Как сообщалось, осужденные за теракты в Минске и Витебске Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев были казнены. Перед этим президент Белоруссии Александр Лукашенко отказал в праве на помилование обоим приговоренным террористам «в связи с исключительной опасностью и тяжестью последствий для общества от совершенных преступлений». Между тем, «правозащитная общественность» в Белоруссии и других странах, ранее требовавшая отмены приговора, подвергла резкой критике власти Белоруссии за приведение приговора в исполнение.
Комментарий кандидата филологически наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.
Вынесение и исполнение смертного приговора является страшным, но абсолютно необходимым актом законной государственной власти Белоруссии. Конечно, расстрелянных и их родственников жаль, но гораздо более жаль тех, кого они умертвили страшной смертью, разорвали их в клочья. Ещё более, чем усопших, жалко живых, которые будут подвергаться таким же, если не более страшным, опасностям, если власть Белоруссии не защитит их жизнь всеми способами, в том числе неотвратимостью исполнения долженствующего наказания.
Что же касается родственников казненных, то, с одной стороны, их, конечно, жаль, но, с другой стороны, возникает вопрос, как они могли воспитать потенциальных террористов и убийц? В древних обществах родственников и родителей таких государственных преступников также ждало наказание. Каково же христианское отношение к смертной казни? Спаситель нам говорит: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). И ещё сказано в Библии: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Заповедь Десятисловия гласит: «Не убий». Кто же убьет, тот подлежит суду.
Могут указать на закон милосердия и всепрощения, принесенный Христом. Это так, но в этой ситуации прощать имеют право только убиенные этими террористами, возможно, ещё их родные, но никак не слезливые борзописцы и лицемерные политики, которые горазды прощать за чужой счет. Это во-первых. Во-вторых, и в Новом Завете мы видим страшные и суровые слова, говорящие о неотвратимом наказании за грех убийства. Иоанн Богослов говорит в своем послании: «Ибо возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23). Апостол Павел в Послании говорит: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.28:29).
Эти убийцы совершили грех против своих соотечественников и единоверцев. Среди убитых, без сомнения, были крещеные люди, как, может быть, и сами эти молодые люди, хотя мы ничего не знаем о том, обращались ли они с просьбой об исповеди перед казнью. Не слышали мы и о том, чтобы Белорусский Экзархат выступил бы с какими-либо ходатайствами об их помиловании. Но, так или иначе, своим действием они совершили страшный грех против своих собратьев. Таким образом, они распинали Сына Божия и ругались Ему.
Далее, святой апостол Павел говорит: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13.3:4).
В Православии существовало противоречивое отношение к смертной казни. Святые отцы выступали и за её отмену, и против этого. Стоит напомнить один житийный случай, когда к знаменитому египетскому авве Сануте (это V век, еще до Халкидонского Собора) пришел грешник, который убил ради грабежа и ничего не нашел на убитом. В раскаянии он пришел к авве. Авва сказал ему: «В селении ты увидишь разбойников, пристань к ним. Если тебя спросят, разбойничал ли ты с ними, то скажи "да", тогда тебя казнят, и милосердие Божие сойдет на твою душу».
Есть ещё более разительный случай, описываемый в 166-м рассказе «Луга духовного». К авве Зосиме пришел разбойник и умолил его соделать монахом, затем через 9 лет суровой покаянной монашеской жизни он вернулся к нему и попросил вернуть ему мирские одежды и забрать монашеские. На вопрос аввы: «Почему, чадо?», он ответил, что девять лет он живет в суровом подвиге и знает, что благость Божия оставила ему множество грехов. Но каждый день и каждый час он видит отрока, который спрашивает: «За что ты меня убил?» Он видит его в трапезной, видит на Евхаристии, и ни единого часа он не дает ему покоя. Поэтому он желает быть казненным, чтобы умереть за отрока, убиенного им. Одел он мирские одежды, был узнан, схвачен и обезглавлен.
В социальной доктрине Русской Православной Церкви отмечается, что Церковь неоднозначно относится к проблеме смертной казни, потому что смертная казнь - это не только устрашение, но и предупреждение преступления. Во-первых, это наглядный пример того, что так поступать нельзя, а, во-вторых, это прекращение удовольствия для грешника. Он уже не может насладиться ни алкоголем, ни наркотиком, он уже не погуляет на те грязные деньги, которые добыл убийством или иным преступлением. И это для грешника, который не верит в жизнь будущего века, страшнее всего. И, напротив, смертная казнь очень многих обращала к покаянию.
Удивительно покаяние, которое испытал перед казнью Кондратий Федорович Рылеев. Стоит почитать его предсмертное письмо, исполненное глубокой веры и духовного достоинства, чтобы понять, насколько покаяние может преобразить человека.
Для меня абсолютна непонятна та истерия, которая идет в СМИ по поводу этой казни. Это напоминает мне события 1881 года, когда после убийства Александра II, ума, чести и совести старой России, либеральная публика бросилась спасать его убийц, отъявленных мерзавцев и кровопроливцев. Лев Толстой и Владимир Соловьев проливали слезы, чтобы спасти тех, кто разорвал на куски Царя-Освободителя. Есть у нас любители быть добренькими за чужой счет, которые не понимают, что этим совершают самоубийство. Точно так же либеральная интеллигенция в конце XIX - начале XX веков оправдывала террористов, вплоть до того, что им предоставляли фальшивые паспорта. А после 1917 года многие из них побежали в эмиграцию, либо побрели по этапу или на расстрел.
Мы не должны повторять прежних ошибок. Мы должны поддержать Александра Григорьевича Лукашенко, которому это решение далось очень тяжело, как он сам сказал в интервью Сергею Доренко. Стоит вспомнить слова: «Прославим роковое бремя, которое в слезах народный вождь берет». Обязанность утверждать смертный приговор, обязанность меча, оправданная святым апостолом Павлом, - есть одна из самых тяжелых нош достойного президента Белоруссии.
Свежие комментарии