По благословению Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского.
Таинство исповеди:
Исповедь (покаяние) –одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощениигкрехов (чтении разрешительной молит-вы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом.
Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.
Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то что Таинство Исповеди имеет силу очищать и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.
Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл.1, стих 8). В тоже время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не прелюбодействую, так в чем же мне каятся?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.
Как подготовиться к исповеди.
Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди надо нужно приготовиться заранее: желательно прочитать литературу, по-священную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рас-сказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рас-сказывать, ч то с тало причиной этой вражды- необходимо покаятся в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемо-го, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь –это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего –жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя –это уже не покаяние! Старей Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».
Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить еже-дневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у ду-ховника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели.
Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме приходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомится с расписанием служб.
Как подготовить к исповеди детей?
Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чув-ство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Детей желательно на 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, житие святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром м перед сном, побеседовать с ребенком о про-шедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.
Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают с Таинству Причащения, как взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди.
У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей- настроить ребенка на покаянные чувства перд Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совршенные после последней исповеди, на-писать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердеч-ного покаяния и желания не повторять их более.
Как происходит исповедь.
Исповедь совершается в храмах либо вечером, после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начи-нается с чтения чинопоследования, в которм должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они на-зывали свои имена- все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.
Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать испове-дующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя испо-ведовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущей исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним – Самому Спасителю.
После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся це-лует лежащее на аналое Крест и Евангелие, и если готовился к причастию, берет у духовника бла-гословение на причащение Святых Христовых Таин.
В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубленного покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимии нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам ис-полнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.
Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.
Как приготовиться к Причастию
Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае –три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища –мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утренние и вечерние молитвенные правила.
Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или уторм, необ-ходимо накануне причащения посетить вечернюю службу.
Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо поль-зоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому При-чащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.
Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготов-ки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.
Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к испо-веди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно порекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании попросить у духовника совета. Нужно молится Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.
Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с 12 часов ночи уже не6 едет и не пьют (курящие -не курят). Исключекние составляют младенцы, но и детий с оаределенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.
Утром также ничего не едтя и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зу-бы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитва ко Святому Причащению затруднительно, то нужно брать благословение у свя-щенника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то испо-ведующийся приходит к началу службы и молится со всеми.
ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ.
Причащение Святых Христовых Таин есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, предломил и, раздавая ученикам, сказал: ипри-мите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл.26, стихи 26-28).
Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии –хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во времЯ причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.
Причащение Святых Христовых Таин необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: « истинно, истинно говорю вам: если не будите есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будите иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…» (Евангелие от Иоанна, гл.6, стихи 53-54).
Таинство Причащения –непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до 7 лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть губную помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения перед ними очистительной молитвы сорокового дня.
Во время выхода священника из алтаря со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной –(если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары –Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту.
После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослу-жения. После отпуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После про-слушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Таин не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам и Кресту. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздерживаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.
В случае болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается свя-щенник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к испове-ди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением уми-рающих). Грудные младенцы на дому не причащаются, так как они, в отличии от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на до-му, содержат только частицы Тела Христова, напитанные его Кровью. По этой причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в будние дни во время Ве-ликого Поста.
Каждый хрситаинин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причас-титься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обы-чай причащаться не реже 5 раз в году – в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).
Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет Никодим Святогорец: Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раз-двоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается… Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат воссановит его в силе, и когда воостановят, чувствуют, что как бы снова выкушают Господа».
источник: Православный краткий молитвослов
Издательско- информационный отдел Тобольско-Тюменской Епархии, 2004
Свежие комментарии