На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Архиепископ Августин (Маркевич) о Чернобыльской катастрофе

 

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин в беседе с корреспондентом «Седмицы.Ru» рассказал о состоявшейся поездке в Чернобыль:

– Владыка, расскажите, как возникла идея совершить крестный ход по окрестностям Чернобыльской АЭС с мощами святителя Феодосия Черниговского?

— Чернобыльская земля после катастрофы 1986 г.

стала для всех нас символом скорби и страдания. Церковь – Тело Христово. Она окормляет народ Божий, общество. И когда одна часть тела страждет, то этой части сострадает и все тело. Болезнь преодолевается через сострадание, через соучастие. И, наверное, пришло время искать способы так выразить сострадание Чернобыльской земле, чтобы наконец-то началось возрождение этого измученного края. Наш крестный ход стал первой попыткой, первым шагом на пути к этому. Начинать надо с того, чтобы хоть как-то обратить на Чернобыль внимание и участие одних и поддержать других – тех, кто сейчас находится там.
Думаю, что нужно привлечь специалистов, ученых, которые могли бы более детально изучить нынешнее состояние зараженной зоны вокруг Чернобыльской АЭС. Есть данные о том, что в ряде мест, входящих в эту зону, сегодня уровень радиации значительно снизился, почти до нормального состояния. Значит, можно, наверное, сократить зону отчуждения, вывести из ее ареала какие-то пункты, где уже можно начинать восстанавливать нормальную жизнь. Мне лично кажется, что в самой «Зоне» можно сейчас установить строгий пропускной режим, буквально такой, какой в Советское время существовал на государственной границе, но на наименее зараженных участках, освобожденных от этого режима, можно разрешить селиться людям. Только поселить здесь нужно добровольцев, именно добровольцев – тех, кто хотел бы вернуться в свои родные места, заняться возрождением своей малой родины. Конечно, такой процесс постепенного возрождения этого региона к жизни должен строго контролироваться научно-исследовательскими центрами и специальными комиссиями.

– Что такое Чернобыль сегодня?

– Чернобыль до катастрофы был районным центром Киевской области, в нем проживало 18 тысяч человек. Сейчас там проживает полторы сотни т.н. «самоселов» (возвратившихся), кроме того, около 4 тыс. человек работает в зоне вахтовым методом, среди них также есть проживающие в г. Чернобыле постоянно. Мы провели там целый день и при этом никакого повышенного уровня радиации наши дозиметры там не зафиксировали. В Киеве сегодня радиационный фон выше на 7 микрорентген в час, чем в центре Чернобыля. Но самое интересное – это то, что в алтаре храма в Чернобыле, где мы молились, уровень радиации вообще оказался нулевым.

     
  Интерьер Свято-Ильинской церкви в Чернобыле  
 
Интерьер Свято-Ильинской церкви в Чернобыле
 
 

– Владыка, что собой представляет сегодня православный приход в Чернобыле?

– Свято-Ильинский храм Чернобыля находится на самой окраине города. После аварии богослужения продолжались до Пасхи Христовой включительно, затем людей из города эвакуировали. Прихожане очень уважали своего батюшку – отца Николая Гасицу. Тогда в обстановке паники и хаоса он очень помог властям, успокаивал несчастных людей, которые бегали за ним, как цыплята за курицей. Сразу после аварии, когда всех переселяли в незараженные районы, отец Николай сумел передать священные сосуды и иные предметы богослужебного назначения из своего храма в другие церкви, чем спас святыни от поругания. Этот священник в настоящее время жив, хотя уже очень стар и ослеп. Он сейчас проживает в селе Микуличи под Киевом.
Храм долгое время не действовал и, конечно, пришел в запустение. Естественно, сразу после аварии 1986 г. не могло быть и речи о возобновлении в нем богослужений. Но постепенно церковная жизнь вернулась в стены Ильинского храма. В начале 90-х годов в село Толстый Лис, что неподалеку от Чернобыля, вместе с другими его прежними жителями вернулся священник Феодор Ленок. Будучи батюшкой в своем селе, он одновременно стал иногда приезжать в Чернобыль и служить в тамошней церкви. Глава администрации «Зоны отчуждения» Халоша Владимир Иванович помог начать богослужения и теперь оказывает большое содействие в восстановлении самого храма. Наверное, это началось уже после Перестройки. А два года назад в Ильинскую церковь был назначен постоянный священник – протоиерей Николай Якушин, который и в настоящее время является настоятелем Чернобыльского прихода.
Тогда же, два года тому назад, Чернобыль, Ильинский приход и атомную электростанцию посетил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Он также побывал в поселке Славутич. А в прошлом году в Чернобыльском храме впервые после аварии совершил Божественную литургию православный архиерей – епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, управляющий делами Украинской Православной Церкви. Теперь вот Господь сподобил меня также побывать в этом храме-великомученике, как его можно назвать – ведь он пережил не только страшные гонения на Церковь в ХХ в., но и Чернобыльскую катастрофу 1986 г. Еще совсем недавно храм пребывал в очень плачевном состоянии: вот-вот готов был завалиться верх колокольни. Сейчас, слава Богу, церковь восстановили и даже позолотили ее главы. В этом большую помощь оказал «Союз Чернобыль Украина».
Мы очень надеемся, что с обновления этого храма начнется и возрождение всего Чернобыльского края. Конечно, средств на это пока очень мало. Но ведь как всегда было на Руси: наши князья в старину нередко закладывали и строили храмы, благоукрашали их, а сами в это время могли спать на соломе. С храма все начинается!

– Каковы Ваши впечатления от поездки в Чернобыль?

– Больше всего меня поразило вот что: я служил литию, а потом раздавал иконки молящимся, и вдруг впервые увидел улыбки и радость чернобыльцев, которые до этого момента стояли с очень скорбными лицами. Конечно, эти люди – герои, в полной мере исполнившие Заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В особенности это касается уже усопших ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, за которых мы все вместе молились.

– Владыка, Вы действительно считаете, что сегодня, когда Украина находится, мягко говоря, не в самой благоприятной экономической ситуации, возможно возрождение Чернобыльского края?

– Может быть, кто-то сочтет меня странным или скажет, что я просто фантазировал, когда говорил о возрождении этой земли. Но я вижу, что есть люди, которым судьба Чернобыля не безразлична, которые стремятся что-то сделать для возрождения этого края и уже делают. Уже есть реальные результаты.
По пути в Чернобыль я разговаривал с председателем организации «Союз Чернобыль Украина» Юрием Борисовичем Андреевым, бывшим начальником смены на ЧАЭС. Юрий Борисович рассказывал мне, как произошла авария, почему она произошла, как ее можно было предотвратить. Этот человек предпринимает огромные усилия, направленные на то, чтобы в этих местах вновь началась нормальная жизнь.
К этой работе подключился и глава администрации «Зоны отчуждения», заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Украины Владимир Иванович Халоша, который уже с 1986 года работает в Чернобыльской зоне. Владимир Иванович – простой и скромный труженик, который тащит на себе непомерный воз забот по управлению различными службами зоны. Он по долгу службы еженедельно, со вторника по пятницу, постоянно находится в зоне и все о ней знает. Я хочу посоветоваться с ним о том, какие меры сегодня реальны в качестве первоочередных для восстановления жизни в Чернобыльской зоне.

– Владыка, в народе ходит немало всяких страшилок о якобы живущих в Чернобыльской зоне зверях-мутантах? Вы ничего подобного там не увидели?

– Конечно, все это байки, не более того. Никаких зверей-уродов мы там не увидели. Хотя в водоотводных каналах у станции водится большая рыба, в т.ч. огромный сом, который в определенное время приплывает к берегу, раскрывает рот, и сотрудники станции бросают ему буханку хлеба, которую он заглатывает в один присест и уплывает. Никто этого сома, понятное дело, не ловит, потому что он заражен радиацией.
Намного хуже разного рода ужастиков про мутантов другое: в зоне действуют мародеры, которые воруют здесь металл. Здесь очень много брошенной зараженной техники и прочих конструкций из цветного металла – на этом можно поживиться, потому и крадут. Самое страшное, что неизвестно, куда потом этот металл попадает, а ведь он радиоактивен.

– Владыка, а не вызвала у Вас уныния увиденная картина заброшенной и загаженной земли?

– Нет. Я нисколько не жалею, что поехал в Чернобыль и провел там целый день. Хотя картина, действительно, удручающая. Представьте: стоит село, а все дома в нем закопаны в землю по самую крышу, как танки, превращенные в дзоты. Сверху только виден знак радиационной опасности. Эта картина как-то особенно ранила душу.

   
   
     
 

Но были и очень отрадные минуты, которые вселяют большой оптимизм. Меня очень поразила одна бабушка, которая подошла к нам, когда мы несли мощи св. Феодосия Черниговского. Мы несли частицу мощей, вделанную в гробничку, изготовленную наподобие раки в человеческий рост и большую икону святителя. Во время крестного хода нас многие приветствовали, даже те, кто в своей жизни далек от Церкви, встречали нас с радостью и симпатией. Я кропил собравшихся святой водой. И вот эта 86-летняя бабушка – Ксения Феодосиевна – подошла к мощам и вдруг воскликнула: «Ой, якый же ты молодый!». Я сначала подумал, что она по старости из-за плохого зрения и недопонимания восприняла изображение св. Феодосия за гроб покойника. Конфуз я решил деликатно смягчить: «Дорогесенька, ось мы вам, чорнобыльцям, привезли мощи святителя Феодосия Чернигивського!». Она в ответ: «Та я це знаю! Спаси Вас Господи! Я молюся йому!» Видно было, что бабушка очень простая, необразованная, всю жизнь прожила в селе. Но меня поразило, что она не покинула родные места после катастрофы, живет здесь все эти годы, причем, в большой бедности, но не ропщет и в свои годы сохранила поразительную человеческую мудрость, ясность суждений и чистоту веры. И никакого маразма – вот вам и зона, и радиация! Господь уберег подвижницу от всех напастей. Хочу похлопотать за нее перед Блаженнейшим: надо бы ей хоть какую-нибудь медальку дать или подарок за ее удивительное стояние!

– Вы приравниваете к подвигу уже само проживание в Чернобыльской зоне?

– Вне всякого сомнения, такая жизнь, как у этой бабушки, – настоящий подвиг во славу Божию. Я думаю, что Чернобыльскую землю можно сравнить с Голгофой. Кто-то вслед за Господом пожертвовал собой ради спасения людей. Кто-то, как разбойник, распятый слева от Христа, ропщет или ворует, наживается на чужом горе, прикрывается лозунгами и пытается уйти от Промысла Божия. А кто-то уподобился благоразумному разбойнику, тому, что был одесную от Христа, и без ропота, с упованием на Господа принял свою участь, как эта бабуля. Она ведь всю жизнь в этих местах прожила и никуда оттуда уже не уедет – она крепкая духом. Так что бабушка Ксения – пример всем нам, какие чудеса в нашей жизни еще бывают.

— Владыка, а почему именно мощи св. Феодосия Черниговского были принесены в Чернобыль?

– Есть предание, что именно он помогает защищаться от радиации. Хотя мне вообще-то не нравятся рассуждения о какой-то «специализации» святых, как у врачей в поликлинике. Когда жил святитель Феодосий, в XVII веке, люди еще не знали о радиации. Просто Чернобыль исторически находится на Чернигово-Северской земле, где св. Феодосий прославился своим благочестием еще при жизни, у его икон многие получили исцеления, поэтому его и стали считать покровителем чернобыльцев.
Хотя должен сказать, что рассказывают одну историю, которая, быть может, объясняет почитание св. Феодосия именно в связи с Чернобыльской катастрофой. Говорят, что незадолго до аварии его мощи хотели куда-то перевезти из Чернигова, якобы в какой-то музей. Но всякий раз это не удавалось: то поломка машины, то еще какие-то проблемы. А потом святитель будто бы несколько раз явился во сне тому партийному начальнику, который все это организовывал, и запретил ему вывозить свои мощи из Чернигова, предупредив, что в противном случае город постигнет большая беда. Мощи св. Феодосия вскоре после этого вернули Православной Церкви. А Чернигов радиоактивные осадки почти не затронули. Вот такую историю рассказывают. Но здесь, конечно, многое надо бы перепроверить, прежде, чем признать все это за настоящее чудо.

— Владыка, известно, что Вы и сами пережили Чернобыльскую катастрофу…

— Да, я тогда, в 1986 г., проходил пастырское служение в городе Коростене. О случившейся на АЭС аварии я узнал рано утром, 26 апреля, когда наши коростенские пожарные были вызваны на станцию для тушения пожара. Я тогда молился о них, хотя ни они, ни я еще не представляли себе страшных последствий этой аварии. Коростень относится к третьей зоне (всего их – четыре), к так называемой «зоне гарантированного отселения»: кто из коростенцев захотел, тот получил квартиру в любом другом городе Украины. У меня после аварии были проблемы со здоровьем, и все меня убеждали уехать из Коростеня, но я говорил, что капитан с корабля уходит последним. Покинул Коростень только в 1992 г. после назначения епископом на Львовскую кафедру.

http://www.sedmitza.ru/text/397101.html

 

Картина дня

наверх