Автор: архимандрит Рафаил (Карелин)
Учение модернистов о загробной участи некрещеных младенцев, которое преподается даже с ка-федр духовных школ, вносит в сознание верующих сомнение и недоумение. Церковь устами свя-того Григория Богослова уже дала ответ, что дети, умершие без крещения, не будут ни в славе, ни в мучениях, ни в блаженстве, ни в наказании.
Учение о том, что умершие без крещения младенцы спасаются, делает ненужным крещение детей до сознательного возраста, - о чем учил еретик Пелагий и учат большинство протестантских сект. А это учение было осуждено на Карфагенском Соборе, имеющем каноническое значение наряду с вселенскими соборами. На тех, кто разделяет учение о том, что младенцы не нуждаются в крещении, как в очищении от первородного греха, было наложено проклятие.
Вышеуказанную вылазку модернистов, рассчитанную на психологический эффект, нельзя подвести под частное мнение: здесь дерзкое нарушение канонов Церкви и сотериологическая ересь, осужденная соборами. Поэтому я посчитал нужным поместить на сайт ответ на вопрос, заданный мне на форуме Оптиной Пустыни об участи некрещеных младенцев.
Вопрос: Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу следующей цитаты:
Монах Ипполит. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1993 г. Псково-Печерский листок N10. «Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св.Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещенная, что дети эти "святые суть"(1 Кор.7,14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. При-чащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда ? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы...
Как понимать слова: "дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их мате-рями..." и "Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы..."
Ответ: Как я знаю, брошюра монаха Ипполита была выпущена незадолго до революции, а в 1993г. переиздана в издательстве Псково-Печерского монастыря. Надо сказать, что в первые десятилетия 20-го века гуманистические и либеральные идеи стали проникать в духовные академии и даже монастыри, тем более что цензура была ослаблена и эти реформаторские тенденции нашли определенное отражение в некоторых духовных изданиях.
Монах Ипполит рассматривает загробную участь некрещеных младенцев с гуманистической пози-ции. Хотя модернисты упрекают традиционную православную сотериологию в юридизме, но на самом деле, в вопросе о спасении некрещенных младенцев и иноверцев они стоят на позициях секуляризированного, светского юридизма, и поэтому игнорируют грех, как внутреннее демони-зированное состояние души, и рассматривают грех, как его проявление, то есть сознательное дей-ствие личности. Для юридизма грех – это только противозаконный поступок.
Модернисты отвергают понятие первородного греха, как активной, деструктивной силы, подобной эпидемии, которая поразило все человечество. Поэтому они так упорно борются против учения Церкви о невозможности спастись некрещенным – неискупленным кровью Христа от перво-родного греха. Для них по юридическим нормам кажется абсурдным, что младенец, не совер-шивший греховных поступков, может оказаться в числе осужденных и лишиться вечного спасения. Генетического единства человеческого рода, как единства во множественности и множественно-сти во единстве, и метафизического единства , как единого жизненного поля, попавшего во вла-дение сатаны – для них не существует. Первородного греха, как скверны, препятствующей бого-общению, они не признают. Игнорируя или отрицая демоничность греха, они тем самым подры-вают основу православной сотериологии – догмата о искуплении.
Как правильно понять 14-ый стих 7 главы первого послания к Коринфянам апостола Павла? Во-первых, апостол Павел предупреждает, что здесь говорит не Христос, а он. Для нас такое преду-преждение может показаться странным: ведь все, что содержится в Новом Завете – это совер-шенная истина, а апостол Павел, по выражению святых отцов, – "уста Христа". Но это оговорка указывает на определенную конкретизацию совета апостола, учитывающую историческую обста-новку. Здесь идет речь о уже совершившемся браке, который заключен в то время, когда супруги еще пребывали в язычестве, а затем один из них принял христианство. Апостол Павел предупреж-дает, что верующая жена не должна оставлять неверующего мужа, если он согласен жить с ней; а верующий муж – неверующую жену. Это было время жестоких гонений, когда за веру в Христа человек мог подвергнуться жестоким репрессиям, вплоть до смертной казни. Поэтому неверующий супруг или неверующая супруга в таком браке шли на определенную жертву; значит, они должны были сочувствовать христианству, - иначе совместная жизнь при постоянной опасности была бы невозможной. Поэтому апостол Павел выражал надежду, что верующая жена приведет к Христу своего мужа, а верующий супруг – свою жену. При такой ситуации дети, выросшие в семье, где один христианин, а другой явно или тайно сочувствует христианству, обычно получают христи-анское воспитание и становятся членами Церкви. Поэтому таких детей нельзя считать нечистыми по причине, что один из родителей язычник. Молитвы супруга – христианина освящают всю семью. Но не нужно принимать такое освящение как спасение. Освящение преподается в каждом благословении: освящены крестным знамением предметы, которыми пользуемся, освящается молитвой пища, которую едим, но от этого пища не становится святой. Взаимное душевное обще-ние супругов освящает язычника, в том смысле, что располагает его принять христианство, а тем более детей.
Надо сказать, что само слово "святой" имеет различный семантический смысл. В древние времена все христиане назывались святыми – освященными благодатью, независимо от их духовного и нравственного состояния.
Дети святы в том смысле, что они готовятся под влиянием верующего родителя стать членами Церкви – христианами. Святой Феофан Затворник в толковании на первое послание к Коринфя-нам, объясняет слова, что "дети святы суть", именно как надежду на их призвание к Христу и спа-сение: "…В этом сочетании по любви, по согласию, чистота христианской стороны не нарушается, напротив, влиянием своим она может содействовать обращению в христианство язычника-мужа или язычницы-жены, тем более детей, рожденных в таком браке" ("Жизнь и труды святого апо-стола Павла". Толкование посланий святителем Феофаном Затворником, Москва 2002, стр. 204).
Духовное состояние матери во время чревоношения отражается на состояние плода, но это вовсе не означает, что Таинства Церкви, принимаемые матерью, одновременно принимается и ее пло-дом. В таком случае, ребенка можно было бы причащать и крестить до рождения через тело ма-тери. Что же касается неисполненного намерения родителей крестить ребенка, то оно не заменяет крещения, тогда бы намерение могло бы заменить все Таинства Церкви. Само намерение – это доброе расположение души, и может быть вознаграждено, но оно никогда не заменяет дела – об этом пишет святой Григорий Богослов в своем слове "На Праздник Крещения". У монаха Ипполита проглядывает крайний протестантский субъективизм: таинство, где действует Дух Святой, уравни-вается или заменятся человеческим намерением.
Мне хочется остановиться еще на одном, нравственном аспекте этого вопроса. Гуманизм подта-чивает корни христианства. В России в 20-ых годах он принял форму обновленчества – революции в Церкви. Теперь, преданное церковному прещению обновленчество, трансформируется в мо-дернизм, который стремится реформировать все области православного вероучения. Характерно, что вопрос о спасении некрещеных младенцев поднят синхронно вместе с пропагандой абортов и широкой рекламы употребления противозачаточных средств, являющихся по сути дела миниа-бортами. Если нерожденные младенцы спасаются, то, значит, аборт представляется не таким страшным злодеянием, а, напротив, женщина, решающаяся на аборт, посылает душу своего умерщвленного ребенка прямо в рай, следовательно, делает ему наибольшую милость. Не все христиане спасутся, а аборт – стопроцентное спасение, значит абортница – мать святых, а аборта-рий – место, куда сходят ангелы, чтобы брать души младенцев. В общем, нож и клещи палача в белом халате могут за несколько минут сделать больше для спасения души, чем продолжительные труды в течение десятилетий, где еще неизвестен конец.
Поэтому я считаю, что учение модернистов о загробном спасении некрещеных младенцев и жертв абортов, несмотря на их сентиментальные и сердобольные слова, объективно является идеологи-ческим оправданием и апологией абортов. Как не вспомнить здесь слова Салтыкова-Щедрина "Нет зверя более лютого, чем либерал".
Источник: Официальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
http://pravkniga.ru/intlibs.html?id=629
Свежие комментарии