На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

СКРЫТЫЕ ПРУЖИНЫ ИСТОРИИ. ЕРЕСИ.

 Что движет историей? – Вопрос, волновавший многие умы на протяжении всего развития человечества. Кто-то отводил решающее значение Божественному промыслу, кто-то считал исторический процесс противостоянием Бога и его антитезы. Одни считали, что историю творят личности, другие утверждали, что личность, наоборот, является продуктом истории.

Марксисты считают, что историческое развитие есть тандем классовой борьбы и развития производственных отношений и т.д. и т.п. 

Но даже если исключить некие глубинные причины исторического развития и перейти к тем, что лежат на поверхности, то получится, что творит историю чрезвычайно большое количество факторов. К ним смело можно отнести всевозможные войны, установление контроля над торговыми путями, географические открытия, революции (в том числе в технической области) и множество других. Однако есть и иные, скрытые пружины исторического развития. Они не то что бы тайные, просто им не уделяют достаточного внимания в аспекте развития человечества. Их считают чем-то вторичным, не играющим значительной роли. Я так совсем не считаю, и попытаюсь обосновать свою точку зрения в цикле тем, под общим названием «скрытые пружины истории». И начну с ересей. Разумеется, я не ставил задачу описать всевозможные и все возможные ереси в христианстве. Я лишь попытался на основе некоторых из них показать преемственность и влияние более ранних ересей на более поздние. Показать их влияние на религиозную и общественную мысль, которое привело, в конечном итоге, к кровопролитным и разрушительным войнам, перекроившим Европу.

Итак.

 

СКРЫТЫЕ ПРУЖИНЫ ИСТОРИИ. ЕРЕСИ.

 

В начале нашей эры возник, так называемый, гностицизм. Его последователи гностики, не являлись единой ересью. Это было религиозное направление, которое включало в себя множество учений, зачастую противоречащих друг другу. Однако было у них и нечто общее. Они считали себя носителями великого тайного знания — Гносиса. На мой взгляд учение гностиков было не столько отклонением от христианства, сколько гибридом различных религий, как языческих, так и иудаизма, и христианства. В основу их учения был положен принцип дуализма, противопоставление духовного мира материальному. Так творцом нашего материального мира считался Бог темных сил. Светлый же Бог, по их воззрениям, стоял во главе высшего, нематериального мира. Христос признавался спасителем, происшедшим от истинного бога, пришедшим, что бы спасти, воссоединить с вышним миром носителей Гносиса. Общим элементом для гностиков помимо резкого дуализма, была еще и ненависть к Яхве, которого они считали злым Богом, «князем мира сего», который управляет этим миром посредством своих слуг – Архонтов. Утверждая, что мир несовершенен и «лежит во зле», гностики делали вывод, что такой мир не мог быть сотворен светлым Богом, следовательно, мир был сотворен либо злой, либо ограниченной в своем могуществе силой, которую гностики именовали Демиургом. В то же время светлый бог, из сострадания к людям отправляет к ним посланца (одного, или нескольких) с целью научить их, как освободиться из-под власти Демиурга.

 

Гностики дали начало множеству всевозможных, порой устойчивых ересей, некоторые из них существуют и по сей день. Впрочем большинство гностических ересей со временем либо прекратили свое существование, либо трансформировались в иные, сходные с гностицизмом, ереси. Одной из них, является так называемый, Маркионизм.

 

Маркионизм был основан гностиком Маркионом Синопским в период 100 – 155 г.н.э. По началу, Маркионизм был распространен в Малой Азии, Сирии и Армении, но к пятому веку распространился по всей Римской империи. Это было время его наивысшего рассвета. В VI и VII вв. маркионизм постепенно поглощается манихейством. В более-менее чистом виде он остается лишь в Сирии.

 

Маркионисты, как и гностики, были приверженцами радикального дуализма. Они так же веровали в двух Богов, один из которых (бог Нового завета) неведом и благ, другой, (Демиург Ветхого завета) не благ, но справедлив, к тому же, по своему положению находится ниже светлого Бога. Ветхозаветный Бог - творец мира, первоначально созданного дьяволом из испорченной материи, и человека. Изначально два мира никак не соприкасались, пока не пришел Христос (дар миру благим Богом). Тело Христа, по воззрениям Маркионистов было призрачным, но его страдания и смерть некоторым образом реальны.

 

Маркионизм - система пессимистическая по отношению к миру. По их мнению: мир есть нечто низшее, но человек при этом ни в чем не выше мира; он не заслуживает спасения, ибо не сродни благому Богу. Маркионисты отвергали воскресение мертвых. Крещение допускалось многократное, в качестве покаяния. Женщинам разрешалось беспрепятственно преподавать крещение.

 

В целом, Маркионизм занимал промежуточное положение между гностиками и ортодоксальными христианами. В частности они признавали большую часть канонической христианской литературы, в особенности ими почитались Евангелие от Луки и послания ап.Павла. Так же ими признавались христианские таинства и символика. В бытовом и моральном отношении исповедовался беспощадный аскетизм, абсолютное половое воздержание и строгое соблюдение постов вплоть до круглогодичного непрерывного поста.

 

В четвертом веке, на просторах Римской империи, возникает секта Манихеев, основателем которой считается, полулегендарный Мани, который в основу своего учения положил различные верования. Черпая понемногу из разных источников, он выработал свою христианско-гностическую   доктрину   и   под   именем   Параклеита    начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя. Со своими проповедями он обошел многие страны, пока не вернулся в Персию, где по наущению местных магов был в 276 г. распят, что принесло ему ореол мученичества. Манихеи, так же как и Гностики проповедовали дуализм, так же зло связывалось с материей и тьмой, а добро с духом и светом. По их воззрениям царство тьмы как  равное  противостоит  царству  света, а мировая история, есть борьба света  и  тьмы,  добра  и  зла,  Бога  и  дьявола.  Человек так же двойственен. Не смотря на то, что сотворен дьяволом, но все же по образцу небесного "светлого первочеловека". Самого Мани, его последователи считали главным из посланцев Царства Света. Иисуса Христа же не признавали, считая его лже-Христом.

 

Главные принципы манихейства: защита души от  всякой  телесной скверны, самоотречение и воздержание, постепенное преодоление пут материи  и окончательное освобождение заключенной  в  человеке  Божественной  сущности. Нечто схожее с буддистскими представлениями, так же как и налагаемые на манихеев запреты: мясо, вино, чувственные  удовольствия  и т.п..

 

Любопытна внутренняя структура Манихейства. Его приверженцы делились на два резко разделенных класса: "избранных" и "слушателей". Причем, если “слушателям” было запрещено заниматься идолопоклонством, лгать, волхвовать, проливать кровь, то у “избранных” запретов было куда больше. Кроме того, иерархическая лестница  “избранных” состояла из пяти ступеней. На низшей ступени стояли аудиторы. Далее шли “сыны тайны”, потом “сыны разума”. Еще выше шли “сыны видения” и, наконец, на самом верху были “учители кротости”. Пирамидальная структура секты Манихеев, строгость и простота (на уровне “слушателей) их культа, значительно облегчала как распространение ереси, так и внутреннее управление. Кроме того, тот факт, что истинное учение Манихеев раскрывалось по мере продвижения по иерархической лестнице, позволял сектантам подстраиваться под христиан. Так, у приверженцев Мани справлялись обряды похожие на крещение и причащение. К тому же, основная их мистерия посвященная распятому вероучителю приходилась на весну, как и христианская пасха. Многие современники, не особо разбирающиеся в их истинном учении, признавали их за христиан, тем более, что и сами манихеи заявляли о том, что их цель восстановить истинное христианство во всей его чистоте.

 

В V-VI веках манихейство пережило пик своего рассвета, когда даже мать византийского императора Анастасия I, стала им покровительствовать. Однако главная цель манихеев: разрушение Рима (под Римом они подразумевали любую светскую власть) и основание небесного Иерусалима, была губительна для любого государства, и осуждение манихейства не заставило себя долго ждать. Последовавшие вскоре гонения заставили манихеев уйти в подполье и сойти как с политической, так и с религиозной арены. Тем не менее, их учение вылилось в массу всевозможных сект. О наиболее сильнейших, из них, я упомяну ниже. А пока вкратце остановлюсь на ереси евхитов и павлиан.

 

Евхиты (по-другому мессалиане) появились в монашеских обществах Сирии и Малой Азии в IV веке. Изначально особых расхождений с ортодоксальным христианством у них, по-видимому, не было. Просто евхиты излишне завышали важность своей молитвы. Но уже в скором времени, свою молитву они стали ставить не только превыше всего, но и единственным средством к спасению. По их мнению, любой человек находится во власти злого демона, от которого невозможно избавиться каким либо образом (даже приняв крещение), кроме как через молитву. Когда демон молитвой изгоняется из человека, его место занимает Всесвятой Дух, тогда отпадает надобность в чтении святого Писания, принятии таинств, в подвигах для обуздания тела, в следовании любому закону. Кроме того, евхиты отрицали Троицу. Монахи, последователи евхитизма, проводили время в праздности, избегая труда как унижающего душевную жизнь, и питались милостыней. Сравнительно недолгое их безмятежное существование вскоре закончилось и с V века их начинают преследовать как светские, так и религиозные власти. Тем не менее, ересь евхитов продолжает существовать еще многие века, постепенно сдвигаясь в сторону дуализма. Так учение евхитов в IX веке представляется в таком виде: Бог Отец имел двух сыновей: старшего (Сатанаила) и младшего (Христа). Старший господствовал над всем земным, а младший над всем небесным. Старший отпал от Отца и основал на земле независимое царство. Младший, оставшийся верным Отцу, занял место старшего; он разрушил царство Сатанаила и восстановил мировой порядок. Просуществовав до XII века, ересь евхитов растворилась ереси богомилов.

 

В первых веках Христианства возникла секта Павлиан (по имени основателя Павла Самостатского), которые отвергали божественность Христа, считая, что в нем обитала лишь божественная мудрость и божественный разум. Павлиане существовали до IV в. Их идеи были положены в основу арианской и несторианской ересей. Кроме того, учение павлиан использовал Константин из Самосат основавший в Армении павликанскую ересь.

 

Павликанская ересь возникла в VII веке, в ее основу были положены учения павлиан и манихеев. Павликане признавали лишь Новый завет, да и то за исключением посланий апостола Петра. Ветхий завет ими отвергался. Отвергалось и учение о богородице. Павликане придерживались манихейской схемы мира, в котором существуют два равносильных начала: Бог, творец мира невидимого, духовного и вечного, и Сатана, творец мира видимого, вещественного и тленного. Сатаной павликане считали ветхозаветного Иегову, а ветхозаветных пророков его слугами. О Христе павликане утверждали, что он не был человеком, а был лишь призраком, который прошел через Деву Марию как через канал, с целью разрушения культа Сатаны. Святой дух же невидимо передается только истинно верующим, т.е. павликанам. Павликане отрицали любую обрядность, церемонии, культовые сооружения, иконы, крест и крестное знамение, святых, таинства, церковную иерархию, посты, аскетизм, монашество. Из всех таинств ими были оставлены только крещение и евхаристия. Богослужение состояло исключительно из учения и молитв. Кроме того, павликане были сторонниками реинкарнации и верили в переселение душ. В VIII в. павликане достигли апогея своего развития, распространившись на востоке и в Малой Азии. С этого времени и до IX в. павликане вели непрекращающиеся войны против Византии, пока  масса евфратских павликан не была переселена во Фракию. Впрочем, оттуда значительная их часть перебралась в Армению (ту часть, что находилась под властью арабов), откуда они нападали на византийскую территорию, опустошая ее.

 

Войско Павликан однажды, даже прошло всю Малую Азию, разграбило Никею и Никодимию, пока в 871 г. не попало в засаду, и не было разгромлено. В 970 г. Иоанн Цимисхий, желая использовать воинственных павликан в своих целях, поселил их большую колонию во Фракии около Филиппополя для охраны границы, гарантировав им полную религиозную свободу. Впрочем, спустя столетие, Алексей Комнин  наложил на них наказание за оставление его в норманнскую войну, и попытался силой оружия обратить еретиков в православие. С этой поры движение павликан идет на убыль. И хотя некоторые павликанские общины существовали во Фракии до начала XIII в., большого значения они не имели. Основная же масса павликан (не перешедших в православие) влилась в еретические движения богомилов и катаров.

 

В X веке появляется очередная ересь – богумилы (преимущественно в Малой Азии и на Балканах). Не смотря на то, что эта ересь, во многом была самобытной, однако влияние манихеев, евхитов и павликан на нее, несомненно. Согласно учению богомилов, изначально был только добрый Бог, создавший невидимую Вселенную и основные стихии, которыми и управлял вместе со своим первородным сыном Сатанаилом. Из зависти Сатанаил, решил стать независимым от Высочайшего Бога. Когда Бог узнал об этом, он низверг Сатанаила и примкнувших к нему некоторых ангелов, с Неба. Но Сатанаил, с помощью не отнятого божественного дара создал небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных. После этого он сотворил и человеческие тела (Адама и Еву), но душу в них вдохнуть не смог, а потому был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать свое божественное дыхание для оживления их. Бог сжалился и оживил первых людей. Поэтому, по учению богомилов, тело человека - от злого творца, а душа - от доброго Бога. Со временем Сатанаил полностью подчинил себе род человеческий, и установил на земле свое царство. При этом люди считали Сатанаила своим Верховным Богом. Высочайший Бог сжалился над людьми и решил освободить человечество от власти Сатанаила. Он произвел из Себя второго Сына, Иисуса, который явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Иисус через три дня после своей призрачной смерти явился перед Сатанаилом во всем своем величии, отсек из его имени слог «ил», тем самым лишив его божественности. Потом оковал цепями, теперь уже как злого духа - Сатану. Затем Иисус вознесся на Небо, занял 2-е после Отца место и получил власть над всеми ангелами. После этого Высочайший Бог произвел из Себя Святой Дух, который действует на души людей. Те, кто ощутил на себе действия Святого Духа, а это, прежде всего богомилы, не умирают, а переселяются в царство Небесного Отца. Царство же Сатаны на Земле продлится до второго пришествия, когда он и его служители будут отправлены в ад.

 

 Богомилы не посещали церковь, отрицали молитву, за исключением «Отче наш», не почитали Креста Господня, икон, не признавали церковный брак, мощи, праздники, Воскресение Христово, не считали Деву Марию Богородицей.

Они утверждали, что причастие - это просто хлеб и вино, а не Тело и Кровь Иисуса Христа, св. мощи - кости умерших людей, чудотворения - сказки для легковерных людей (не правда ли знакомо?). Богомилы считали, что между Богом и человеком не нужен посредник. Из христианских книг признавали только Новый Завет, а Ветхий отвергали полностью, считали, что Моисей - служитель Сатаны. Богомилы отвергали светскую власть и царя, осуждали богатство. Несомненное влияние богомилы оказали на возникновение и развитие ереси катаров и вальденсов, а через последних и на движение реформации. К XVII в. богумилы прекратили свое существование, вылившись в несколько незначительных сект (например, толстовцев). Прежде чем перейти к ереси катаров, борьба с которыми превратилась в затяжную и кровопролитную войну, очень коротко остановимся на ереси беггардов.

 

Ересь беггардов появилась около 1170 г и в скором времени распостранилась по всей Европе. Беггарды проповедовали бедность, общность имущества, безбрачие, отвергали церковную и светскую власть. Они считали, что человек еще при жизни может стать совершеннее Христа, и в этом случае ему нет необходимости выполнять церковные каноны. Не смотря на то, что с XIV века общины беггардов запрещены и подвергнуты преследованиям, тем не менее, некоторая их часть существует и по сей день. Кроме того, движение бегардов, трансформировалось в движение лоллардов. О последних несколько позже, а пока перейдем к катарам.

 

В XI веке возникает ересь катаров, у которых было множество других наименований: альбигойцы, манихейцы, оригенисты, фифлы, публикане, ткачи, патарены. На ересь катаров оказали значительное влияние манихейцы (это, кстати, одно из названий катаров), богомилы (некоторые считают эти ереси одним и тем же) и павликан. В начале XIII века, между катарами и Католической церковью, началась настоящая война, которая разорила юг Франции. Крестовый поход против катаров был завершен в августе 1255 года после взятия замка Керибюс. Кстати, и всем известный Иезуитский орден, был создан именно для борьбы с ересью катаров. Впрочем, эта ересь существовала еще до XV века. Катары создали настоящую тайную сеть сопротивления.

 

Не смотря на то, что некоторые исследователи между богомилами и катарами ставят знак равенства, все же были у них и различия. Если движение катаров, как и богомилов, было резко антиклерикальное, все же катары не отрицали вовсе Церковь и ее иерархию как таковую. В то же время, ветхозаветный Бог в их представлении — не кто иной, как бог гнева, «бог века сего или князь мира сего», злое начало. Чтобы вернее ввести людей в заблуждение и отвратить от спасительного пути, он заставил их поклоняться себе. Доводом в пользу того, что Ветхий Завет инспирирован «князем мира сего», катары считали изобилие в нём жестокости и чрезмерное внимание к плотской стороне бытия. Катары отвергали Ветхий Завет. Они не строили ни храмов, ни часовен, и практиковали отправление культов и проповеди в домах близких людей, в пещерах, в тавернах, на лесной поляне, утверждая, что единственной Церковью Божьей является сердце человека.

Катары не верили ни в первородный грех, ни в свободу воли. Они считали, что Христос не искупил своей жертвой человеческие грехи, а только изложил учение о спасении. Они так же отрицали его человеческую природу, считая, что он лишь принял подобие человека, и его приход, жизнь и смерть были только видимостью. Приход Христа, по их учению, нужен был не для того, что бы искупить первородный грех, а лишь для того, что бы напомнить людям, что их царство не от мира сего, и научить их спасительному таинству. Это таинство – крещение Святым Духом. Дуализм катаров был основан на противопоставлении невидимого мира Божьего и этого мира созданного злым творцом (Люцефером, Дьяволом, Сатаной и т. д.).

 

Основой вероучения катаров был Новый Завет и, особенно, Евангелие от Иоанна. Человеческие души, по их представлениям, есть падшие ангелы, в наказание заключенные в человеческую оболочку. Эти души пройдут ряд перерождений, пока не “пробудятся” от этого мира и не вернутся на Небо. Человеческие души, переселяясь из тела в тело, осознают Добро и свою принадлежность к высшему миру. После чего будут призваны Богом и воссоединятся с ним. Значительное влияние катары оказали на движение вальденсов, которое изначально ересью не считалось, но под влиянием катаров и богомилов стало таковым.

 

Вальденсы возникли в 1176 г. когда Пьер Вальдо создал общину, члены которой называли себя “совершенными”. Поначалу вальденсы просто проповедовали Евангелие. Однако уже вскоре, он начали проповедовать о том, что христианские таинства оскверняются от прикосновения к ним порочных рук, следовательно, священник, живущий в грехе, не имеет права совершать никакие таинства. Со временем, под влиянием примкнувших к ним еретических сект, вальденсы стали отрицали право церкви иметь собственность, собирать десятину. Кроме того, они отвергали некоторые церковные таинства, поклонение иконам, почитание креста. Вальденсы утверждали, что исповедь перед мирянами, ведущими апостольский образ жизни, так же действительна, как и перед священником. Ересь вальденсов распространилась по многим европейским странам: Италии, Франции, Германии, Чехии, Испании. Возникает у вальденсов и некоторые взгляды, которые условно можно назвать политическими. А именно – ликвидация частной собственности, что в дальнейшем оказало значительное влияние на таборитов (радикального крыла гуситов). Кроме того, влияние вальденсов на последовавшую реформацию, было значительным.

 

В XIV веке, запрещенная ересь беггардов, вливается в движение лоллардов, так же превращая его в еретическое. Изначально лолларды, это ряд благотворительных религиозных обществ. Но впоследствии они начали протестовать против церковной иерархии, монашества, церковных таинств. Распространившись по Германии и Нидерландам, они в 1387 году проникают в Англию, где на них повлияло учение Джона Виклефа. С тех пор английский вариант ереси лоллардов стал именоваться виклефиизмом. Виклефиисты развили в Англии бурную деятельность, проникли в Оксфордский университет, сделав его своей резиденцией, приняли активное участие в восстании Уота Тайлера. В 1395 году попытались реформировать английскую церковь. В конце концов, в 1400 году началась активная борьба с ересью. Ряд еретиков в этом году был казнен, а на следующий год, впервые в английском законодательстве было установлено сожжение еретиков на костре. В 1406 году от виклефиистов очищен Оксфордский университет, и к 1408 г. движение виклефиистов в Англии полностью заглохло. Оставшиеся в живых еретики были вынуждены иммигрировать, частью в Шотландию, где превратились в мелкую секту, а частью в материковую Европу, где в дальнейшем оказали значительное влияние на движение гуситов. Виклефиисты выступали против частной собственности, считая ее плодом греха, против церкви, считая ее ненужным промежуточным звеном между человеком и Богом, отвергали так же и некоторые таинства. Отвергали и устную исповедь, заменяя ее внутренним раскаянием перед Богом.

 

В Чехии, в начале XV века появляется движение гуситов, последователей Яна Гуса. Как и во многих ересях возникших в средневековье, поначалу движение гуситов еретическим не было. Умеренные гуситы воспринимали таинства в основном в католическом духе, призывали лишь к реформированию Церкви, требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке. Ересью движение гуситов стало, после того, как к нему примкнули виклефиисты и вальденсы, а так же ряд других мелких сект, создавших в движении гуситов радикальное крыло. Радикальные гуситы отрицали церковь, изгоняли священников из храмов, громили монастыри. Они призывали к созданию “общества равных”, прообраза «тысячелетнего царства Христова на земле», которое, по их мнению, скоро должно наступить.

 

30 июля 1419 года гуситы подняли в Праге восстание. Захватили ратушу и казнили городских советников, разграбили и сожгли монастыри, убив не успевших спастись монахов. Под руководством гуситов, с августа 1419 года восстания проходят по всей территории Чехии. Радикальные гуситы, создали на горе Табор укрепленный лагерь, в результате чего в дальнейшем, их стали именовать таборитами. С 1420 года начинаются, так называемые, гуситские войны. Эти войны велись с переменным успехом. Табориты нанесли поражение войскам крестоносцев (против них в 1420 году был объявлен крестовый поход), совершали походы в Силезию, Германию, Австрию. Эти походы существенных результатов не дали, однако позволили гуситам распространить свою ересь, особенно в Германии, где повсеместно распространились их манифесты. В 1433 году умеренные гуситы (так называемые чашники) пошли на компромисс с католической церковью и отсоединились от таборитов, что значительно ослабило силы последних. В результате в 1434 году войско таборитов потерпело от чашников сокрушительное поражение. Этому способствовал и свершившийся ранее раскол самих таборитов, когда из Табора были изгнаны сторонники общества имущества. Не смотря на это, табориты вели активную деятельность вплоть до 1452 года, когда гетман Йиржи (будущий чешский король) взял Табор. Однако, хотя движение таборитов было разгромлено, противостояние католической церкви и гуситов не прекратилось. В 1468 году был вновь объявлен крестовый поход против Чехии. В 1485 году католики и чашники заключили договор, что привело к мирному сосуществованию обеих конфессий. Не смотря на это, в 1618 году, между католиками и чашниками вспыхнула тридцатилетняя война, которая привела к полному поражению гуситов. Чашники оказали значительное влияние на движение лютеран, а отколовшиеся в 1476 году от чашников “богемские братья” на кальвинистов.

 

31 октября 1517 года Мартен Лютер издает свои знаменитые «95 тезисов» положившие начало движению реформации. В этих тезисах Лютер подвергает критике буллу папы Льва X о продаже индульгенций. В 1520 году папа Римский предает Лютера анафеме. В ответ Лютер публично сжигает папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. В Германии, напичканной всевозможными еретическими движениями с одной стороны, и неблаговидными действиями католической церкви с другой, находится масса последователей Лютера. Начинается движение реформации. В 1529 году ряд германских князей и часть имперских городов подали протест на решение папы. Отсюда и появился термин протестантизм. Учение Лютера быстро находит своих сторонников. Недовольство действиями католической церкви затронуло многие слои Германии, а некоторые приверженцы Лютера стали таковыми, надеясь получить от этого ту или иную выгоду. В 1523 году под «флагом» лютеранства происходит выступление немецкого рыцарства, а в следующем году вспыхивает «крестьянская война» стоившая немецкому народу 100 тысяч жизней. Сам Лютер резко критиковал бунтовщиков и в своем произведении «Против убийственных и грабящих орд крестьян» расправу с зачинщиками называл богоугодным делом. Однако уже было поздно, процесс стал неуправляемым. Начались многочисленные религиозные войны. Кровь лилась рекой. Движение протестантов распространилось во многих странах: Германия, Швеция, Нидерланды, Дания, Франция, Англия, Шотландия и др. В ответном движении контрреформации, от протестантов были очищены Италия, Испания, юг Германии, Польша, часть Швейцарии, Бельгия, Франция. В 1648 году между протестантами и католиками был заключен Вестфальский мир, который закрепил изменения произошедшие на карте Европы.

 

Движение протестантов, как религиозное учение, было крайне неоднородным. Объединяет их три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания. Библию они считают единственным источником вероучения и ее изучение, и применение является главной задачей любого верующего.

 

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство.

 

Лютеране признают два таинства: крещение и причастие. Венчание и отпевание лютеранами признаются, но таинствами не являются. Священники у них являются лишь проповедниками и над мирянами ничем не возвышены. Церковную живопись в целом, лютеране не отвергают, однако сакрального значения она у них не имеет.

 

Цвинглианисты  отрицают почитание икон (любые изображения в их церквях отсутствуют), их приходы сами выбирают себе священников. В отличие от Лютеран не используют духовную музыку.

 

Особенности кальвинистов следующие: кальвинисты не признают непогрешимость любых соборов, отрицают монашество, полностью отрицают церковную обрядность, отрицают необходимость помощи духовенства в спасении.

 

Анабаптисты отрицали крещение младенцев, принимали лишь Новый Завет, а Ветхий завет лишь постольку, поскольку он не противоречил Новому, считая его лишь дополнением. Утверждали, что каждый является единственным судьей над самим собой. Отрицали внешнее церковное общение. Отрицали частную собственность и любое общественное неравенство.

 

Религиозная доктрина меннонитов основывалась на следующем: Ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой. Безусловная вера в Библию, и буквальное толкование Её. Свобода личного понимания в области верования. Евхаристия трактуется символически, как благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры, а не как таинство (как в кальвинизме). Крещение совершается только над взрослыми (как в анабаптизме). Судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. Община сама выбирает своих наставников и проповедников.

 

В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других.

Как видим влияние ересей на развитие истории, особенно в западной и центральной Европе, несомненно. Кроме религиозных войн, движения еретиков привели к ряду революций, удачных и не очень. В частности в Нидерландах, Англии, Чехии. Кроме того, еретические воззрения проглядывают и в возникающих политических движениях, а так же  во всевозможных организациях, как то тамплиеры, масоны, баварские иллюминаты и др.

 

 

http://s30512755377.mirtesen.ru/blog/43708538316?from=mail&a...

наверх