Кто автор?
Когда мы берем в руки книгу, то первым делом смотрим на обложку - интересуемся назва-нием и авторством. Возьмем толстый том Синодального издания. Что видим? "Библия. Книги Свя-щенного Писания Ветхого и Нового Завета". Здесь каждое слово нуждается в пояснении, кроме, ко-нечно же, "Книги".
Перелистываем страницу, изучаем содержание. Находим много чего интересного: Книга Иова, Премудрость Соломонова, Евангелие от Марка... Сразу понимаем, что Библия - это собрание книг, написанных разными авторами. Греческое слово "Библия" как раз и означает - "книги". Чаще всего имена их авторов нам известны, иногда - например, в случае Книги Иова, Маккавейских книг, Книг Царств - мы не знаем, кто именно создал эти тексты.
При этом мы, христиане, убеждены, что это не просто обычная человеческая литература, написан-ная исключительно благодаря знаниям, уму и таланту того или иного человека. Все книги Священного Писания - боговдохновенны . Через эти книги с нами говорит Сам Бог. Но отсюда не следует, что лю-ди-авторы библейских книг - цари, пастухи, военачальники, философы, рыбаки, врачи, сборщики по-датей - были всего лишь роботами, механически писавшими под диктовку Бога. В этом смысле Библия отличается от священных книг всех других религий. Взять хотя бы Коран. Для мусульман это бук-вальное слово Аллаха, которое было продиктовано Мухаммаду, не умевшему читать и писать. Как точно заметил один мусульманский богослов: "У христиан Бог стал Человеком, у нас Он стал Книгой".
Бог, несомненно, воздействовал на авторов библейских книг, но они писали, не ощущая себя всего лишь карандашом в Божией руке. Они использовали свои знания, опыт, опирались на существующие книжные традиции, применяли обороты, близкие и понятные тем, кому предназначались их писания. Их с полным правом можно называть авторами. Более того, в каждой книге есть особенности автор-ского стиля. Но у всех у них был один и тот же Соавтор - Бог.
Тут же возникает вопрос: а сохранилась ли эта "божественная составляющая" при многочисленных переводах библейских книг? Ясно же, что современный русский текст - не совсем то же самое, что было в свитке, написанном две-три тысячи лет назад. Здесь у христиан ответ однозначный: да, сохра-нилась. Боговдохновенность заключается не только в том, что древние авторы Библии пережили осо-бые духовные состояния, непосредственное воздействие Божие. Поскольку христиане верят, что Цер-ковь руководима Духом Святым, то переводы Библии на разные языки, которые приняла Церковь, тоже считаются боговдохновенными, при всех филологических отличиях переводов Библии от грече-ского текста - мы можем быть уверены: это по-прежнему слово Божие. Наконец, и это, наверное, са-мое главное, Бог воздействовал и всегда действует на тех людей, кто читал и читает Священное Писа-ние.
Кроме того, в традиционных древних культурах смысл переписываемого текста сохранялся ничуть не хуже, чем в современной культуре с ее ксероксами и сканерами. И хотя над переписыванием тек-стов трудилось много людей в разных местах и в рукописи могли закрасться филологические ошибки, но вероучительный смысл текстов не менялся. Специально же изменять слово Божие или вставлять в него что-то от себя никому, кроме самых крайних еретиков, и в голову не могло прийти. Если же слу-чайные филологические ошибки искажали вероучительный смысл каких-то библейских рукописей, такие тексты сразу отвергались Церковью.
Часто говорят, что в Библии много противоречий. Это отдельная тема. Для нас сейчас важно другое. Эти так называемые противоречия доказывают, что современный текст Священного Писания не был искажен. Будь у переписчиков возможность вносить какие-то принципиальные правки или изменения - в первую очередь они сгладили бы именно эти противоречия.
Кто такой педагог?
Библия не возникла сразу, в одночасье. Книги, вошедшие в ее состав, писались на протяжении по-лутора тысяч лет, и само создание этих книг происходило неслучайно. Оно было неразрывно связано с историей еврейского народа - а вернее сказать, с историей отношений избранного народа со своим Богом. Библия состоит из двух частей. Большая (и по объему, и по продолжительности формирования) часть Библии называется Ветхим Заветом. Меньшая - это Новый Завет.
Обычно люди, впервые желающие прочесть Библию, открывают ее с первой страницы, с Книги Бы-тия - первой книги Ветхого Завета. Очень немногие продолжают чтение дальше нескольких страниц. Причин этому много, но не в последнюю очередь влияет то, что современному человеку непонятно, зачем это написано. Ну ладно первые главы Книги Бытия, где говорится о сотворении мира и челове-ка, о рае, о грехопадении... Но все последующее... К чему оно? Детальные повествования об истории возникновения и жизни еврейского народа, длинные перечисления, бытовые установления, туман-ные пророчества... Тому, кто "не в теме", понять это трудно.
С христианской точки зрения, понять смысл Ветхого Завета можно только в свете Завета Нового. Обе части Библии говорят об одной Личности - Иисусе Христе. Однако на станицах Ветхого Завета вы не найдете прямых упоминаний об Иисусе. Ветхий Завет написан как пророчество о Новом Завете, и смысл многих ветхозаветных событий раскрывается только в нем. Поэтому начинать чтение Библии лучше с Нового Завета, с Евангелий. После этого гораздо понятнее станут и ветхозаветные книги. И это - не от пренебрежения Ветхим Заветом, ведь без него, в свою очередь, невозможно понять смысл Нового Завета. Такой вот кажущийся парадокс...
Смысл Ветхого Завета лучше всего выразил апостол Павел, назвав его "детоводителем ко Христу" (Гал. 3:24). Античный педагог (а именно так звучит на греческом слово "детоводитель") играл совсем другую роль, чем сегодня. Он ничему не учил, а водил ребенка в школу и смотрел, чтобы ребенок не безобразничал. В Ветхом Завете есть много нравственных заповедей, но спастись, даже в точности исполняя их, нельзя. Для спасения нужен Христос, о пришествии Которого говорится в Новом Завете. Назначение Ветхого Завета с его заповедями - привести человека к тому состоянию, в котором он спо-собен принять и поверить в Христа. Сами по себе ветхозаветные заповеди кажутся современному че-ловеку очевидными: нельзя воровать, убивать, желать жены ближнего своего и т. д. Но представьте себе нравственное состояние, в котором находилось человечество, если Сам Бог через Откровение вынужден заповедовать то, что сегодня кажется само собой разумеющимся!
Христианство говорит, что грех не просто отделяет человека от Бога. Это еще и смертельная бо-лезнь. Например, если человек болен СПИДом, он может принимать препараты, которые будут под-держивать ему жизнь, но исцелить они не могут. Именно такое действие оказывают на больного гре-хом человека ветхозаветные заповеди. Только Христос приходит и дает человеку лекарство, которое исцеляет его.
Кто был "выпускающим редактором"?
Даже люди, малознакомые со Священным Писанием, могли слышать, что Библия - церковная кни-га. Иногда это вызывает возмущение: "почему это Церковь пытается приватизировать Библию, кото-рая есть общекультурная ценность?" Но возмущайся - не возмущайся, а это действительно так. Биб-лия возникла не в светских салонах. Любой священный текст - это порождение какой-то религиозной традиции. Библия вторична по отношению к Церкви. Ее породила именно Церковь. У митрополита Сурожского Антония есть очень верная мысль, что каждая христианская община должна быть способ-ной написать Библию, потому что Библия - это описание живого опыта богообщения, который досту-пен любой христианской общине. На Литургии, причащаясь Тела и Крови Христа, мы переживаем то, что переживали апостолы на Тайной Вечере. Если предположить, что не станет Библии, христианство все равно будет существовать - потому что Библия сама порождена Церковью - сначала ветхозавет-ной, а потом и новозаветной.
Поэтому не стоит возмущаться, когда Церковь называет Библию своей собственностью и говорит, что правильное ее понимание вне Церкви невозможно. Конечно, Священное Писание можно читать как литературный или исторический памятник. Но это будет то же, что рассматривать скрипку Стради-вари в музее. Она красивая, старинная, но в качестве музейного экспоната скрипка не выполняет сво-ей функции, не служит тому, ради чего ее создавал мастер. Кстати, пытаться воспринимать Библию только как культурный памятник начали по историческим меркам сравнительно недавно - в XVIII-XIX веках.
Но Церковь не только создала и хранила Библию. Она еще и сформировала то, что в науке называ-ется "библейским каноном" - то есть из множества разных текстов, возникавших в христианской сре-де, сумела отобрать те, которые действительно боговдохновенны. Это произошло в IV веке, на цер-ковных Соборах. Согласно церковному учению, на Соборах проявляет Свою волю Бог. Не только на основании своего опыта, знаний или тем более каких-то пристрастий решали христианские епископы, какие тексты счесть священными, а какие нет. В момент принятия решения на них воздействовал Дух Святой. Конечно, для неверующего человека это - не аргумент. Но знать, что библейский канон мог возникнуть только в контексте жизни Церкви, нужно хотя бы из общекультурных соображений.
А что же отвергнутые тексты? Их общее название - апокрифы. Далеко не все из них отвергнуты за какие-либо искажения самой сути христианства. Есть и вполне благочестивые и даже авторитетные тексты. Просто эти писания - человеческие. Всего лишь человеческие. Другие же апокрифы церковное сознание отклонило из-за того, что они рисуют такой образ Христа, который не имеет ничего общего с христианской верой. Например, Христос, жестоко и мелочно мстящий своим обидчикам. Христос, со-вершающий фантастические чудеса не из милосердия и любви, а просто эффекта ради... Конечно, Церковь не могла принять этого. Кроме того, и исторический, и филологический анализ апокрифов показывает, что в большинстве своем они созданы уже после I века на основе ранее написанных ка-нонических текстов.
***
На Библию можно смотреть по-разному: как на мифологию или древний памятник литературы, как на сборник мудрости или историю развития морали, нравственности и общечеловеческих ценностей. Но парадокс Библии в том, что взгляд на нее, отношение к ней не определяется ни литературными, ни историческими достоинствами этой Книги, ни уровнем образования, ни даже тем, какой степенью нравственности обладает ее читатель. Отношение к Библии - это отношение к Тому, о Ком она свиде-тельствует - к Иисусу Христу. Христиане верят, что Он - Бог, ставший человеком ради спасения людей от греха. И Он не писал никаких книг. Он пришел к людям Сам. Было время, когда христианство суще-ствовало и без Библии, но без Христа оно не могло и не может существовать. Цель жизни в Церкви - соединение не с Библией, а со Христом. И если мы это понимаем, то Библия может стать для нас под-линным детоводителем к Нему.
Роман Маханьков
Свежие комментарии