I Введение
Господь наш Иисус Христос после Вознесения, по словам свт. Кирилла Иерусалимского, исполнил обетование, и в Пятидесятницу в мир снизошел Дух, “Утешитель и Освятитель Церкви”, сообщивший верующим различные дары благодати и давший силы для исполнения в полной мере заповеди Спасителя о любви. Этот день считается днем рождения Церкви Христовой. Все христиане, по апостольскому учению, носят звание священства. Апостол Петр называет верующих во Христа “родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел” (1 Петр. 2: 9) и тем самым указывает на выделенность христиан, как нового, духовного Израиля. Рождаясь от воды и Духа, каждый становится храмом Божиим, и в этом смысле все получают благодатное священническое служение, предоставив свои тела “ в жертву живую, святую, благоугодную Богу” )Рим. 12: 1) и принося Ему духовные жертвы: молитву веры, дух сокрушенный и смиренный, сердце, исполненное любви к Господу и ближним. Объединяясь во Христе как источнике вечной жизни, христиане составляют единую Церковь, литургическая жизнь которой созидается Благодатию Святого Духа и усилиями верующих, их участием в Таинствах, священнодействиях, молитвах, благовестии Слова Божия. Земная Церковь имеет иерархическую структуру, и хотя все христиане призваны к служению в Церкви, однако эти служения различны, как различны и дары, полученные каждым от Господа. Не все члены церкви равнозначны с точки зрения литургической деятельности, одним - пастырям – принадлежит главенствующая роль и связанная с ней более высокая ответственность, другим же – пасомым – принадлежит роль подчиненная. И среди пастырей Церкви одни поставлены на более высокую ступень и наделены большей духовной властью, чем другие. В данной работе будет предпринята попытка на основании творений отцов Церкви определить смысл священнического служения и роль священника в жизни общины.
II Смысл священнического служения.
Священническое служение – одно из древнейших в Церкви. Оно было уже во времена Авраама и Мелхиседека, о чем говорится в Книге Бытия (Быт. 4: 18). В дальнейшем Моисей назначил для служения при Ковчеге Завета и в храме лиц особого звания – первосвященников, священников и левитов, которые должны были принадлежать к колену Левия. Однако учителями народа они не были, в более позднее время роль учителей и толкователей Закона стали исполнять люди, не относящиеся к священству, в частности, фарисеи и книжники. Приход на землю Спасителя, Господа Иисуса Христа, дополнил сущность священнического служения. Теперь священник стал в первую очередь пастырем стада Христова, следуя за Христом, Который неоднократно называл Себя Пастырем (Ин. 10: 11). Христос, возвращая Петру апостольство, трижды сказал ему: “Паси овцы Моя”, провозглашая пастырское служение как проявление любви ко Господу. Но апостолы недолго оставались единственными пастырями и проповедниками Слова Божия. Они рукополагали пресвитеров в каждой Церкви, которую они организовывали (Деян. 14: 23; Тит. 1: 5), вменяя им в обязанность надзирать за стадом Божиим (1 Пет. 2: 5). Таким образом, священники – преемники апостолов, продолжающие их служение [1, стр. 650], они поставлены от Духа Святаго пасти овец Христовых [1, стр. 651]. И святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что “священническое служение, небесное по высоте, ангельское по чистоте и страшное по ответственности, можно охарактеризовать одним словом – пастырство”.[2, ст. 25]. В жизни общины пастырю, священнику принадлежит роль главы, он есть голова христианского общества, которое он должен привести ко Христу [1, стр. 653], его задача – “освящать и спасать грешный род человеческий, приводя его ко Христу” [2, стр. 24]. Священство является божественным орудием устроения Неба на земле, поэтому священник “должен быть печальником о всем мире; весь мир всегда на его устах, все люди всех званий и состояний, он молится о благостоянии всего мира” [2, стр. 25 ]. Священник, пастырь в общине, “как чрево в организме”, т.е. он должен “пищу Слова Божия сперва внутри себя чтением, поучением, размышлением, вниманием, сопоставлением разных мест как бы разжевать и сварить, в сок и кровь душевную обратить и так братии своей, телу церкви, подать” [1, стр. 654]. Столь важное служение – “руководить и управлять вверенных словесных овец во двор овчий, во двор Господень” – налагает на священника огромную ответственность пред Господом, обязывает его непрестанно стремиться к святости его земной жизни, т.к пример пастыря увлекает за собой паству. При этом никаких “поблажек из-за тяжести служения” в духовном плане сан не дает: Господь, подавая через пастыря дары благодати, в первую очередь дает самому священнику силы для его служения, что лишает пастыря в дальнейшем возможности оправдаться перед Господом своей немощью. Сознавая эту ответственность, многие святые, во все времена бытия Церкви, считали себя недостойными сана и не только не добивались его, но и убегали, когда им его предлагали, как, например, свт. Иоанн Златоуст, преп. Сергий Радонежский. По мнению Иоанна Кронштадтского, Господь, даруя священнослужителям особые благодатные дары и налагая на них особую ответственность, наделяет пастырей и особыми полномочиями, а именно: - ходатайствовать за людей пред Богом; - совершать Таинства; - проповедовать Слово Божие; - руководить людей к христианской жизни; - учить Закону Божию. Эти полномочия являются одновременно и обязанностями пастыря. Рассмотрим кратко каждую из них.
1. Пастырь – ходатай пред Богом.
Священник – посредник между Богом и человеком, восстанавливающий прерванный союз людей с Богом. Он имеет “благодать и силу всемогущего ходатайства единственного Ходатая Бога и человеков – Иисуса Христа, то есть Сам Христос через него ходатайствует” [2, стр. 26 ]. Подобно мыслил и Климент Александрийский [3, стр. 171 ]. “Через священство Господь примиряет правосудие Божие с грешниками кающимися,…соединяет человека с Богом” [св. прав. Иоанн Кронштадтский “О Боге, мире и душе человеческой”, стр. 50 -51 ]. Будучи ходатаем пред Богом за людей, священник на земле должен быть источником мира и благоволения в людях, примирять их между собой и с Богом. “Господь дал священнику служение примирения”, - писал апостол Павел (2 Кор. 5: 18), поэтому к священнику в первую очередь относится совет преп. Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Главным оружием священника в этом служении является молитва и богослужение. Пастырская молитва – средство достижения того единства, о котором молился Господь: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” ( Ин. 17: 21), а богослужение является выражением такого единства. И Господь не оставляет молитвы, творимые на богослужении “едиными усты и единым сердцем”, священником вместе с паствой, безответными. “Если бы все священно – церковнослужители и пасомые молились Богу искренно и дружно, единодушно, теми молитвами, которые произносит вслух нам или тайно совершает Церковь, то о чем бы не умолили мы Бога?”, - писал Иоанн Кронштадтский [2, стр. 28 ]. Таким образом, ходатайственное служение священника – общее служение пастыря и паствы, духовенства и мирян.
2. Пастырь – совершитель Таинств.
Следующая обязанность пастыря – совершение Таинств [1, стр. 655]. Милость Господня, его благодать подается всем, в первую очередь, в церковных Таинствах. Об этом пишет, например, свт. Киприан Карфагенский [3, стр. 359]. Как ходатай пред Богом за род человеческий священник является божественным представителем среди людей, проводником благодати Божией в мире. Ему поручено дело величайшей важности – совершать Таинства. “Сколь великую силу даровал Господь Таинствам, нами законно совершаемым! Сколь чудно совершается через них возрождение, освящение и обновление христианского человечества”,- восклицал св. прав. Иоанн Кронштадтский [2, стр. 29]. Таинства Церкви сопутствуют человеку во все время его жизни. Через Таинства Господь подает различные дары. Производит различные действия. В крещении человек рождается духовно, при миропомазании ему сообщается благодать Духа Святаго, дающая силы для христианской жизни. В Таинстве исповеди Господь не только дает священнику власть вязать и решить, но сообщает ему право быть свидетелем пред Богом о кающемся [2, стр. 31]. Ориген также считал Таинство покаяния одним из важнейших в деле спасения человека. [3, стр. 251]. Совершая другие Таинства, священник призывает благодать Божию на людей, испрашивает у Господа благословение своим пасомым на тот или иной путь ко спасению, то или иное служение Богу и ближним. Главным же Таинством, несомненно, является Евхаристия. Совершая Таинство Евхаристии, священник не просто испрашивает у Бога претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, он реально соединяет причащающихся с Самим Господом, без чего невозможно спасение (Ин. 6: 53). “Я ничто, но… через меня благодать Духа… совершает в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Иисуса Христа, соединяет верных с Божеством”, - писал Иоанн Кронштадтский, в наследии которого мысль о соединении всех с Богом как о цели христианской жизни, а значит, и как о главной задаче пастырского служения, проходит красной нитью [2, стр. 31].
3. Пастырь – проповедник.
Проповедь неотъемлемая черта пастырского служения. Господь послал апостолов именно на проповедь (Мф. 10: 7).Однако проповедь – это не только слова, произносимые с амвона, это непрестанное свидетельство о Христе, о церкви, о спасении всяким своим словом и делом, примером своей жизни. Проповедь – не чисто человеческий аспект пастырского служения, но, как и все пастырство, богочеловеческое служение [2, стр. 36]. Главная задача проповеди священника – преподать всем учение веры ясное и отчетливое. Так считали Иоанн Кронштадтский [2, стр. 36], свт. Тихон Задонский [1, стр. 656 - 657], Климент Римский и Игнатий Богоносец [3, стр. 68], Ириней Лионский [3, стр. 114] и Тертуллиан [3, стр. 313]. Проповедь, по мнению св. прав. Иоанна Кронштадтского [2, стр. 37] и свт. Тихона Задонского [1, стр. 657], должна быть краткой, ясной, понятной всем, и в то же время рассудительной. Она должна быть обращена не только к своим пасомым, верным, но и к “другим овцам, которые не от двора сего”, но которых также “надлежит привести” ко Христу (Лк. 10: 16). Для этого, при необходимости, пастырь должен употреблять и обличительное слово [1, стр. 657].
4. Священник – духовник.
Из обязанности привести пасомых ко Христу вытекает одна из самых ответственных обязанностей пастыря - душепопечение. Иоанн Кронштадтский называет “духовное управление” делом “бесконечной важности”, ибо священнику вверено от Господа пастырство душ, искупленных Кровию Сына Божия [2, стр. 39]. Основным средством духовного руководства является таинство покаяния. Исповедь – особое жертвенное служение священника. “При исповеди не жалей себя, не торопись, не горячись, не озлобляйся на приходящих…”,- писал Иоанн Кронштадтский. В основе духовничества должна лежать свобода, или отсутствие духовного насилия, принуждения. “Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим” [2, стр. 40]. Душепопечение, духовное врачевание – особая обязанность пастыря, требующая к себе особого подхода, особого отношения. Как никакое другое, это служение священника зависит от личности самого пастыря. “Священник, как врач душ, сам должен быть свободен от душевных недугов, то есть от страстей, чтобы врачевать других; как пастырь, должен быть сам упасен на пажитях злачных евангельских и святоотеческих, чтобы знать, где пасти словесных овец, сам должен быть искусен в борьбе с мысленными волками, чтобы уметь прогонять их от стада Христова” [2, стр. 40]. Сознавая такую ответственность, отец Иоанн с большой осторожностью относился к вопросу окормления духовных чад и не стремился обязательно взять всю их жизнь под свой контроль. Любовь – вот основной принцип душепопечения. “Любовь не раздражается легкомысленными или гордыми и высокомерными поступками ближнего, она долготерпит, милосердствует, не гордится, не мыслит зла (1 Кор. 13: 4-5), не ставит всякое зло в строку, а все покрывает. Да то и ладно: ибо что покроешь снисхождением, то часто удобно проходит само собой”. “Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо тогда он болен, тогда он в беде душевной, в опасности…” [2, стр. 41]. Но пастырская любовь не означает потворства греху и угождения страстям. Каждому больному необходимо свое лекарство, а как медицинские препараты и средства лечения далеко не всегда сладки и приятны, так и средства врачевания духовного бывают горьки и суровы. Твердость и решительность пастыря не противоречат закону любви, но, напротив, позволяют врачевать застарелые болезни душ пасомых. “Невозможно обходиться без наказаний: они, как лекарства, оздоровляюще действуют на забывшихся и предавшихся своим страстям людей”,- писал отец Иоанн [2, стр. 41]. Однако, хотя наказания бывают необходимы, применять их следует с учетом глубины раскаяния наказуемого и его духовного уровня. Ибо суровое наказание, необходимое для уврачевания глубоких ран, налагаемое на неокрепшего в вере, пусть и справедливо, может окончательно озлобить, ожесточить его, ввергнуть в отчаяние. И в то же время наказание более мягкое, хотя и меньше заслуженного, способно вызвать сильное чувство раскаяния и подвигнуть человека на путь исправления. Так считали и Иоанн Златоуст [4, стр. 416], и Иоанн Постник, и свт. Тихон Задонский [1, стр. 662].
5. Пастырь – законоучитель.
Еще одна составляющая пастырского служения – законоучительство, или преподавание детям Закона Божия. Важность этого служения в том, что личность человека формируется именно в детском и юношеском возрасте, когда ребенок активно вбирает в себя знания и представления о мире, о жизни, и в том числе о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. И задача пастыря – посеять в детских душах семя Слова Божия, заложить в них основы христианских добродетелей и вырастить достойных членов Церкви Христовой, достойных граждан земного Отечества. Основой и краеугольным Камнем в деле преподавания и изучения Закона Божия должен быть Сам Христос. “Один только есть Учитель, Который, собственно, научает: Христос научает. Его слово внутри нас научает, где нет Его слова внутри нас, где Его помазания внутри нас нет, там слова – вне звенящие, шум пустой”,- писал св. прав. Иоанн Кронштадтский. Он предупреждал, что нельзя ставить Закон Божий в один ряд с другими предметами, его нельзя выучивать. Внимание пастыря должно быть направлено на то, “чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами”, которыми должна быть полна душа самого священника [2, стр. 68]. Главное для законоучителя – дать ребенку правильную и надежную основу, на которой он сам в дальнейшем будет развиваться как личнось. Источник доброго законоучительства – в Боге и в Его благодатной помощи, от законоучителя требуется, таким образом, только принять в сердце Христа и в доступной форме приобщить учеников к этому Источнику мудрости и познания.
III Заключение
Церковь Христова на земле имеет Одного истинного Владыку и Главу – Господа Иисуса Христа. Однако, имея, подобно Царствию Небесному, иерархическую структуру, она имеет лиц, обладающих в ней властными полномочиями, и в той или иной мере осуществляющих руководство Церковью. Однако иерархия, хотя и избирается на служение сообществом верующих, утверждается и получает благодать Божию собственно волею Иисуса Христа через Святого Духа. Видимым же знаком этого утверждения является апостольское или епископское рукоположение в Таинстве хиротонии. Эта мысль высказывалась уже с I века после Р.Х. Игнатием Богоносцем и далее Климентом Римским, Иринеем Лионским, Климентом Александрийским, Оригеном, Тертуллианом, Киприаном Карфагенским [3, стр. 67, 116, 171, 256, 315, 359-360]. Являясь преемниками апостолов, как пишет свт. Тихон Задонский [1, стр. 650], священник имеет и служение апостольское, т.е. пастырское, в первую очередь заключающееся в том, чтобы привести ко Христу вверенную его попечению паству. Основным средством к этому является проповедь Иисуса Христа и словом, и делом, своей добродетельной, образцовой жизнью [1, стр. 650]. Святой праведный Иоанн Кронштадтский выделял несколько составляющих пастырского служения: ходатайство перед Богом за людей, совершение Таинств, проповедь. духовничество, законоучительство. К сожалению, в наше время обстоятельства возлагают на пастыря несвойственные ему обязанности, а именно хозяйственные, вынуждая священника решать проблемы материального обеспечения нужд прихода, храма, а нередко и отдельных членов общины – прихожан и церковнослужителей, в связи с чем по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в учебные программы семинарий введен курс “Организация приходского хозяйства”. Конечно, эти проблемы не могут не отвлекать священника от прочих составляющих его служения. Но, невзирая ни на какие обстоятельства, пастырь должен помнить, что главная его обязанность – привести вверенную ему паству ко Христу и что он даст ответ Господу за каждую порученную ему душу.
Список литературы:
1. “Симфония по творениям святителя Тихона Задонского” // схиархим. Иоанн (Маслов).”Самшит”. Москва, 1996 г.
2. “Паси овцы Моя” Учение о пастырстве святого Иоанна Кронштадтского // священник Роман Аксенов. Фонд “христианская жизнь”. Клин, 2002 г.
3. св. Иоанн Златоуст. “Творения”. // Т.1, кн.2 “Православная книга”. Москва, 1991 г.
4. “Догматическое учение о семи церковных Таинствах” // Л.А. Катанский. “Паломник”. Москва, 2003 г. http://hram-troizy.narod.ru/so-vvlpr.htm
Источник: http://blogs.mail.ru/mail/proterey_andrey/32E473F47F0EFBC6.html
Свежие комментарии