На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

 Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 50 км к западу от Пскова.
Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца "гласы поющих неизреченно и прекрасно" и ощутили благоухание "яко от множества фимиама". 
Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: "Богом зданныя пещеры". 

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка. 
Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой.
 
Преподобный Иона, основатель обители, в миру Иоанн, был родом из московских пределов. Придя в Ливонию как миссионер, он служил священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г. Тарту). В то время православный люд подвергался в Ливонии жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, отец Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь священник впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело отца Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, став первой постриженицей обители.

По смерти супруги священник Иоанн также был пострижен в монахи. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память преподобных Марка и Ионы совершается 29 марта / 11 апреля, а преподобной Вассы — 19 марта / 1 апреля.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший разгром лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней, прежде всего, оплот Православия и русского влияния на близ живущие балтийские народности (эстов и сету).

Только через полвека, при игумене Дорофее, обитель начинает возрождаться: в 20-е гг. XVI в. была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил Мисюрь Мунехин, государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 г. монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери «в житии» (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских «торговых людей» Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х гг. XVI в., при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня обитель свято хранит древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда «убогое место» пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри Псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) — уступали первенство Псково-Печерской обители.

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого Ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом духовным и просветительским центром, но и мощной крепостью.

В 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма, куда тотчас устремился неприятельский отряд. Тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех: одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления».

Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за пять месяцев осады неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память о чудесном избавлении благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» в Псков. В 1998 г. традиция крестного хода была возобновлена (теперь крестный ход следует с иконой внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале XVII в. монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 г. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили пять бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 г., благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонному значению Псково-Печерского монастыря.

В 1812 г. Русской земле вновь угрожал завоеватель. Наполеоновские войска заняли Полоцк, угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 гг.).

В ХХ в. монастырю пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. По договору Псково-Печерская обитель была отнесена к Эстонии и оставалась в границах эстонского государства до 1940 г., что и спасло монастырь от разорения и осквернения.

В первый год войны братия обители выбрала наместником игумена Павла (Горшкова). Благодаря избранной им линии поведения с оккупационным режимом удалось в основном сохранить святыни и братию обители. Отец Павел организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Однако после освобождения Печор отец Павел был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В результате боевых действий подверглись разрушениям трапезная и братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Большой вклад в восстановление монастыря в послевоенные годы внес архимандрит Пимен, наместник обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием (1959-1975 гг.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

Подвижники Псково-Печерские

Монастырь всегда славился духовными подвигами своих насельников. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения.

Одним из светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII — начале ХIХ вв.

При посещении Печерской обители семьей государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. 1 апреля 2003 г. иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-70-е гг. минувшего столетия. Всероссийскую известность получил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовные наставления которого вошли в сокровищницу церковного Предания.

Картина дня

наверх