На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Любовь - сердце христианства

Цитаты святых отцов и церковных писателей …

 

Священное Писание свидетельствует: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8).

Свт. Григорий Богослов (25.1/7.2/.389): «Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1 Ин. 4: 8), и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени» (Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с.286).

Прп. Симеон Новый Богослов (12/25/.3.1021): «Любовь есть не имя, но божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская» (Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.220).

А Свт. Лев I Великий Папа Римский (18.2/3.3/.461) пишет: «Бог же Всемогущий и Милостивый, природа Которого - доброта, воля Которого - сила, дело Которого - милосердие» (Интернет версия: Лев Великий «Слово II на Рождество Христово»)/.

Сщмч. Игнатий Богоносец (20.12/2.1/.117): «Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа» («Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с.288).

Епископ Варнава (Беляев, †6.5.1963): «Будучи ипостасной, Любовь есть Христос и Богнаш, Который для того сошёл на землю, соделался человеком, восприняв на себя и нашу земную плоть, чтоб сделать нас причастными Своего Божества» (Епископ Варнава (Беляев) «Основы искусства святости» т.1, Нижний Новгород, 1994, с.173).

Немецкий теолог и философ Майстер Экхарт: «Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4,16). Однако я говорю: «Бог-любовь, и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое. Ибо подумайте, если говорят «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь».

Бог улавливает Своей любовью все творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, как таковое Он преследует Своей любовью все творения, и только для того, чтобы направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует Бог; будучи Сам целью их стремлений»(Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения» СПб., 2008, с.201).

Епископ Антоний (Храповицкий) в последствии митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей †28.7.1936): «Веровать во Христа значит веровать в »любовь», чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею» /Еп. Антоний (Храповицкий) «Собрание сочинений» т.2, с.103 / (Цитата по книге: С.М. Зарин «Аскетизм по православно-христианскому учению» М., 1996, с.364).

***

В ответ на вопрос фарисея:

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим:

сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя,

на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки» (Мф. 22: 36-40).

Апостол Павел: «... любовью служите друг другу.

Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»(Гал. 5: 13-14).

Апостол Иоанн Богослов: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Ин. 3, 14,15).

Апостол Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я - ничто.

И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,1-4).

Прп. Ефрем Сирин (28.1/10.2/.373-379): «Злополучен и жалок, кто далёк от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далёк от Бога, лишён света и живёт во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви ХристовойТОТ ВРАГ ХРИСТУ. «...» В ком нет любви, тот ослеплён умом, тот друг диаволу...» (Святой Ефрем Сирин «Творения» т.1, М., 1993, с.7).

Свт. Иоанн Златоуст (14/27/.9.407): «О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви - ни на небе, ни на земле» (Свт. Иоанн Златоуст т.11, ч.2, «О любви»)».

Прп. Максим Исповедник (21.1/3.2/.662): «Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ «...» Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца...» («Творения преподобного Максима Исповедника книга I «Богословские и аскетические трактаты» 1993, с.147).

Прп. Иоанн Лествичник: «Любовь есть подательница пророчества; любовь - виновница чудотворений; любовь - бездна осияния; любовь - источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние» («Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА»JordаnvilleN.Y., 1963, с.250).

Прп. авва Фелассий (†660): «Одна любовь сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслии» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.313).

Прп. Антоний Великий (17/30/.1.356): «единственный способ к познанию Бога естьДОБРОТА» («Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.51)/.

Сщмч. Игнатий Богоносец: «Если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которые суть начало и конец жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединение суть дело Божие; все прочее, относящееся к добродетели от них происходит» («Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев, 2001, с.275).

***

Прп. Максим Исповедник: «Вся цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти, и возвести его В ЛЮБОВЬ к Нему и ближнему, от которой рождается свет святого деятельного ведения» («Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.238).

На Тайной Вечери, последний раз в Своей земной жизни беседуя со Своими учениками,Спаситель трижды заповедует им:

«Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15: 17),

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга; как Я возлюбил вас.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 12,13).

«Заповедь новую даю вам, да любите друг другакак Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34-35).

Апостол Петр: "...постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Петр. 1,22).

Апостол Иоанн Богослов: «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2,10-11).

Свт. Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский (30.4. /13.5/1867): «Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе - Бог (Мф. 10,34,35,36)» (Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.121).

Прп. Силуан Афонский (11.9/24/.1938): «Блаженна душа, любящая брата своего, ибо БРАТ НАШ ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ. /так выделено в цитируемом источнике - составитель/ Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живет Дух Господень, и дает ей мир и радость, и она плачет за весь мир» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. - Ново-Казачье - Минск, 1991, с.335).

Прп. Паисий Святогорец (†12.7.1994): «Истинно любящие и правильно подвизающиеся, всё переносят с любовью, жертвуют собой, лишают себя всего ради своего ближнего и покоят его, потому что он есть Христос» (Старец Паисий Святогорец «Письма» Свято-Троицкая Сргиева Лавра, 2001, с.99).

***

Сщмч. Климент папа Римский (25.11/8.12/.101): «Итак, будем любить друг друга, чтобы ВСЕМ войти в Царствие Божье» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.90).

Прп. Силуан Афонский: «Господь же не помянул моих грехов и дал мне любить людей, и желает душа моя, чтобы ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ спаслась и была в Царстве Небесном, и видела славу Господню, и наслаждалась любовью Божиею» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. - Ново-Казачье - Минск, 1991, с.252).

Прот. Николай (Гурьянов †11/24/.8.2002): «Отец Тихон (Шевкунов) спросил его, чего нужно опасаться более всего, что самое страшное для нас, а батюшка ответил: «Нелюбви». - «И в Церкви?» - «И в Церкви». «А что посоветуете?» - «Любвеобильности ко всему» («Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).

Свт. Феофан Затворник: «Больше всего упражняйтесь в любви - в делах и чувствах, не исключая никого из тех, кои соприкасаются вам, как бы кто ничтожен ни был»(Святитель Феофан Затворник «Наставления в духовной жизни» изд. «Апостол веры», 2005, с.354).

Св. прав. Иоанн Кронштадтский (20.12.1908/2.1.1909): «Нелюбовь, вражда или ненавистьне должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами! Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш - Бог любви; Царство Его - Царство любви; из любви к нам Он не пощадил Сына Своего Единородного и на смерть отдал Его за нас (Ср. Рим. 8,32). И ты - выражай везде любовь, дома - на домашних (они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобой в церкви Вечери любви). В церкви - везде символы любви (Кресты, крестное знамение, святые угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощённая Любовь. На небе и на земле - везде любовь. Она безпредельна как безпределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Ещё ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859-1860, М., 2003, с.215).

Прп. авва Исаия Отшельника (†IYв): «Как невозможно влить вино в сосуд, который не весь засмолен, или имеет какую-либо трещину; так невозможно нам угодить Богу, имея в себе ненависть и вражду» («Добротолюбие» т.1, 1963, Нью-Йорк, с.249).

Геронтисса Гавриилия (28.3.1992): «как только вложишь в свою душу ненависть к кому-либо, сразу теряется гармония твоя с Богом. Она уже не может жить в тебе» (Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви - Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.151-152).

Сщмч. Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156): «Где разделение и гневтам Бог не обитает»(«Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев, 2001, с.299).

Схи-игумен Иоанн (Алексеев†1958): «Осуждающий других уподобляется антихристу, ибо восхищает суд Божий» (Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.81).

***

Спаситель Мира и Судия будущего века: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас;

да будите сынами Отца вашего Небесного...» (Мф. 5,43-45).

Богочеловек Иисус Христос не только от Своих последователей требует любви к врагам, но и Сам являет её.

Святое Евангелие сообщает:

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники...» (Лк. 23,33-35).

Прп. Авва Исаия (†IY в.) обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос «как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды, не делая различия»(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.238).

А схи-игумен Иоанн (Алексеев) добавляет: «После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство св. Причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа» (Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).

***

Геронтисса Гавриилия: «Бог любит как тебя, так и врагов твоих» (Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви - Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3. 1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.210).

Проигумен афонского монастыря Филофей Ефрем: «Святые отцы говорят, что в ином мире пищей людей будет любовь - любовь ко Христу и друг к другу. Один человек будет лицезреть другого и от этого ощущать в душе настоящий рай.

Такое же чувство мы можем испытывать и здесь на земле, но, конечно, совсем в малой степени. Когда Благодать Божия распалит сердце, человек духовный испытывает бесконечную любовь к братьям, ему хочется обнять всех: и братьев, и друзей, и врагов, и всю бездушную тварь. Чтобы ему не сделали он не станет смущаться, но будет ко всем относиться с любовью. И тогда ему открывается почему бесконечный Бог терпит, долготерпит грешников со всеми их злодеяниями по своей бесконечной любви» (Старец Ефрем игумен монастыря Филофей на святой горе Афон «Искусство спасения. Беседы» т.1, М., 2012, с.18).

Свт. Иоанн Златоуст: «Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов, хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы, как видно из того, что было с фарисеем...»(Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвении» М., 1992, с.79).

Прп. авва Исаия Нитрийский (†370): «Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения» («Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.236).

Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов): «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, дажепрежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему» («Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67).

Прп. Силуан Афонский: «Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святаго.

Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей.

Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому что не научились любви Божией от Духа Святаго, ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир.

Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?

Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой ВСЕХ ЖАЛКО. /Так выделено в цитируемом источнике - составитель/.Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. - Ново-Казачье - Минск, 1991, с.256).

Сщмч. Игнатий Богоносец: »Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них - не раскаются ли они как-нибудь» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135).

***

Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский (†5.6.1882): «Любите всех людей без различия, близких и дальних, какого бы племени они ни были, какой бы веры ни держались, будут ли то иудеи, магометане, язычники! Любите самих врагов ваших!»(Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви» Книга первая М., 1994, с.31).

Геронтисса Гавриилия: «Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников. Мы не виноваты за то, где рождаемся» (Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви - Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.223).

Свт. Василий Кинешемский (31.7/13/.8.1945): «Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключениякак бы далеко не ушли они от Христовой истины» (Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321).

Прп. Силуан Афонский: «Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа, но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него»(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. - Ново-Казачье - Минск, 1991, с.319).

Прп. Антоний Великий: «Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ, как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения» («Добротолюбие» т.1, 1963, Jordаnville, N.Y., с.58).

Сщмч. Климент папа Римский (25.118.12/.101): «Будем и мы молиться о тех, кои находятся во грехе» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.77).

Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (Дунаев †27.10.1947): «...часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.

И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае,защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам, а без сего - всё не в прок, и внутренняя гармония нарушается и расстраивается. К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама, помрачённая своей, внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти. Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий блюдущий душу свою» (Журнал «Альфа и омега» 2009, N 1(54), с.277).

Свт. Василий Кинешемский: «Теперь «...» Религиозная борьба приняла более культурную форму диспутов и богословских споров. Но и теперь ещё демон тщеславия и самолюбия шутит свою злую шутку над защитниками Христовой истины, и эти диспуты, часто кончаются взаимными проклятиями и озлоблением. Расколы и секты не уничтожаются и даже не уменьшаются в числе, но пропасть между различными оттенками христианских вероисповеданий становится всё глубже и непроходимее. Эти споры не приводят ни к каким результатам ещё потому, что всё время вращаются в области теоретических или догматических вопросов, тогда как корни разделения лежат не здесь, но во взаимных антипатиях религиозных обществ, вызываемых различными историческими условиями. Следовательно не теоретические споры, а только взаимная любовь может сблизить людей разных вероисповеданий. Споры же с их желанием победы вызывают только так называемуюodium theologieum, то есть богословскую ненависть, несомненно ХУДШУЮ ИЗ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ЕРЕСЕЙ. Религия тогда служит только маской для обмана, «ибо кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин. 4, 20)» (Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.318).

Прот. Валериан Кречетов вспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове): «Батюшка всячески предостерегал от проявлений нелюбви. Когда я рассказывал о перенесении мощей святителя Афанасия Сахарова, о том, как мощи несли по тому пути, по которому владыку водили на допрос в монастырь, то сказал, что теперь святитель Афанасий со славою воцарился и пребывает там, в монастыре, а те, кто его мучили, - в аду. Батюшка заметил мне, что не надо было так говорить» («Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет в своём дневнике: «Даруй мне, Господи, доброе сердце, добромилующее к врагам моим или России; даруй мне сознавать, что самый злой враг мне - это я, я сам. Аминь. 26 июля 1908» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Предсмертный дневник. 1908. май - ноябрь» М.-СПб., 2003, с.36).

Сщмч. Поликарп Смирнский «Послание к Филиппийцам»: «Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов крестачтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны» («Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.156).

Прп. авва Исаия Нитрийский: «Горе нам, что, тогда как отступление держится так много лет и очень многие оставили православную веру, мы ни слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое вечное мучение в геенне!» («Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.326).

Святитель Симеон Фессалоникийский († сентябрь 1429) в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет: «Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9).Нечестивых же жалейтеибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих. «...»

И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы - рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире,потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, - ибо этому Он Сам нас научил, говоря что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13)» (Журнал «Альфа и омега» 2004, N3(41), с.122-123).

Прп. Силуан Афонский: «Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?

Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришёл погубить, но спасти» (Лк. 9,54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается и тогда спасёмся милосердием Божиим» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. - Ново-Казачье - Минск, 1991, с.341).

Иеромонах Дионисий (Игнат): «Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет - на Святой горе Афон, из них 67 лет - в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира».

«Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов.

Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг - Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума»(Сайт »Православие.Ru« Публикация «Священники и архиереи должны быть словно солнце. Поучения старца Дионисия (Игната)» 22.08.2012).

В Житие преподобного Паисия Великого (19.6/2.7/.†Yв) говорится: «... После того, как святой довольно долгое время, так молился и непрестанно умилостивлял щедроты Божии, его мольбами преклонено было милосердие Божие; ибо Спаситель не презирает молитв любящих Его. К святому старцу явился Сам Господь, и Знающий всё спросил его:

- «О ком ты вопиешь ко Мне день и ночь? не об том ли отвергшемся от Меня и теперьперешедшему ко врагам - окаянном муже, который некогда был иноком, а теперьстал евреем? не об этом ли человеке ты молишься, угодник Мой Паисий?»

Старец на это сказал Господу:

- «О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, - я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твое: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему».

На сию молитву Господь сказал ему:

- «О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных; посему, не скорби: просимое дастся тебе» («Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442-443).

В «Древнем патерике» говорится: «Рассказывали об авве Макарии Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? - отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий - духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них, тогда они чувствуют некоторую отраду» («Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34-35).

Прп. Паисий Святогорец: «Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай.

Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке».

Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях, а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён бытии от Христа по братии моей» /»я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3)/ - писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам» (Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.537).

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский: «Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они - образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви»(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т.I, М., 1993, с.125-126).

В «Литургии галльской и испано-готфской» читаем о любви Божией: «...и так как от Тебя всё произошло, то Ты находишься во всём; ибо Ты так высок, что обладаешь горьним, так доступен, что не оставляешь земного, и так любвеобилен, что не лишаешь присутствия Своего и преисподнюю» («Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с.82).

Прп. Исаак Сирин: «И что есть сердце милующее?...Возгорение сердца у человека о всём творении, о человекаях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред /Сирийский вариант: «о причиняющих ей (т.е. истине) вред», «о наносящих ей ущерб» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.47)/, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу» («Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.299).

Прп. Силуан Афонский: «Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу» («Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. - Ново-Казачье - Минск, 1991, с.340).

«Г-н Дроситис Панатиотис, почётный председатель Апелляционного суда, свидетельствует: «Любовь Старца была непревзойдённой. Она распространялась на всех людей, на всё творение, даже на бесов. Я видел, как у себя в каливе он принимал неизвестного ему человека, исповедующего иную религию. Он обнимал его с таким теплом и сердечностью, словно это был его любимый брат. Из собственных уст Старца я слышал, что, когда он со слезами молился о том жалком состоянии, в котором находится диавол, тот явился ему и начал его высмеивать. Я видел как он с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства» (Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.530-531).

***

Апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём» (1 Ин. 4,16).

Составитель священник Николай Лызлов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх