На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

ХРИСТИАНЕ И МИР. ЛЮБИТЬ ИЛИ НЕ ЛЮБИТЬ?


Сергей Худиев.
ХРИСТИАНЕ И МИР. ЛЮБИТЬ ИЛИ НЕ ЛЮБИТЬ?

    Одно из глубоких и естественных переживаний христианина - чувство инаковости по отношению к миру. Не миру как творению Божию - а тому миру, о котором говорит святой апостол Иоанн: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин. 2:15). Благочестивый человек не может не испытывать глубокого огорчения, видя всю неправду и нечестие, богохульство, разврат и жестокость, являющиеся для падшего мира чем-то обычным и практически не вызывающим возражений. Желание укрыться в тихой гавани церковной жизни, свести свои контакты с миром к минимуму, тем более - оградить детей от его растлевающего влияния, совершенно понятно. Иногда, правда, оно превышает всякие разумные пределы, когда люди самовольно убегают куда-то в леса и землянки, только чтобы не видеть и не слышать мирских соблазнов. Как же нам вести себя по отношению к миру?

В Библии слово "мир" используется не только в негативном значении. Например, Евангелие от Иоанна говорит, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Как нам отделить "мир", который Бог возлюбил, от "мира" который любить нельзя?

В первые века своего существования (да и не только в первые) Церкви приходилось иметь дело с гностиками - лжеучителями, в мировоззрении которых огромное место занимало отвержение мира. Они охотно подхватывали библейские слова об отвержении мира - понимая под "миром" весь материальный мир, от звезд до человеческого тела. "Кто заставил меня жить в Тибиле, кто бросил меня в телесный обрубок?.. Горе и несчастье, я страдаю в телесных покровах, куда они перенесли и кинули меня. Сколько еще я должен терпеть их, сколько носить их!" - восклицает автор одного из гностических текстов, "Гимна жемчужине".

Для гностиков и весь материальный мир, и человеческая телесность во всех ее проявлениях были чем-то невыносимо отвратительным, чем-то, от чего надлежало освободиться ради чисто духовного спасения. Гностицизм, таким образном, был религией отрицания и бегства - "мы чужие в материальном мире", и не случайно образ "чужеземца" проходит через всю гностическую литературу.

Стоит ли вспоминать сейчас об этих древних еретиках? Увы, да. Хотя гностицизм был осужден и отвергнут Церковью, гностические настроения склонны вновь и вновь возникать в сознании верующих. Для этого есть определенные причины - нам не слишком хорошо в этом мире, а тела часто являются для нас источником немощи, боли и неуместных желаний. Поэтому важно не сделать гностической ошибки - и понять, что именно апостол называет "миром".

Святой Иоанн указывает, что характеризует этот мир: "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Ин. 2:16). "Мир", который мы призваны не любить,- это не люди, не материя, не тварный мир как таковой, это определенная система ценностей и взглядов. Это отношение к жизни, которое выше всего ценит удовольствия ("похоть плоти"), приобретения ("похоть очей") и социальный статус ("гордость житейская"). Именно этот мир нам заповедано не любить - потому что любить одновременно его и Бога невозможно. Но нам заповедано любить людей, которые живут в этом мире, людей, потерявшихся и обманувшихся, людей, которые нуждаются в спасительной истине Православия. 

Кто побеждает?

Итак, между Церковью Христовой и "миром сим" существует конфликт, духовная война. И, как это бывает в ходе боевых действий, нам очень важно знать сводки с фронта - как развиваются события? Иногда складывается впечатление, что Церковь - это отступающая армия, в лучшем случае - гарнизон осажденной крепости, что бои, которые она ведет, могут носить только чисто оборонительный характер - если речь вообще идет о боях, а не о паническом бегстве. Но в Новом Завете мы находим совсем другое - Христос победил мир. Христиане, через свою веру, также побеждают мир. Как говорит апостол, "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?" (1 Ин. 5:4, 5).

Непосредственный участник битвы, как правило, не может понять, как развиваются события и на чью сторону склоняется победа. Все, что он видит,- это маленький участок битвы перед собой; как развивается сражение в целом, знает только полководец, который в состоянии окинуть взглядом поле битвы полностью. Господь говорит, что Он победил мир - значит, так оно и есть. Вспомним контекст, в котором эти слова звучат в Евангелии. Господь беседует с ближайшими учениками перед тем, как идти на муку и смерть. О какой победе можно тут говорить? Вскоре Он будет подвергнут издевательствам, истязаниям и примет лютую смерть под насмешки Своих врагов, а тогдашний мир - мир Римской империи - этого просто не заметит.

На величайшее событие в человеческой истории - Воскресение Господа - тогдашний мир просто не обратил внимания. Реакция римского чиновника Феста на проповедь Евангелия и вызванные этой проповедью споры сегодня кажется невероятной: "Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал; но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив" (Деян. 25:18, 19). Фесту и в голову не могло прийти, что через несколько столетий сам римский император, могущественнейший на земле человек, склонится перед Тем, кого Фест равнодушно упоминает как "какого-то Иисуса умершего".

Иногда Евангелие кажется проигравшим, и нередко - обреченным, множество голосов - начиная с античного автора Цельса и его "правдивого слова" - предрекают ему скорое исчезновение. Многие еще помнят огромные лозунги на стенах домов - "Победа коммунизма неизбежна" - и безапелляционно провозглашаемое "неизбежное отмирание религиозных пережитков".

Но, несмотря ни на что, Евангелие уже две тысячи лет проповедуется "всем народам", люди приходят к покаянию и вере, грешники благодатью Божией преобразуются в святых, сыны погибели обращаются в сынов света, Христос побеждает в душах множества людей - и Он неизбежно победит в масштабах всего мироздания. Да, перед концом человеческой истории тучи сгустятся, зло и богопротивление переживет свое последнее временное торжество - только затем, чтобы быть сокрушенным уже окончательно и навсегда.

На Голгофе Господь одержал решающую победу над силами зла; как говорит апостол, "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол. 2:15). Православные христиане живут не в тени поражения - но в тени победы, победы, которая торжественно провозглашается на пасхальной Литургии: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". 

Отвоевание

Приведем пример из европейской истории. В истории Испании известен длительный период, носящий название "реконкисты" - буквально "отвоевания", постепенного возвращения земель, ранее оказавшихся под властью мавританских завоевателей, под скипетр христианских королей. Миссию Церкви в мире можно назвать "духовной реконкистой", отвоеванием для Бога того, что принадлежит Ему по праву - душ людей, которых Он создал для вечной жизни.

Весь сотворенный мир принадлежит Богу; именно Он создал его и поддерживает в бытии. "Князь мира сего" - мятежник, который потерпел поражение и будет окончательно изгнан. Христос есть Спаситель мира, а не Спаситель от мира; спасение есть не эвакуация, а освобождение.

Поэтому Господь не говорит "прячьтесь". Он говорит "идите": "И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15). Первые христиане оказались в мире, который был едва ли благочестивее и моральнее современного; однако они не бежали и не прятались - они шли и проповедовали Евангелие. И это принесло плоды, которым современные историки не устают удивляться,- Церковь быстро росла, пока не превратилась из немногочисленной и никому не известной группы верующих где-то на окраине Римской империи в силу, определившую ход европейской и мировой истории. Как говорит Писание, "Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4:4).

Поэтому нам нужно задаваться не вопросом, как нам спрятаться от мира и спрятать от него наших детей, а вопросом другим: как нам явить миру победу Христа, как обратить к вере наших ближних, как воспитать детей так, чтобы не мирские люди служили им соблазном, но они сами служили мирским людям привлекательным примером. Спрятаться, оградиться все равно не получится - "невозможно не прийти соблазнам"(Лк. 17:1). Но можно - как это заповедано - быть солью и светом. Пример этого показывает монашество: на поверхностный взгляд может показаться, что оно воплощает именно тенденцию к бегству, но только на поверхностный. Монахи - и монастыри - сделали для завоевания мира для Христа больше, чем кто бы то ни было. Монастыри были светильниками миру - множество мирских людей приходили в них, чтобы получить совет, наставление и помощь. Самые дикие места преображались упорным трудом монахов, а обители становились центрами просвещения, накопления не только духовных, но и мирских знаний.

И сегодня мы стоим перед задачей духовного отвоевания России, надолго попавшей под власть безбожия и переживающей теперь его последствия. Не бегства, не самоизоляции, но именно отвоевания.

Вспомним замечательные слова святого Иоанна Златоуста из его "Бесед на Евангелие от Матфея". Рассуждая о словах Господа "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28:19, 20), святой отец говорит:

"Он повелевает возвестить по всей вселенной Его учение, которое сокращенно вручил им вместе с заповедью о крещении. Но так как Он заповедал им дело великое, то, ободряя их сердца, сказал: "Се, Я с вами во все дни до скончания века". Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Апостолы не могли пребыть "до скончания века"; но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях и трудностях: с вами Я, Который делаю все легким! Это и в Ветхом Завете говорил Он часто пророкам: Иеремии, когда тот указывал на юность свою; Моисею и Иезекиилю, отказывающимся, Он говорил: "Я с вами". То же самое и здесь говорит ученикам Своим".

Христос победил мир греха и неправды; Он искупил мир как творение Божие. Мы призваны сражаться, как добрые воины Иисуса Христа (ср.: 2 Тим. 2:3) - не сомневаясь в Его окончательном торжестве.

 

Журнал "Православие и современность" № 17 (33) 

Картина дня

наверх