В своем докладе на Епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «Мы справедливо говорим о политической нейтральности Церкви, но мы не можем быть безразличны к заявлениям тех людей, которые претендуют на то, чтобы стать кандидатами в президенты или в депутаты, и которые в своих программных документах выражают идеи, противные учению Церкви.
Здесь заканчивается наша нейтральность. Мы не можем своим молчанием как бы поддерживать губительную для человеческих душ позицию тех или иных политиков. И, не входя в политическую борьбу, мы должны оставаться верными своему религиозному мировоззрению, в том числе в плане оценки деятельности политических деятелей».
Иными словами, Святейший оставил за представителями Церкви право давать оценку программам политиков и политических партий.
«В каких случаях, на ваш взгляд, представителям духовенства следует отступать от строгого политического нейтралитета? Бывали ли такие случаи на вашей памяти?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сказал: «Россия в первую очередь у нас ассоциируется с русскими людьми, православными. У нас православных церквей больше, чем во всем остальном мире. Русская Православная Церковь лежит в основе государственности испокон веков. Да, она отделена от государства, не вмешивается в политику. Но когда дело доходит до конкретных шагов, например, вопроса об имуществе Церкви, иконах, которых перед революцией было 240 миллионов в стране, а осталось 3 миллиона, мы натыкаемся на полное непонимание. Сегодня многие иконы находятся за рубежом, теперь их нам же продают. Сколько раз мы обращались в таможенные организации, где хранятся десятки тысяч икон, но нам говорят: подтвердите принадлежность икон Церкви, тогда вернем. Как к этому относиться?»
«Или военное духовенство, о необходимости которого все говорят. Во всем мире оно есть, государство оплачивает эту службу достойной зарплатой, чтобы капелланы обеспечивали высокий духовно-нравственный уровень, государство считает это очень важным. В армии США среди 2 миллионов солдат трудятся более 2 000 военных священников, они приравнены к госслужащим. И что у нас делается: в Москве и Санкт-Петербурге ситуация еще более-менее, а в глубинке царит нищета, там государство вообще никак не поддерживает Церковь. Нужны особые проекты, - считает пастырь, - ведь страна не бедная. Где извинения от государства за уничтожение храмов и монастырей, убийства священнослужителей в советское время, где предложения о помощи? Есть, конечно, отдельные люди, которые привлекают средства. Но политика государства такова, что Церковь сама по себе, а мы сами по себе».
«Но Церковь - это не только священнослужители, которых всего-то 20-25 тысяч во всем мире. Церковь - это люди. И они в своей обычной жизни пока никак не могут расправить плечи и смело смотреть всем в глаза, говоря, "мы - православные, верующие, мы – Церковь". Они постоянно опасаются чего-то. Если Церковь будет процветать, то и общество станет лучше, но почему-то об этом никто не хочет задумываться», - заключил отец Александр.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, считает, что Святейший Патриарх Кирилл сказал правильные и нужные вещи. «Если я не согласен с сомнительными идеями Прохорова, особенно в той сфере, где он ничего не понимает, это совершенно не означает, что я занимаюсь политикой, - отметил он. - Иногда промолчать – совершить преступление. Поэтому Церковь устами свих служителей дает порой четкие оценки экстремизму, высказывается по международным проблемам, связанным с Сирией и другими братски и народами».
«В программном документе Церкви – в "Основах социальной концепции" - на эту тему сказано гораздо более жестко: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению"», - зачитал отец Антоний отрывок из программного документа Церкви.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «Думаю, это возможно в тех случаях, когда речь идет об угрозе Церкви и христианству со стороны политиков. Но когда власть осуществляет безбожный режим, выступить открыто невозможно. Так было в советское время и в гитлеровской Германии. Когда Церковь гонима, она должна высказывать свою позицию, и она ее высказывала, - конечно, не на государственном уровне: такой возможности государство не давало».
«Думаю, Патриарх имел в виду ситуацию, когда Церковь и общество не должны идти против совести, если государство проводит политику, явно противоречащую христианскому мировоззрению. В наше время это, скорее всего, будет болевой точкой, которая на Западе давно обозначена. Например, все активнее требуют признать однополые "браки", то есть узаконить вопиюще безнравственные вещи. Тут Церковь, конечно, не должна молчать. Если у нас подобное будет подниматься на государственном уровне, а я думаю, рано или поздно до этого дойдет, Церковь должна будет выступить: в таких ситуациях она имеет право вмешиваться, и это не будет нарушением политического нейтралитета, который соблюдается обычно», - заключил пастырь.
Свежие комментарии