http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43620220133/Sekretyi-pravoslavnoy-mamyi.
http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43454204241/MAMA,-RASSKAZHI-SKAZKU!-gl.3-5
http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43452520256/MAMA,-RASSKAZHI-SKAZKU!-gl.6-7
http://lawyer-rossia.mirtesen.ru/blog/43964388943/MAMA,-RASSKAZHI-SKAZKU! -gl.8-9
ГЛАВА 10.
Сказки для взрослых.
Однажды, когда мне было очень грустно, я придумала для себя сказку. И как-то сразу успокоилась и смирилась... И тихо на душе стало и светло. Эта сказка называется:
Кристалл и нождачная бумага.
На столе лежали: неправильной формы бесцветный кристалл, похожий на обычное стекло и нождачная бумага. Они лежали рядом, лежали давно. Поэтому уже привыкли друг к другу.
Нождачная бумага была сварливой, серой и колючей, такими же были ее мысли:
— Все гребут под себя. Каждый норовит содрать с другого шкуру. Все вокруг – серость, кругом зло.
— Что вы, что вы! Взгляните, как играет солнце! Сколько цветов! Как поют птицы! Вы слышите? Как пахнет сирень! Вы чувствуете?
— Ничего я не чувствую. Лежу тут, как дура, без дела. Мои знакомые работают на заводах. Неплохо получают, на виду, уважаемые лица. А я тут, на этом дурацком столе, с каким-то дурацким стеклом.
— Зачем вы так? Вы лучше взгляните на мир моими глазами.
И кристалл повернулся к нождачной бумаге так, что на ее поверхность упал луч света. Солнечный луч преломился и заиграл всеми цветами радуги. Нождачная бумага была поражена увиденным, но упрямо проговорила:
— Эка невидаль – солнышко заиграло. Глупое стекло. И углы у тебя торчат во все стороны. И справа у тебя выпирает, и слева у тебя неправильная грань.
И нождачная бумага принялась шлифовать кристалл. Она ворчала и снимала с кристалла слой за слоем. Это казалось бесконечной мукой. Кристалл уменьшался на глазах. Он уже не радовался жизни, на его гранях уже не сияло солнце, грани были исцарапаны. Но его форма стала почти идеальной.
Но и нождачная бумага повыкрошила свою алмазную пыль. Теперь она более напоминала бархатную тряпочку, стала мягкой и бесформенной. Неизменным остался ее цвет – такой же серый, и характер – ворчливый. Она так же пыталась исправить кристалл и целыми днями шлифовала его.
И вот однажды утром на стол упал солнечный луч. Он пробежался по алмазной крошке, перепрыгнул через обрывки мятой серой бумаги и застыл в изумлении. Перед ним лежал прекрасный кристалл. Луч осторожно прикоснулся к одной из граней кристалла, и вся комната наполнилась дивным сиянием. Сотни разноцветных огоньков разбежались по всей комнате.
В комнату вошел старик. Он осторожно взял в руки кристалл и поднес его к свету. Затем старик стряхнул со стола алмазную крошку и обрывки бумаги в корзину с мусором и принялся изготавливать оправу для прекрасного кристалла.
А в другой раз я написала сказку для молодой девушки – художницы, которая покинула родительский дом в поисках свободы, и все боялась, что кто–то захочет ей навязать свое мнение. Сказка ей не понравилась...
ДАВНЫМ – ДАВНО В ЦВЕТОЧНОМ
КОРОЛЕВСТВЕ.
Давным – давно в Цветочном королевстве, расположенном на берегу теплого Изумрудного моря, произошла эта история.
Король в этом королевстве очень любил цветы. Поэтому повсюду — и в самом дворце, и в саду, и в парках цвели прекрасные розы, лилии, тюльпаны. Здешние сады поражали своим разноцветьем и изысканностью. В садах пели птицы, били фонтаны. В парках были целые аллеи из кустов жасмина, сирени и величавых кипарисов. И король с королевой подолгу гуляли мимо благоухающих жасминов, душистых нарциссов под белой сиренью.
Королева более любила деревья и кустарники. Поэтому они часто спорили с супругом – королем, что красивее — цветы или деревья:
— Милый мой друг, ты только вспомни ту дубраву, которую мы проезжали прошлым летом. Какие там величавые дубы! Сколько птиц и зверей находят себе приют в этой дивной дубраве. Какой там чистый воздух! Какая нежная трава! Сколько сил и могущества в этих великанах. На ум приходят старинные баллады о рыцарях, эльфах и чародеях.
— Ты права, моя дорогая. Деревья дают тень, утоляют голод, защищают от непогоды, согревают в стужу. Но, вот — эта дивная лилия. Взгляни на нее. Как она чиста и нежна. Какая изысканная форма. А аромат, этот нежный неповторимый аромат!
— Но у цветка короткая жизнь. День, два и цветок увял. А дерево радует нас круглый год. Цветет, затем приносит плоды.
— Но не подаришь же ты даме к дню рождения дуб или яблоню? Я думаю, что тебя неправильно поймут.
— Но я могу преподнести даме корзину винограда или персиков и букет сирени.
Так они спорили почти каждый день. В одном они были единодушны – в том, что садовник — очень важная и ответственная профессия. И не удивительно, что в их Цветочном королевстве было очень много садовников и все они были очень уважаемыми людьми.
Кроме цветов и деревьев у короля и королевы была еще одна привязанность. Это их маленькая дочь — прекрасная принцесса.
Когда девочке минуло шесть лет, к ее воспитанию привлекли лучших садовников королевства. Это были образованнейшие люди. Они учили девочку пению и музыке, рисованию и композиции, изысканным манерам и танцам. Не удивительно, что девочка к семи годам уже знала название почти всех цветов и деревьев. Девочка очень любила рисовать. Но, к большому огорчению королевы, она рисовала только цветы. И у нее это неплохо получалось. Лучшие картины дочери король поместил в своем кабинете.
Когда девочке исполнилось десять и она научилась верховой езде, ее стали манить березовые рощи, тенистые дубравы, широкие поля. Девочка сделалась более задумчивой. В ее рисунках стали преобладать лесные пейзажи. Она рисовала то иву, склоненную к ручью, то одинокую сосну на вершине горного утеса.
Король очень печалился от того, что дочь перестала рисовать цветы. Но королева говорила, что их дочь взрослеет и начинает ценить подлинную красоту.
К 16 годам принцесса превратилась в красивую девушку, серьезную не по годам, стройную, с пышной копной светлых волос, смуглой кожей и огромными карими глазами. Она не была похожа ни на кого из родителей.
На востоке существует поверье, что если женщина, носящая под сердцем младенца, будет смотреть в глаза газели, то ее дитя родится с глазами газели. Поэтому королеву часто спрашивали: “Не смотрела ли она в глаза газели?“
На что королева отвечала, что она много молилась перед светлым ликом Девы Марии и смотрела в ее глаза.
Принцесса всерьез увлеклась живописью. Ее работы маслом поражали искренностью, глубиной проникновения, высоким реализмом. На ее картинах появился человек. Сначала это были дети садовника, потом — продавец птиц, старая кухарка, цветочница, прачка.
Когда король увидел работы дочери, он ужаснулся. Он приказал отправить все работы на пыльный чердак и более не давать дочери красок. Ей даже запретили поездки верхом. Но девочка рисовала углем, рисовала на старой бумаге. Король приходил в ярость. Королева была на стороне супруга. И хотя более спокойно, но тоже убеждала дочь не рисовать простую челядь, а изображать цветы и деревья.
И вот однажды принцесса сбежала. Да, да она сбежала из дворца в одном платье. Без кареты и свиты придворных. Она оставила на старом камине коротенькую записку, где говорилось, что она едет в Танталию учиться живописи. В то время все художники ездили учиться живописи в Танталию.
Прошел день, прошла неделя, прошел месяц, минул год...
О принцессе не было вестей. В замке стало уныло и скучно. Король сделался хмур. Его не радовали цветы. Королева стала жаловаться на мигрень и часто целыми днями не выходила из своей комнаты.
Однажды король бесцельно бродил по замку и очутился на пыльном чердаке, где в беспорядке лежали картины дочери.
Он отобрал ее первые детские работы, где были изображены тюльпаны, розы, нарциссы и лилии, и принес их к себе в кабинет. Король приказал очистить картины от пыли и развесить их по стене. Целый вечер он сидел один, запершись в своем кабинете, никого не впускал. А наутро он вызвал к себе главного садовника:
— Ты — мой лучший садовник. Тебе я доверяю более других. Ты поедешь в Танталию и разыщешь там мою дочь. Передай ей это письмо. И вот этот кошелек с золотыми монетами.
В письме говорилось следующее:
— Мы, король Цветочного королевства, требуем вашего немедленного возвращения. В противном случае вы будете лишены наследства и вас постигнет участь изгнанницы.
Король передал письмо и кошелек садовнику и садовник уехал. Через месяц он вернулся ни с чем:
— Мой король, я не исполнил ваше приказание. Я не нашел среди танталийских художников вашей дочери.
— Неужели ты не встретил в Танталии девушку с глазами газели, походкой лани и волосами Венеры?
— Нет, я не встретил там такой девушки. Но мне указали на одну посудомойку, которая берет уроки рисования, живет на чердаке, а все заработанные деньги раздает нищим. Но я решил, что это не может быть наша принцесса.
Ничего не ответил король.
И вот прошел день, прошла неделя, прошел месяц, минул год...
Королева почти не выходила из замка. Ее материнское сердце разрывалось на части от боли. Однажды, гуляя по замку, она забрела на чердак и там, среди пыли, обнаружила картины дочери. Она перебирала старые рамки, вытирала их белым батистовым платочком и плакала. Вот дубрава с цветущими подснежниками, вот одинокая ива у ручья, вот светлая березовая роща. Королева отнесла картины к себе в спальню.
Сколько воспоминаний нахлынуло на нее, сколько забытых мгновений пережила она, глядя на эти картины... Наутро она вызвала к себе садовника и передала ему следующее письмо к дочери:
— Дорогая девочка, тебе право же пора повзрослеть и поумнеть. Твой отец очень печалится и готов простить тебя, если ты вернешься. Тебя ждет замужество и степенная жизнь. Отбрось свое ребячество. Возвращайся.
Королева отправила садовника на поиски дочери в Танталию, вручила ему письмо и деньги. Все это в тайне от короля.
Через месяц садовник вернулся ни с чем:
— Я не исполнил вашего приказания, моя королева. Я объехал всю Танталию, но не встретил там вашей дочери.
— Как? Ты не нашел там нашей прекрасной принцессы? Ты не нашел там нашей хрупкой девочки?
— Нет, я обошел всех художников. Но среди учеников богатых живописцев ее нет. Я видел одного уличного художника, который зарабатывает себе на хлеб рисованием. Но его одежда грязна и оборвана. И хотя он чем-то и напоминал мне нашу принцессу, я и мысли не допустил, что это может быть она. Вероятно, ее нет в Танталии.
Ничего не ответила королева.
И вот прошел день, прошла неделя, прошел месяц, минул год...
Король с королевой сидели у камина и молча глядели на огонь.
— Ты знаешь, какой сегодня день?
— Среда.
— Три года, как ушла наша девочка. Мы были к ней несправедливы.
— Да.
— Там, на чердаке, лежат ее картины, ее последние работы. Помнишь? Кухаркина внучка с котенком, продавец птиц... Прикажи их принести.
— Хорошо.
Когда картины принесли в гостиную и расставили на диване и креслах, то гостиная словно ожила, наполненная голосами и смехом детей.
В гостиную вошел слуга и доложил, что к ним приехал их старинный приятель, сосед, господин К, который долго путешествовал.
Король с королевой были рады гостю. Распрашивали его о дальних странах, об обычаях и нравах других народов. Гость с удовольствием рассказывал о разных чудесах и диковинках. Кроме прочего он упомянул о том, что в Танталии объявился новый художник. Что все только и говорят о нем, о его таланте и необычных картинах. Говорят также, что художник этот — вовсе не художник, а знатная дама, которая скрывает свое происхождение. И что картины этого художника стоят целое состояние и сам император заказал себе портрет у этого художника. Гость пожелал представить королю одну из картин этого знаменитого художника, приобретенную им на аукционе за баснословную сумму. Когда королева взглянула на портрет девушки, изображенной на картине, то пришла в крайнее замешательство:
— Взгляните, пожалуйста на картины, стоящие в этой гостиной. Не находите ли вы сходства между ними?
Господин К был не только почитателем искусства, но и его знатоком. Он в изумлении воскликнул:
— Нет, нет! Несомненно — это одна рука! Та же манера. Откуда у вас эти работы?
Но ничего не ответили король с королевой. Господин К просил продать ему картины, предлагал большие деньги. Но король ответил:
— Нет, эти картины не продаются.
Господин К поблагодарил короля с королевой за гостеприимство и покинул замок.
В эту ночь король с королевой не сомкнули глаз. Они писали письмо своей дочери:
— Дорогая принцесса. Возвращайся. Мы были несправедливы к тебе. Прости нас. Мы многое поняли и на многое смотрим теперь другими глазами. Мы обещает, что не станем более склонять тебя к чему-то, противному твоему желанию. Ты свободна в своих действиях. Но, просим тебя, вернись!
Но это письмо так и не было отправлено. Утром ко дворцу подъехала карета, запряженная шестеркой лошадей, из которой вышла прекрасная принцесса. Она, как лань, взбежала по длинной мраморной лестнице, распахнула двери гостиной и...
Замок словно проснулся ото сна. Он наполнился голосами, смехом.
И вот, прошло много дней, много недель, месяцев, минуло много лет...
И разнеслась по миру молва о Цветочном королевстве. О удивительных художниках, которыми оно славится. И с тех пор многие талантливые молодые люди ездят учиться живописи в Цветочное королевство. Даже танталийские. И одной из самых почетных профессий в Цветочном королевстве считается профессия рисовальщика ( разумеется, если не брать в расчет профессию садовника).
ГЛАВА 11.
Мама, расскажи сказку.
Только мама может угадать, какую сказку ждет от нее ребенок. И если ребенок просит вас:
— Мама, расскажи сказку!
То отложите дела. “Детство проходит.“ И это не мои слова. Это фраза моей дочери. Она очень просила меня разрешить ей взять котенка, но я долго противилась. И тогда она мне очень серьезно сказала:
— Детство проходит...
КАТИНА ТАРЕЛОЧКА.
Оля не хотела есть суп:
— Не буду. Он не вкусный. В нем лук плавает.
Я ей возразила:
— Но ты так любила лук в детстве. Я тебе его специально жарила. Целую сковородку. Ты забыла?
— Это я маленькая была, глупая. А сейчас я его больше не люблю.
— Напрасно. Тот, кто не ест лук никогда не вырастет. Или будет больным и слабым. Лук очень полезен. А суп нужно есть непременно. Я знала одну девочку, у которой не было своей тарелочки и которая очень хотела кушать. Хочешь я тебе про нее расскажу?
— Хочу.
— Ну, тогда слушай.
В одной семье было много детей. Шесть мальчиков и одна девочка. Семья жила очень бедно, но дружно. На ужин мать выставляла на стол большую миску похлебки и вся семья ела из этой большой общей миски. Лишней посуды в доме не было.
Девочку звали Катя. Она была самой младшей в семье. Братья уже помогали отцу по хозяйству, работали в лесу. Поэтому у них был очень хороший аппетит. И похлебка на столе очень быстро кончалась. Катя успевала съесть 2-3 ложки. Мать вздыхала, сетуя на то, что ей больше нечего дать своим детям. Она делила на всех большой каравай хлеба. Всем доставалось по куску и дети шли спать.
Катя прятала свой хлеб в карман платья, а потом ела его, потихоньку отщипывая. Она всегда оставляла себе корочку, которую можно было съесть потом, когда очень захочется. Катина кроватка стояла в углу за шторой. Часто по ночам Катя просыпалась от того, что ей очень хотелось кушать. Ей снился сладкий пирог или просто тарелочка дымящейся похлебки. Катя доставала свою корочку, клала ее в рот и сосала, как сладкий леденец. Кате было очень жаль себя, жаль маму. Катя плакала. Плакала от того, что у нее не было куклы, что братья дразнили ее и не принимали в свои игры. Она не хотела говорить маме, что ложится спать голодная, чтобы не огорчать ее. Ведь мама и так всегда грустная, часто болеет и почти всегда кашляет. Она так часто плачет!
Но наступало утро. Новый день приносил новые заботы и радости.
Каждое утро Катя ходила в близлежащий лесок и приносила оттуда хворост для растопки. Это было ее работой. Потом она помогала родителям по дому.
Однажды Катя возвращалась домой с вязанкой хвороста. Она присела отдохнуть под большой старой сосной и залюбовалась на двух прелестных мотыльков, которые порхали над цветами зверобоя. Солнце стояло высоко. Где - то в небе звенел жаворонок, стрекотали кузнечики. Вдруг она услышала незнакомое цоканье. Звук исходил откуда-то сверху .
Катя подняла голову и увидела рыжую белочку, которая сидела на сосновой ветке и с любопытством поглядывала на нее. Ее черные глазки живо блестели. Катя вспомнила, что у нее в кармане лежит сухая хлебная корочка. Она приблизилась к сосне и, положив корочку на ладонь, протянула ее белке. Белочка в три прыжка спустилась вниз и уселась на ладони девочки. Она быстро справилась с корочкой и перебралась на Катино плечо. Но вот что произошло дальше!...
Белочка прошептала Кате на ухо:
— Спасибо тебе, добрая девочка. Ты отдала мне свою последнюю корочку, хотя сама часто голодаешь. Я отблагодарю тебя. Под вязанкой хвороста ты найдешь для себя подарок. Я знаю, у тебя завтра день рождения. В этот день все дети получают подарки. Ты очень добрая девочка.
И, прыгнув в сторону, белочка исчезла.
Катя долго стояла, почти не дыша, боясь пошевелиться. Потом она еще раз огляделась вокруг, осторожно подошла к своей вязанке. Встав на колени, приподняла ее. Что-то блеснуло на солнышке. Катя отодвинула хворост. На траве лежала изящная белая тарелочка с золотым ободком по краям, с сосновыми веточками, на одной из которых сидела красивая рыжая белочка. Белочка озорно улыбалась и держала в лапках большую сосновую шишку.
Катя взяла тарелочку в руки. Она была очень легкая. Катя не помнила, как шла домой. Ей казалось, что она летела на крыльях. Все было, как во сне. Катя отдала тарелочку маме и сказала, что ей подарила ее лесная говорящая белочка. Мама удивилась красоте тарелочки и пообещала, что теперь Катя будет кушать только из своей тарелочки. Но в то, что это подарок белочки, не поверила:
— Ну и выдумщица ты у меня. Беги, помоги папе во дворе собрать щепки. Потом расскажешь, кто тебе ее подарил.
С этого дня Катя ложилась спать сытая. Вставая из-за стола, Катя говорила:
— Спасибо, мама. Спасибо, папа. Я накушалась. Спасибо, белочка.
А вечером, засыпая, шептала:
— Спасибо тебе, дорогая белочка. Я теперь сплю всю ночь. И у меня не урчит в животике... Я знаю, тебя послал добрый Ангел. Передай ему спасибо.
Шло время. Катя берегла свою тарелочку. А мама с папой только ахали, да удивлялись:
— Как ты быстро растешь! Катя! Скоро ты перегонишь своих братьев.
Вот и вся сказка.
А в твоей тарелочке еще остался суп?
ГЛАВА 12.
Олины сказки.
Вероятно, желая поставить меня на место, Оля как-то заявила:
— А я тоже умею сочинять сказки.
— Ну, тогда расскажи хоть одну.
— Включай магнитофон и я расскажу тебе много сказок.
И я включила магнитофон... ( Оле к тому времени исполнилось четыре с половиной года).
ПЕРВАЯ СКАЗКА.
Знаете, я такая веселая. У меня такое удовольствие, что я совсем веселая-превеселая. И я вам расскажу одну сказку. Она называется “Царевна добрая с женихом“.
Жила – была Царевна добрая. Пошла она в сад и встретила там молодого принца. Она захотела на нем жениться. Но царь велел отрубить ему голову. А царевна им не дала.
Убежали они в лес, сделали там себе дом и спрятались. И все думают: “Где они спрятались?
И пошли их искать. Долго искали. Шли долго ли, коротко ли... Наступила ночь. Ничего не видать. А царевна уже в царстве - государстве добром-предобром. Они там поженились и стали долго - предолго жить.
Конец. Весела городец. Кольцо перекручивается. Ножкой топ - топ - топ и прихлоп - хлоп - хлоп. Все!
ВТОРАЯ СКАЗКА.
Дети, я вам расскажу сейчас сказку про Машу и медведя. Но это другая сказка, не из книжки.
Жила-была девочка Маша. И подружки ее собрались в лес за грибами. И одна из подружек стала ее уговаривать:
—Идем с нами! Идем с нами!
И вот наступила ночь. Все уснули. Одна Маша не спит. А вдруг медведь как наступит на нее и говорит:
— Ты будешь топить мне печку, варить кушанье мне, будешь моих медвежат кормить.
Маша задрожала и упала. Села на скамеечку и заплакала. Так вся жизнь продолжалась... И вдруг она сказала:
— Матушке на пенек отнеси.
А сама залезла в пироги. А он пришел, глядит:
— Господи, пироги!
Вот захотелось ему съесть пирожок. А маша говорит:
— Не ешь пирожок. Матушке с дедушкой неси.
Конец! Кто слушал – молодец!
ТРЕТЬЯ СКАЗКА.
Дети, я вам расскажу сейчас сказку. Но не простую, а золотую.
Там жил король, да двадцать богатырей. И там жил-был мышонок с котом. Вот однажды царь наказал этим богатырям убить кота. Это было очень давно лет, целой ночью. Он им это приказал. А сам лег спать. А за мышью гонялся сам богатырь, сам их правитель – богатырей богатырь. И он гонялся, гонялся. И вдруг закрылась дверь. И мышонок удрал. А это был кот. И он помог мыши, а богатырю по носу дал. Тот как завалялся, закувыркался. Все смешно было. Даже моя мама сейчас смеется. Она сейчас упадет со стула.
И вдруг откуда ни возьмись прыгнул заяц. Им нарядился тот самый кот. Он размахнулся, да как даст. Здорово то было! Смешно!
Конец. Кто слушал – молодец.
ЧЕТВЕРТАЯ СКАЗКА.
Дети, я вам расскажу сказку. Но не простую, а синенькую - пресиненькую. Эта сказка про волка и лису. Как они гонялись и чуть не съели свинью.
Вот однажды волк гонялся-гонялся за свиньей, но так ее и не поймал. А впереди стояла лиса. А она ее как “пык - мык - мык - мык...“ Колесом покатились, прямо в речку. А тут кот как размахнулся, и “пик - пак - мах - мах...“ Это был друг свиньи. И всех в воду повалил. Но они все умели плавать и уже оказались на мосту. Тем временем на заборе сидел петух. Он увидел, как они дерутся, да как закричит:
— Кудах - тах - тах - тах! Кудах - тах - тах - тах!
Тем временем волк с лисой были уже привязаны к одному дубу одной веревкой. И у них у каждого была вставлена своя линейка. У волка – желтая , а у лисы – оранжевая.
Конец. Кто слушал – молодец.
ПЯТАЯ СКАЗКА.
Жили-были дед с бабкой. У них не было ни внука, ни внучки. Только кошка с котенком, да папа – кот. Котенка звали Тиша. И решили кошки пойти к волшебнице Гингеме. И пришли они в оранжевый замок и там жила Оранжевая королева Оранжевого замка – добрая Гингема. И она дала им зернышко. Если оно не вырастет, нужно сказать:
— Гими - гима - гили - гима...
Если вырастет, сказать:
— Поп - поп - лика - леп...
И выросло такое маленькое. И там была девочка. Совсем крошка. И она сказала:
— У меня нет одежды.
И принесли ей много - премного одежды. И приодела ее бабушка и застегнула ей пуговки. И все.
Сказке конец. Даже Бог и колец.
ШЕСТАЯ СКАЗКА.
Дети, я вам расскажу сказку. Но она не простая, а золотая, как золото, дети. И про козу и про дом.
Жила-была коза в дому одна. Она была хозяйка. У нее козлята родились. Она их родила, родила, да и песенку дала:
— И поила, и кормила,
И любила, им доила.
И кормила, уложила спать...
Да и все. Ля - ля - ля, ля - ля - каля.
Она пела, пела, да и все. В окне у них было такое сердечко, что один козленок и выпрыгнул.
И дома все встали дыбом и закачались. А мама подумала, что это великан. А там нет никаких великанов, только люди ходят. Глядит, а это не великан, а этот шалун, веревкой перевязанный. Он уже в середине комнаты.
Конец. Кто слушал – молодец!
СЕДЬМАЯ СКАЗКА.
Дети, я вам расскажу сказку. Не простую, а ледяную. Про бабу-Ягу. Как стала девочка бабой-Ягой. И выросла и стала бабой-Ягой.
Жила-была девочка с мамой и папой. Росла, росла и выросла не тетей, а Бабой-Ягой. И превратила из палки в метлу и полетела. Ей кричат:
— Куда ты, баба-Яга!?
А она в ответ:
— Кышь - мышь - пыщь! Бабушка, прощай!
Жила она и жила и приходит к ней ее бабушка:
— Ты кто такая, мы тебя не знаем?
— Я – ваша внучка!
— Нет, ты – баба-Яга!
— Нет! Я – ваша внучка. Это я! Я была девочкой, выросла и оказалась бабой-Ягой.
И все так продолжалось день за днем. Но вдруг кнопка нажалась и все прогляделось. И все.
Сказке конец. Кто слушал – молодец.
ВОСЬМАЯ СКАЗКА.
А эта сказка, не сказка. Это – жизнь. Жизнь – это сам Бог. Это было очень давно, когда жили люди. Одна девочка жила с мамой и папой. Но папа ее верил не в Бога, а в зло. И он сидел в злом яйце. А девочка с мамой своей сидели в добром яйце. И все было у них хорошо. Но только девочка все время раскидывала игрушки. И вот цветок-лепесток упал ей на глаза. Он на нее упал. Она открыла глаза свои. И перед нею стоял принц красивый. И он был волшебник. Но он добрый был и всех уважал. И все звери к нему прибегали.
Да вот случилось однажды... Злая волшебница узнала это – королева Снежная. Стучит в окно. И пришел к ней этот мальчик. И ушел, и не оглядывался. Перед ним были замки гуденые. И он не угадывал, в котором замке живет королева.
Конец. Кто слушал – молодец.
ДЕВЯТАЯ СКАЗКА.
Утро начинается. День за днем кончается. Вот старуха - набируха выскочила. А сама набируха щеки-то набила.. А сама-то заругалась, не верит в Бога. А глаза притворяются добренькими, но все равно все узнают, какая она злая. И все добрые от нее прячутся, а все злые выскакивают. И вот я глаза зажмурила, а вместо нее – змеи. Вот тебе и так - так - так. Жаба - жабина! И она там каждый день. Но вместо нее вот уже три дня выходила царевна молодая, красивая. Не хвастается, никому не показывает красоты. Щечки румяные, губки красные, глазки светленькие.
Начинается конец. Набируха кончается.
Однажды вечером мы решили поиграть с Олей в “вопросы – ответы“. Получился вечер вопросов и ответов. Я играла роль корреспондента газеты, который берет интервью. И вот что из этого вышло:
— Оля, что такое по - твоему сны?
— Сны – это зверь.
— А что такое приюты?
— Дом для бездомных.
— А откуда берутся бездомные?
— У них нет квартиры. У них отобрали квартиру, дом. Их бывает обкрадут. И их в приют берут.
— А кто такие бомжи?
— Это плохие люди.
— Почему же плохие?
— А что ли хорошие?
— Ну ладно, давай дальше. Зачем нужна милиция?
— Чтобы преступников ловить.
— Чем отличается фея от колдуньи?
— Колдунья делает по - плохому. По - хорошему делает добрая волшебница, фея.
— Кто такие Ангелы? Где они живут?
— Ангелы – это Бог.
— Ну, нет. Ангелы – это Ангелы. У тебя есть Ангел - Хранитель? Что он делает?
— Он поет.
— А еще что он умеет делать?
— Умеет радоваться.
— А еще?
— Спасать. Дает спать...
— А зачем люди в церковь ходят?
— Затем, чтобы принять Душу Бога, кусочек Души Его.
— А зачем нужна Святая вода?
— Чтобы Святыми быть.
— А просвирочку зачем едим?
— Чтобы одна радость была. Одна радость.
— Какие ты знаешь иконки?
— Семистрельница, Богородица, Царица Елена.
— Зачем в Храме свечи зажигают?
— Чтобы быстрее люди больные выздоровели.
— Почему нельзя делать зло?
— Потому, что зло нарушает все. Вулканы делает. Траву уничтожает. Страны уничтожает.
— Какие ты любишь сказки?
— Добрые.
— Когда ты выйдешь замуж, у тебя будут дети?
— Будут.
— А сколько?
— Один.
— А двух ты не хочешь?
— Давай двух.
— А трех?
— Давай трех. И больше. Вот столько! (Оля показывает пальцы рук.)
— Ты любишь много детей?
— Да, люблю. Только они будут игрушки разбрасывать и не будут их прибирать.
— А ты их научишь. Ты их будешь кашей кормить, спать укладывать, сказки рассказывать. А ты их будешь наказывать или любить?
— Если они будут хулиганить, я их буду прощать.
— А если они заплачут, что ты сделаешь?
— Я их возьму на руки. Или скажу: “Я люблю тебя“. Чтобы они не плакали.
— Так значит, когда человека любят, то он и плакать не хочет? А вот почему человеку важно знать, что его любят?
— Это знак любви.
— А вот растет человек. И его никто - никто не любит. Каким он вырастет?
— Злым.
— А почему?
— Без любви вырастают злыми. Простые люди – это кроткие. Они излому не верят, да и добром не верят. У них только случаи одни.
— Как это?
— А просто. Только случаи одни. У них одна удача. Они в Бога верят.
— Верят?
— Да, верят. Но они в церковь не ходят. Потому, что у них много работы.
— То есть они находят себе оправдание?
— Да, и они говорят: “Нам некогда ходить“.
— Поэтому у них ни добра, ни зла?
— Да.
— Как - то они не определили свои отношения с Богом. А это хорошо или плохо?
— Хорошо. Ведь у них много иконок дома. Все, все стены увешаны.
— Так почему же они в церковь не ходят?
— Не успевают. У них совсем выходных нет. Только по пятницам. И все дела, дела. У них одно дело сразу за другим идет. Дело за делом, дело за делом.
— Так тяжело. И никак не вырваться? Но должен же быть выход? Что же им делать?
Убежать.
— Куда?
— В церковь убежать от работы.
— А может быть обратиться с молитвой к Богу: “Господи, помоги мне разорвать этот порочный круг!“
— Да, нужно сказать: “Господи, помоги мне пожалуйста.“
— Оля, а ты помнишь, как мы с тобою застряли в лифте, когда отключили свет? Ты тогда помолилась.
— Я тогда помолилась и нас освободил Господи. Это был сам Бог. Я Его видела.
— А как ты Его видела? Ты мне об этом не рассказывала.
— Я Его глазами видела.
— И Он пришел, чтобы нас освободить?
— Да. И это был самый добрый человек. Кто верит в Бога, тот – сам Бог.
— Как это?
— Только тот, кто в круге стоит, в этом круге (Оля проводит рукой в области сердца), в сердце, тот – Победитель, Человек.
— То есть человек должен всегда свой ум в сердце держать?
— Всегда, всегда быть в круге.
Закончив опрос, я была в смятении. Интересно, кто из нас двоих мудрее и опытнее? Я – 42-х летняя женщина, или моя дочь – девочка, которой неделю назад исполнилось 5 лет.
Иногда по вечерам мы с Олей ведем философские беседы “о жизни“, “о взрослости“. И, буду откровенна, некоторые ее рассуждения ставят меня в тупик:
— У каждого человека должен быть разум, должен иметься разум. А в его сердце, в его груди должен быть свет. Он, как огонь должен гореть. День наступит и оно будет все гореть и гореть. И так Душа начинается.
У меня на дороге счастье. Но оно не очень красивое. Оно грустное. Мне не надо такое счастье. Оно должно быть веселое, чтобы мое сердце освятило. И чтобы я ходила в церковь. И чтобы папа не ругал меня за это. А то он верит не в Бога, а в зло.
Сердце мое, веселись. А его ты не слушай. Не запоминай ты злого, которое он говорит. Я родилась для одного Бога. Оля, Не верь в зло!
Как-то вечером я присела на несколько минут с книгой. Домашняя работа нескончаема и почти не остается времени на себя. Оля тихо подошла ко мне. Я видела, что она в “образе“ (в игре):
— Вы знаете, я из приюта. Можно я у вас немного поживу?
— Хорошо, Оля.
— А я не Оля. Я – Катя.
— Ну хорошо, Катя, живи. Но как ты попала в приют?
— Я убежала из дома. Мои родители – пьяницы. Они меня бьют и ругают. И есть не дают. Даже хлеба у нас нет. А дома такой бардак. Такая грязь. А мать на меня все время кричит, как бешеная. Даже если я ничего не сделаю, все равно кричит.
— Бедное дитя. Что же, поживи. Ты так намаялась. Отдохни от всего этого кошмара ( в это время у меня рвались наружу, поверьте, совсем не игровые слезы).
Оля подошла к своей кроватке и спросила:
— А можно я у вас на этой кровати спать буду?
— Вообще-то можно. Но у нас есть девочка, которая спит на этой кровати. Правда она такая непослушная и упрямая. И никогда не убирает за собой игрушки. Я бы с удовольствием отдала эту девочку в приют, а взяла тебя, Катенька.
— Вот и хорошо. Раз уж она такая дурочка, отправьте ее в приют. А я останусь тут у вас жить.
Честно сказать, у меня после ее слов было крайнее замешательство. Особенно меня беспокоило то, не станет ли моя дочь играть в родителей – алкоголиков в детском саду.
Да, мы в свое время в такие игры не играли. У нас были индейцы, космонавты, партизаны и т.д.
8 марта 2001:
Купили с Олей пакетик семечек на улице. Женщина, которая нам их продала, была нашей знакомой. Она рассказала нам, что сегодня воробьи и синички устроили банный день – купались в луже под водосточной трубой.
Место, где торговали семечками, было излюбленным для птиц. Они сновали здесь целый день. А синицы умудрялись стащить семечки из под самого носа продавщицы. Совсем не боялись людей.
Оля спросила меня:
— Мама, а ты добрая или злая?
— Ну, не знаю. А ты как думаешь?
— Все, кто верит в Бога, – добрые.
— Ну, значит – добрая.
— Тогда угости синичек семечками.
Я отсыпала горсть семечек и бросила на снег. Но синички чего-то испугались и упорхнули. Я успокоила Олю:
— Ничего, они вернутся, обязательно вернутся и все подберут.
И мы пошли домой.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
В сказках герой часто отправляется за тридевять земель в тридесятое царство искать счастья. Он подвергается опасностям, с ним происходят удивительные вещи. И в конце концов, он возвращается домой и видит, что дома его счастье, его друзья, его место. Зачем же он ходил? Чтобы повзрослеть, набраться ума? Чтобы узнать правду о себе? Чтобы почувствовать, как ему одиноко на чужбине. Чтобы понять, что только дома он может быть самим собой.
В таких сказках показано, как найти себя, поверить в свои силы, как нам дорого то место, где мы родились и выросли – “где родился, там и сгодился”.
Сложно понять, что искушения и скорби полезны душе нашей. Бежать от них в поисках покоя и тишины – малодушие. Ведь все было от Него (от Бога). И Он один знает, что нужно нам, и где наше место. И только Он не предаст и не обманет, даст просимое и утолит голод души нашей.
Сказка, прочитанная ребенку своевременно, научит его понимать мир, не бояться его, не осуждать людей за их слабости (у каждого в сказке своя роль, свои места – “согласно купленным билетам“). Бывают и страшные сказки, но с хорошим концом. И здесь – “тренинг”. Пересиль себя, дослушай до конца. И тогда не страшно, тогда смешно. Так всегда с нами бывает. Вчерашние безвыходные положения кажутся нам сегодня смешными пустяками, если мы не испугались принять их и прожить, если мы не спрятались, не зарыли голову в песок.
Сказка учит:
– Не беги от трудностей. Встреть врага лицом к лицу и победи себя в себе. Не стой на месте. Постоянно двигайся вперед. Совершай поступки, достойные высокого звания “Человек”.
Мне иногда кажется, что нам не нужны ни высшая математика, ни машины, ни благоустроенные квартиры. Если бы мы развивали в себе только духовное, то ходили бы по воде, летали бы по воздуху, переносились бы по желанию в любой уголок земли. По вере можно совершать чудеса. А собаки кусают только тех, кто их боится и считает “кусачими”.
Удивительные вещи происходят с моей дочерью, когда она слушает сказки. ОНА СТАНОВИТСЯ ВЗРОСЛОЙ, спокойной и мудрой. Она столь здраво рассуждает, что иногда пугает меня своими умозаключениями:
– Скажи, мама, как люди волшебство делают?
– А нужно очень верить.
– И тогда волшебство получится?
– Да, получится.
– Я знаю, волшебство живет в нашем доме. Но, чтоб было настоящее волшебство, нужна чистота.
– Как это?
– Так. Чи - сто - та… Ну, как ты не понимаешь? Она в доброй душе, где добрые дела, – в добром яйце. В добром яйце все – доброе, все – чистота. Злые люди живут в злом яйце.
– А где злое яйцо?
– На небе. Его на небо поднял злой дух. Он был сначала злой человек, потом умер и стал злым духом, и ушел на небо. Он там на небе открыл злое яйцо и берет туда злых людей. Это злые люди распяли Христа на Кресте, чтобы Его обидеть и оскорбить. И Христос превратился в Дух и собрал в яйцо все добро и поднял его на небо. Теперь Он откроет доброе яйцо, и мы туда войдем.
У злого человека – черная душа, а у доброго – светлая душа.
Но стоит ей сесть у телевизора и посмотреть “фильмы для всей семьи” или диснеевские мультики, как она превращается в глупого и непослушного ребенка и совершает недопустимые вещи. Она сама это чувствует и старается уходить из комнаты, если там кто-то смотрит “взрослый” фильм.
Однажды она сказала мне, придя на кухню:
– А Саша смотрит страшное кино.
– Ну, что поделаешь. Он уже большой и сам решает, что ему нужно, а что нельзя.
– Но ведь он носит крестик!
Что ответить мудрому ребенку нам, таким глупым и непонятным взрослым? Как объяснить наши необъяснимые и неоправданные поступки, нашу высокую мелочную требовательность к детям и всепрощение себя? Как объяснить наш грязный язык, нашу жестокость и страх перед проявлениями настоящих душевных качеств – любви, смирения, терпения и благородства?
Один раз увиденный и пережитый пример родителей дороже сотни назиданий. Он остается в душе ребенка нежным неувядающим цветком, от которого исходит аромат всю последующую жизнь.
Какое счастье для ребенка, если его родители не успели повзрослеть настолько, чтобы превратиться в тупых болванов с набором дежурных фраз:
—…Ешь, одевайся, иди…Не дружи, нельзя, плохо…Туда, сюда, прямо…Бездарь, дурак, идиот!? Безжалостный, жестокий, зверь!
Кого вырастили такие родители, мы видим по финальной фразе, констатирующей весь итог их “воспитания”.
Ребенок совершил проступок. Что делать? Отшлепать, осудить, отстранить, изолировать? А если понять? И прочитать сказку о добре и зле, и о том, как победить в себе дракона. Это сложнее, это труднее для нас, это стоит больших душевных сил. Но ребенок не замкнется, не станет делать “это” назло, чтобы привлечь внимание. Дети любимые реже болеют, тише себя ведут, с ними меньше конфузов на улице.
И еще странная вещь. Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и ненавидим их за зло и боль, которые мы им причинили. Это же относится и к детям. Родители больше любят болезненных и капризных детей.
Все, что с нами происходит во взрослой жизни, исходит оттуда – из детства. Мы недополучили любви – стали обжорами. Нам не читали сказок – мы выросли робкими и страдаем от приступов уныния, боимся одиночества и поэтому не позволяем себе дружить, любить, верить и доверять.
Милые родители! Если бы вы только знали, как важно знать вашему ребенку, что вы его любите, что вы верите в него, что вы доверяете ему. Разумеется, не пересластите. Во всем нужна мера. Но я обращаюсь к разумным родителям.
В пять лет мне была открыта тайна смерти моей матери. Я пыталась спасти ее, но мне никто не поверил. Должное исполнилось через 18 лет, исполнилось именно так, как я видела во сне.
Советуйтесь со своими детьми, обращайтесь к их чистому сердцу за помощью. И помните, что Любовь творит чудеса. Поднимает нас на невидимых дивных крыльях над нашей повседневностью и уносит в детство, в светлую мечту.
Вспомните это дивное ощущение полета, свободы и тихой необъяснимой и нечаянной радости оттого, что нас Кто-то любит, любит просто так, не из-за чего-то. И мы поднимаем переполненный кубок светлой Любви и несем его всем, кто хочет пить. И все пьют, а кубок не пустеет, из него плещет через край Свет и Любовь и необъяснимая сила детской Веры и Чистоты. Наверно, это и есть “НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША”.
Автор просит присылать свои отзывы по адресу:
155841 п/о Решма- 1 Ивановская область
Кинешемский район д. Дьячево д.4 кв.46
Потехиной Елене.
Свежие комментарии