполнен молящимися. Болнисский Сиони уникален тем, что на его стене сохранилась надпись V века, в которой говорится о времени создания собора и называется имя строителя. Это епископ Давид (470–480). Предполагается, что по его благословению и под его непосредственным руководством и был построен Болнисский Сиони. Надо отметить, что надпись на стене ценна сама по себе: она является образцом древней грузинской письменность хуцури. Также на стенах есть изображение креста, именуемого Болнисским, а в алтарной части сохранились красивые фрески. Необходимо сказать, что, несмотря на то, что в Грузии много старых храмов, исконные изображения в них почти утрачены. В этом смысле Болнисский Сиони уникален. Люди приезжают к нам не только со всей Грузии, но и со всего мира, чтобы посмотреть на этот памятник архитектуры и духовности, памятник, который потрясает своим величием на протяжении полутора тысяч лет. Понятно, что Болнисский Сиони – очень ветхий собор, со следами разрушения от времени. Из источников известны такие факты: в XVII веке обвалилась крыша, в связи с этим начались регулярные ремонтные работы. А в XIV столетии, во время татаро-монгольского нашествия, в соборе заперли 500 человек и сожгли их заживо. Следы от того пожара можно увидеть на стенах храма и сейчас. Останки мучеников долгое время хранили в костнице, под собором. В советское время они бесследно исчезли и до сих пор не найдены.
– Какими еще храмами и монастырями славится Болнисси?
– Широко известен мужской монастырь Цугругашени XII века, храм Казаретской Троицы XIII столетия, храм святителя Николая в Тандзиэ XVII века, а также Питарецкая мужская обитель. Всего на территории Болнисской епархии 200 храмов и монастырей. Мы делаем все возможное, чтобы восстановить их, чтобы в них служилась Божественная литургия. В этом году мы планируем открыть два монастыря. По всей епархии на данный момент действуют 16 храмов, где богослужения совершаются постоянно. А для этого, естественно, нужны священнослужители.
– Как вы готовите кандидатов для рукоположения в диаконы и иереи?
– К этому нужно подходить очень внимательно и с большой осторожностью. Тот, кого выбирает Бог, проходит определенную подготовку, после которой поступает в духовную семинарию. Бывает, некоторые ее выпускники подолгу живут в монастыре и послушаются. Мы наблюдаем их духовную жизнь. И если мы понимаем, что у них уже есть очевидное расположение, необходимые знания, полная готовность принять сан, то мы ставим их сначала в иподиаконов, а затем и в священнослужителей. Слава Богу, недавно в нашей епархии иерейскую хиротонию приняли десять кандидатов. ...
Свежие комментарии