Вышедшая в издательстве «Белый город» книга «Святой таинственный Афон» – абсолютно уникальна. В ней собраны фотографии святынь, которые впервые доступны взгляду простых мирян, не имеющих возможности посетить Святую гору. Автор книги Георгий Николаевич Юдин заслуженный художник, член Союза писателей, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского получил разрешение снимать не только в самих монастырях, что обычно запрещено, но и запечатлеть на пленку удивительные православные святыни.
Поговорим сегодня об Афоне – об удивительной монашеской стране, где творится постоянная, непрерывная молитва за весь мир. Это удивительное место, и попасть туда непросто. Каждый, ступающий на Афон, делает это как бы по своей воле, но делает и потому, что его туда приводит Бог. И можно собрать все документы, паспорта, визы, разрешения, благословения батюшки и не попасть на Афон, как много раз бывало с довольно известными людьми. Поэтому у каждого свой путь на Афон, и главное – было бы желание туда приехать, там побывать и очиститься. Для чего едет человек на Афон? Как хорошо сказал монах Исидор, живущий в Пантелеимоновом монастыре, – «каждый едет туда за новым духовным кислородом». Когда он чувствует, что душа заболела, что необходимо излечение души, он приезжает на Афон, как на рентген, и видит на Афоне все свои духовные болячки. Именно там он исцеляется. Огромное количество людей вернулось оттуда совершенно иными, даже отъявленные атеисты приезжали оттуда с другими глазами, с другой душой.
На Афоне человеку верующему особенно явно видны проявления Благодати Божией, видно присутствие Богородицы, чудеса, которые там случаются, – это очевидно явленные чудеса, и каждый, приезжающий на Афон, это может почувствовать на себе. Со мной было несколько чудес, на Афоне происходивших, я о них попозже расскажу, а сначала немного о том, что такое Афон.
Это длинная полоска земли, примерно, 80 км длиной и около 25 км шириной. И вот на этом узеньком пальце Божьем, скажем так, в Эгейском море расположено двадцать монастырей. Ни в коем случае не позволяется строить еще монастыри, это узаконенное число. Большинство монастырей, конечно, греческие, так как это греческая республика, есть русский монастырь, Пантелеимонов, есть румынский, болгарский – Зограф. Удивительно то, что в каждом монастыре постоянно творится молитва, постоянно идут службы. Даже когда монахи вроде бы отдыхают, службы не прекращаются ни на минуту, и в этом смысл Афона – что постоянно творимая молитва на этой святой земле спасает наш мир. Я думаю, что только благодаря этим молитвам до сих пор и жива наша Земля.
Пантелеймонов монастырь на Афоне
Каждый монастырь замечателен по-своему, вот в этой книге, которую мы вам сегодня показываем – «Святой таинственный Афон» – я как раз рассказываю об особенностях каждого монастыря: о чудесах, которые происходили во время его постройки, о святынях, которые в этом монастыре живут, об их исцелениях, о многих случая посещения Богородицы святых, живущих на Афоне. Потому что Афон – это Удел Божией Матери, Она Сама избрала эту землю как свой Удел, сказала, что будет окормлять всех монахов, живущих там.
Чудеса начинаются сразу, при отплытии парома от порта Уранополис. И мы с моим товарищем, моим коллегой по этой книге, фотографом Сергеем Поповым, плыли на этом пароме с огромным количеством аппаратуры, съемочных камер. И, подплывая к одному из монастырей, к порту монастыря, Сергей мне говорит: «Я пойду вниз, поснимаю там снизу, а вы оставайтесь здесь». И уходит человек. Мы отплываем, я думаю, что он внизу, а остается два, примерно, порта до нашего окончательного пристанища, я начинаю бегать по всему кораблю искать Сергея, а его нигде нет. На всем корабле нет человека, он исчезает посреди Эгейского моря. Это было необъяснимо – куда девался человек? И капитан кричит: «Выходите с корабля!», и я вот с этим огромным количеством аппаратуры, с кофрами вылезаю на совершенно пустынный каменный берег, остаюсь один, а человека нет. Наконец, поздно ночью он мне звонит и рассказывает историю: он случайно вышел на одной из станций, и корабль вдруг закрыл свой борт, отплыл, и он говорит: «Я вижу вас, вы в трех метрах от меня стоите, я кричу вам – я здесь!» А я его не вижу, он был размыт на берегу. Он кидал камни, камни ударялись о борт, я слышал какой-то звук, но его не было, он исчез.
Когда мы пошли после этой истории в Пантелеимонов монастырь и спросили у старца – что ж такое, почему исчез человек (а он два дня ходил по горам, питался какими-то каштанами). Старец Исидор, прозорливый такой старец, посмотрел на него внимательно (а он первый раз его видел) и говорит: «А ты придешь к нам. Я знаю, что у тебя есть дети, но, когда они вырастут, ты придешь к нам. Вот ты когда ходил, тебя как бы проверяла Богородица, достоин ты здесь жить или нет». Я с ужасом спрашиваю этого провидца: «Батюшка, а мне что делать? Может быть, и мне тоже?» А он говорит: «А тебе сейчас скажу». Достает Псалтирь, открывает просто так, наобум, пальцем указывает на строку и читает: «А тебе Господь приказал творить то, что ты творишь». То есть писать и рисовать книги.
Самым знаменитым и первым Афонским святым был Петр. Он жил в седьмом веке, был греком, был воином и попал в плен. И однажды, сидя в тюрьме, проанализировал свою жизнь и пришел к выводу, что он когда-то обещал Господу придти в монашество и забыл об этом. И он решил, что это наказанием ему за то, что он не исполнил свое обещание. О стал истово молиться Богородице и Николаю Угоднику. Является к нему Николай Угодник и говорит: «Да, ты прав, это тебе наказание за невыполненное обещание». И говорит ему, что он должен идти на Афон и там служить. Петр садится на корабль, плывет, вдруг корабль останавливается посередине моря, он просит его высадить на незнакомом берегу – седьмой век, представьте себе, там вообще никого не было, дикие звери – и выходит на этот дикий, страшный берег, это скалы. В книге вы можете увидеть, что это было, вот что встретил Петр, ступив на землю, – совершенно безжизненное, безлюдное место. И он начинает искать пещеру, где бы он мог подвизаться и служить Господу, находит пещеру, полную змей, скорпионов, которые при его появлении убегают, и вот он там в этой пещере в посте и молитве проводит пятьдесят три года. Пятьдесят три года, не видя никого, ни с кем не встречаясь, только в конце жизни, когда Господь решил, что его иноческий подвиг должен быть известнее людям, он встречает охотника, который пришел к его пещере. И охотнику он рассказывает – причем, когда охотник появился, он решил, что это демон, он был обросший до пола бородой огромной, в каких-то веригах, замотанный травой, в панике охотник убежал, решив, что это искушение ему. Вот какой был подвижник.
Что интересно, в этой пещере потом пытались жить многие монахи в течение нескольких веков, и никогда никто из них не смог пройти вот этого испытания, не дожил до конца своего подвига. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то не выдерживал и уходил, и решили святые отцы, что не стоит там жить, потому что никто не достоин этот духовный подвиг совершить, кроме Петра. И эту пещеру замуровали. Это говорит о том, что желание особенно молодых людей поехать, посвятить себя Господу, не всегда соответствует их силам. Очень много искушений, очень много гордыни, и мне монахи на Афоне говорили: «Мы приехали здоровыми, сильными людьми, а тут начались болезни, искушения, мы стали другими». И, видимо, это необходимая борьба, смирение тела, духа, и немногие побеждают. Например, была история, года четыре назад, когда один монах, живя отшельником на крутом обрыве, решил, что он очень сильный молитвенник и возомнил себя главным монахом Афона. И однажды в его келье вдруг появляется Христос. И говорит ему: «Вот, по твоим молитвам, ты так молишься истово, что Я пришел к тебе Сам. Пойдем со мной». И манит его. И этот бедный монах от счастья забыл перекреститься и пошел. И только в последний момент, когда надо было сделать последний шаг в обрыв, он перекрестился и увидел, как у того появляются козлиные ноги, у мнимого Христа, и во что он превращается. И он все равно упал, благо, зацепился рясой за куст, провисел несколько суток без сознания, на обрыве. Его нашли через несколько дней, и он потом полгода ничего не говорил, но когда пришел в себя, рассказал эту историю и умер. Вот такие искушения бывают.
Мы удивительным образом попали на Афон в такое время, это было поздней осенью. Первые два дня была осень настоящая, с дождями, с туманами, с громом и молнией, потом два дня была зима, все завалило снегом, мы сняли зиму, потом началась весна, расцвели азалии – это в ноябре, засыпанном снегом! – и весна, когда все стало таять. То есть, Богородица нам послала все четыре времени года за одну неделю, понимая, что очень часто на Афон не съездишь. Самое сильное впечатление у меня было от посещения Иверского монастыря, где хранится самая главная афонская святыня – икона Иверской Божией Матери. Она по-гречески называется «портаитисо», в переводе – «вратарница».
Раньше она, приплыв чудесным образом по морю, была помещена над воротами обители Иверской, но монахи решили, чтобы ее не украли, поставить в храме. И трижды она являлась опять на прежнем месте, и, явившись ночью настоятелю, сказала: «Не надо Меня беречь, Я вас буду беречь». Придти вот к этой иконе чудотворной – это было таким чудом и радостью, что, когда мы вошли – ну, мы все знаем, икона такого обычного стандарта, размера – а тут вдруг стоит Богородица живая перед тобой, такая огромная икона, вся черная, лика не видно, и вот в этом лике темном была такая тайна, такая настоящая Богородица смотрела на тебя, пронзая тебя свои взглядом, и все видела насквозь, и просто оставалось упасть на колени и только в плаче молиться, потому что ты стоял как перед Страшным судом, Она все знала про тебя, все видела. И вот это потрясение, которое испытывает, я думаю, каждый приходящий с верой, оно очень важно для очищения твоего и пребывания на Афоне. И ночью в монастыре монах начинает стучать в било – это такая доска длинная, и вот он стучит вместо колокола, и по поверью вот эти удары била означают удары молотка Ноя, строящего ковчег. «Бдите, скоро придет Господь, готовы ли вы к этому приходу?» И вот это очень интересное сочетание этих ударов и связи с Ноем.
Вот я хочу прочитать мои ощущения от ночной службы: «Торжественная строгая монашеская служба в темном храме при свете лишь нескольких свечей и лампад, протяжное древневизантийское пение, пронизанное восточным ароматом молитв, раннехристианских пустынножителей, рождает сильное ощущение пребывания в самых первых катакомбных храмах, лишенных поздней золотой роскоши и пышных праздничных служб. Сосредоточенные, отрешенные от всего суетного мира молятся одухотворенно красивые, высокие молодые монахи. Возле стен в стасидиях, низко склонив головы в куколях, молят Бога о всеобщем спасении два очень старых молчальника. По их вдохновенным бледным лицам видно, что они видят Бога и беседуют с Ним, и от Его присутствия рядом с тобой становится так страшно, что только и можешь, заикаясь, пролепетать: «Боже, милостив буди мне грешному!» Здесь во время таинственной благословенной ночной службы вместе с иноками постепенно исчезает ощущение земли, и душа, наполненная горячим счастьем, как шар, наполненный горячим воздухом, воспаряет ко Господу».
Во время ночных служб у нас паникадило огромное посреди храма, а у них «хоррос» называется, такой вот огромный золотой обод, примерно метров пять-семь, в полной темноте горят эти свечи, когда начинает вращать монах этот хоррос, получается такое удивительное чувство, что ты в космосе, что вокруг тебя летают планеты, и вот эта молитва мужскими голосами приподнимает над миром, и ты растворяешься, и исчезает ощущение земли. Это удивительно чувство именно афонской молитвы необходимо каждому человеку, поэтому если есть возможность поехать туда, надо это обязательно сделать. Вы почувствуете на себе вот эту благодатную силу молитвы.
Этот необыкновенный камень находится только в одном месте на всем Афоне. Место это – там, где Пресвятая Богородица сошла на берег. Она плыла на корабле к Лазарю Четырехдневному, который жил на острове и пригласил Ее к себе. И Богородица плыла туда, но буря Ее повернула и прибила к афонскому берегу. И в том месте, где Богородица сошла на берег, вот такие камни сверкающие. Я вот надеюсь, что по этому камню Ее стопочка – вот как раз камень в виде стопочки… После коленопреклоненной молитвы у иконы Иверской монах, которых привел нас двоих, специально для нас открыл часовню, очень тактично стоял в стороне, видел, что мы не просто духовные туристы, которых очень много там, особенно из-за рубежа приезжают люди, и я видел, как один из богатых туристов негодовал, почему его не пускают на ночную службу, хотя имеют право присутствовать только православные. Он говорил: «Я же заплатил деньги!» Он решил, что это театр такой. И вот монах, видя, что мы люди верующие, поманил нас за собой, и из лампады, которая во время каких-то кризисов на земле, каких-то трагедий вдруг начинает сама собой вращаться (это является признаком того, что на земле что-то произошло и сигналом для монахов, что необходимо особенно молиться по поводу этого события, вот, например, когда Карабах был разрушен землетрясением, я уже не помню другие события), и вот из этой чудотворной лампады монах налил нам понемножечку масла лампадного, я на себе испытал его силу – у меня почему-то отказали ноги, я перестал ходить, не знаю, с чем это связано – на ночь помазал дважды, и целебная сила была настолько явной, что сомневаться в чудесах этих даже никто не должен думать.
И здесь же, в Иверском монастыре, произошло со мной чудо, о котором, с одной стороны, стыдно вспоминать, а с другой – необходимо, как в назидание будущим пилигримам, приходящим на Афон. Когда мы собирались на эту святую землю, нас предупредили, что ничего снимать, особенно на кинокамеру, там нельзя. Но у нас было задание от издательства «Белый город», от издательства «Даръ» сделать книгу, поэтому со мной были просьбы, подтвержденные издательством, о том что мы снимаем не для семейного альбома, что мы делаем большой серьезный альбом для всей России, и благодаря каким-то личным контактам, каким-то личным разговорам с настоятелями монастырей везде разрешали снимать, самые удивительные вещи, которые до нас никто не позволял снимать. Поэтому в этой книге есть огромное количество уникальных фотографий, никогда ранее не виденных никем. И только в Иверском монастыре на все уговоры позволить снять Иверскую икону Божией Матери и часовню, в которой она находится, нам ответили отказом. Ну и правильно сделали, потому что тиражировать святыни не стоит, они девальвируются. Вот рано утром в пять утра вышел я на двор монастырский и стал себя уговаривать, что не для себя ведь снимаю, для всего народа русского, особенно для женщин, которые сюда никогда не придут и ничего не увидят, позволь, Господи, снять часовенку, уговорил. Ну, думаю, сниму, возьму на себя грех. Спрятал камеру под куртку, прижался спиной к стене монастырской и снял один кадр – часовню, где находится Иверская икона Божией Матери. Приезжаю домой, перевожу в компьютер всю сессию афонскую – идеальное качество всех абсолютно фотографий, и только вот этот кадр снят таким образом, как будто меня двое или трое человек качали из стороны в сторону, он настолько нерезок был, хотя я был прижат к стене. И самое страшное, что через весь кадр красная огненная нить проходила, и на конце этой нити – белая капля. Думаю, что ж такое, возьму-ка увеличу этот кадр. Увеличиваю эту каплю, и что, вы думаете, в середине этой капли? Стоит маленький белый ангел и вот так вот крылышки держит. У меня прямо мороз по коже до сих пор, и я кричу жене: «Маша, Маша, скорей беги! Смотри, что делается!» Пока она шла – кадр исчезает на экране. Вы знаете, кто владеет компьютером, что нужно несколько кнопок нажать – «Вы правда хотите убрать?», «Да», «Вы хотите точно?», «Да»… Я ничего не нажимал, кадр исчез, как напоминание мне о том, что тебе не разрешили снимать это, зачем ты это делаешь? Вот и всем будущим фотографам этот рассказ в назидание, что неблагословленная фотография не получится.
То же самое было у меня в первую поездку, когда нельзя было снимать кошницу (это место, где хранятся извлеченные из земли черепа и кости умерших монахов), но я все равно решил это снять, опять же для альбома, и камеру заклинило, так что всю вторую половину поездки я не снимал, как в назидание еще раз, еще один случай. Когда я стал разговаривать с монахами и спрашивать, почему же так, батюшки, мы же снимаем для всех, чтобы все узнали, они говорят: «На этой земле столько всего святого, чудесного, невидимого находится, что мы, не видя этого, снимая, можем увидеть, и вы, принеся в мир суетный, этот вот современный, недуховный мир вот эти святые вещи, можете опошлить их». И подтверждением того, что камера может снять невидимый мир, служит фотография огромная, висящая на стене Свято-Пантелеимонова монастыря. На ней изображен ряд нищих, которые подходят к монаху и получают у него из рук хлеб. А дело происходило в 1903 году, когда протат – это главный административный центр – запретил Пантелеимонову монастырю подавать милостыню нищим, решив, что монастырь превращается в какую-то богадельню. И вот игумен приказал в последний раз подать милостыню нищим и сфотографировать это. И вот когда сняли, проявили пластинку стеклянную, оказалось, что от этого монаха, подающего милостыню, отходит плачущая Богородица в пламени, Она вся объята пламенем. Ну, конечно, никто не стал бы подрисовывать Богородицу на этом стекле, и эта фотографии удивительная находится в алтаре монастыря, а увеличенный ее формат на стене монастыря, кто будет – увидит. Вот это в назидание тем, кто хочет снимать то, что не надо снимать.
Икона "Утешение"
Есть на Афоне удивительный скит святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Небольшой скит, довольно высоко в горах. Туда не так просто взойти, но он особо почитаем паломниками в связи с тем, что, как известно, Анна была уже в возрасте, когда родила Марию. Это говорит о том, что не стоит терять надежду любой женщине, которая не имеет пока детей и продолжает молиться.
В этом ските Анны пребывает ее нетленная стопа, которая, как показывает время, помогает бесплодным родителям. Вернее, не стопа, а сам Господь помогает приходящим к этому святому месту обрести долгожданное чадо. Когда входишь в этот скит, поражает то, что весь алтарь — в маленьких фотографиях младенцев. Всего их более двухсот. Когда я спросил, что это такое, батюшка мне ответил: «Это — рожденные по молитвам младенцы от бесплодных родителей, которые по многу лет просили. И в благодарность отцы (потому что женщины не могут попасть на Афон) через год привозят фотографии младенцев. И тогда им дают как людям, с верой молящимся о своем чаде, маленький крестик, который младенцу вешают на люлечку в надежде на то, что это не последний ребенок».
Еще есть одна святая обитель — монастырь Ватопед. Здесь тоже молятся за неплодных родителей. В этом монастыре в необыкновенно красивом ларце пребывает частица пояса Богородицы. На этом поясе освящают кусочки ткани, которые потом разрезают на отрезки определенной длины и вкладывают в облатку, на которой написана молитва к Богородице о прошении детей и то, как с этим пояском нужно обходиться: с верой, не греша, не сквернословя, соблюдая посты. Этот поясок нужно неплодной матери завязать вокруг талии. И, как правило, у людей истинно верующих рождаются дети. Конечно, должен приехать отец, по молитве его ему дают этот поясок, и он его везет домой своей любимой жене.
В том же Ватопеде есть вот такая святыня — серебряный ковчег, в котором находится глава Иоанна Богослова с его нетленным ухом. Монахи говорят, что оно нетленно, потому что им он воспринимал слова ангела. Там же удивительная икона «Утешение». Один монах во время молитвы услышал голос, говорящий: «Сообщи настоятелю, что обитель окружили враги». Он никого не увидел вокруг и продолжил молиться. Тогда он опять услышал женский голос: «Прекрати молитву и предупреди настоятеля». Тогда он поднял глаза и увидел, что этот голос исходит от Богородицы, а младенец Христос пытается ей ручкой закрыть уста, чтобы Она не говорила. А Она своей рукою его ручку отводит от уст и продолжает предупреждать об опасности. Уразумев это чудо, монах побежал к настоятелю, стали бить в колокола.
На самом деле, взойдя на стену, увидели, что они окружены врагами. Еще бы чуть-чуть, и они не успели бы отбить нападение. Когда нападение было отбито, братия пришла к иконе, и все увидели чудо: икона изменилась. Раньше она была в каноническом положении, Богородица держала младенца, а теперь — Богородица отводит руку младенца от своих уст и немного наклоняет голову в сторону.
Вот еще одна интересная история, связанная с жизнью монахов. Однажды монах опоздал на обед и, прибежав после всех, попросил накормить его. А повар, рассердившись, сказал: «Ничего тебе не дам, надо было вовремя приходить». И вдруг этот монах выскочил из трапезной, схватил нож и вонзил его в ланиту иконы Богородицы. На его глазах из щеки Богородицы потекла настоящая кровь. Он в ужасе стал кричать, братия собралась, стали молиться о нем, и перед самой смертью Богородица явилась настоятелю и сказала: «Он прощен, но рука, которой он это сделал, будет наказана».
По обычаю умершего монаха закапывают в землю, а через три года открывают и проверяют, что с ним произошло. Если тело совершенно истлело, но остались кости, то считается, что монах жил праведно, если плоть не истлела, то монаха опять зарывают и усиленно о нем молятся.
Когда откопали это монаха, который посягнул на Богородицу, то увидели, что он весь истлел, только рука его, который он держал нож, черная, неистлевшая. И эту руку до сих пор выносят показывать в назидание всем богохульникам.
Когда я говорил о Лавре и Афанасии Афонском, я не сказал о том, что он посадил во дворе Лавры кедр. И при этом сказал, что когда кедр начнет умирать, значит, конец света недалеко. И вот перед вами засохшая ветка это кедра. Она источает необыкновенно нежный запах. И к великому сожалению, корни этого кедра начинают уже отмирать.
Паисий Святогорец
Об этом же говорил и святой Паисий, замечательный старец Афонский, в келии которого я тоже был. На вопрос молодых людей «Застанем ли, батюшка, конец света?», он сказал: «Ваше поколение застанет». Конечно, отчаиваться нельзя, никто не знает, когда это произойдет, но стоит, конечно, прислушиваться и делать все, чтобы отмолить у Господа прощения.
Кстати, об этом старце вышла недавно замечательная книга «Житие старца Паисия», в которой собраны удивительные истории из его жизни. Он страдал страшными болезнями — у него был рак, страшная грыжа, ему вырезали после туберкулеза легкие. И он, несмотря на эти болезни, ежедневно принимал со всего мира паломников, болящих, просящих, по двести человек ежедневно стояли у этой железной калитки и просили его помолиться. Он по их запискам, просьбам, письмам, после того как отпускал посетителей, всю ночь стоял на молитве и просил Господа об исцелении этих людей. И, как правило, эти люди исцелялись.
Однажды была интересная история. К нему пришел его духовный сын и сказал: «Геронда, у меня друг заболел лейкемией. Вы могли бы помолиться? А он, старик, был с юмором. Он и говорит: «А давай сделаем так: девяносто пять процентов болезни я на себя возьму, ведь когда я молюсь, я прошу Господа мне болезнь эту отдать, почему люди и излечиваются. А пять процентов ты возьмешь». И вот этот человек засомневался, все-таки пять процентов рака нужно на себя взять. Тогда Паисий, видя это, говорит: «Ладно, давай хотя бы один процент, а девяносто девять я возьму».
Вот такой был человек удивительный, к себе относился с юмором, считал себя последним грешником, по две помидорки в день ел и одну сливку, называя себя при этом чревоугодником. А раз в году, на Пасху, он покупал одну рыбку, варил ее, съедал, а скелетик не выбрасывал. Это скелетик у него на гвоздике висел. Он его потом в баночке с водой варил и вот эту водичку с легким ароматом рыбы пил на другие праздники и при этом говорил: «Какой я чревоугодник».
Когда к нему приходили люди, он их рассаживал на пеньки и говорил каждому, что он хотел бы слышать. И вот однажды к нему пришли люди (естественно, он никого из них не знал), сели, и старец Паисий по Афонскому обычаю вынес для всех на подносе угощение: стаканчик водички, ракию и кусочеки рахат-лукума. Вдруг возле одного из пришедших людей он роняет лукум на землю, ногой его катает по земле и грязный подает ему. Тот опешил и говорит: «Геронда, что такое? Почему вы всем нормальный подали, а мне — весь в грязи изваляли и даете?» А он говорит: «А ты что творишь? Не ты ли пишешь порно-сценарии и портишь людей, с грязью смешиваешь их?» Тот человек встал и ушел.
Вот такой вот старец жил. И до сих пор на это могилу с верой приходящие люди получают исцеление. Его, видимо, скоро канонизируют.
Был там еще такой замечательный старец Порфирий, который знал, где находятся старые поселения. По его указаниям раскапывали землю и находили старые города, нефть. Однажды случилась одна история. Он был старенький, уже совсем больной лежал в больнице. К нему пришла женщина из соседнего селения и говорит: «Геронда, у меня козы заболели. Не могли бы вы помолиться?» Он никогда не отказывал. Вышел, женщина привела стадо коз. Когда старец начал читать молитвы за животных, все козы его окружили, главный козел вышел вперед, и молча, не шелохнувшись, они стояли полчаса и слушали молитву о себе. Когда старец закончил, козел-вожак подошел и приложился своей мордой к моей руке. Вот такая история.
Порфирий тоже болел раком. Он сам просил эту болезнь у Господа, потому что хотел, чтобы никто не болел больше в мире. Старец говорил: «Я знаю, чем лечится этот рак, но раз Господь не позволяет открывать эту тайну, я тоже не смогу». Причем, как он говорил, это очень простое лекарство, которое у всех на виду, и каждый день врачи с ним работают.
В мир монахов, потаенный, закрытый для нас, не стоит врываться. Я говорю о тех людях, которые настойчиво просят монахов поговорить с ними о своих делах, стараются нарушить их ритм жизни. Этого не надо делать. Монахи не любят долгих разговоров, особенно о мире, не любят, когда их фотографируют. Если вы видите, что с вами хотят поговорить, тогда идите на этот контакт, иначе не надо.
В монастыре Павла (не апостол, а просто святой Павел) мы встретили неприятие монаха, который охранял ворота. Там такое тоже бывает. Вот не понравились мы ему, не пускал он нас долго, но мы знали — там находится такая святыня, что не попасть туда нельзя. А находятся там, между прочим, дары волхвов. Они были сохранены Богородицей. После ее смерти дары были переданы в Константинополь, потом долго они по миру путешествовали, пока, наконец, не оказались у царевны сербской Марии. Чтобы турки не осквернили святыню, она решила отвезти ее на Афон.
Зная о том, что женщинам нельзя ступать на Афон, она подумала, что с такой святыней ей разрешат пребывать на горе. Царевна Мария сошла с корабля, идет по Афону с этими дарами, друг перед ней появляется Пресвятая Богородица и говорит: «Не ходи дальше. Женщинам нельзя здесь ходить. Отдай эту святыню первому монаху, который придет». Вот таким образом эти дары оказались в монастыре Павла.
Дары волхвов
Вот что интересно. На картинах живописцев мы видим караваны, нагруженные тюками, волхвы в дорогих одеждах идут, нагруженные золотом и бриллиантами. Может возникнуть впечатление, что они несли несметное количество богатства. Но на самом деле это тончайшие золотые пластиночки размером пять на семь сантиметром с золотой душкой из проволоки. Я смотрел и думал, что же это мне напоминает. И вдруг понял, что это похоже на погремушку для маленькой руки Христа, которыми Он мог играть. Я сказал о своем предположении монаху, и тот со мной согласился. То есть у волхвов не было цели завалить младенца богатством, они подарили Ему, маленькому, то, что было ему понятно. Вот эти дары живы.
Придя в издательство «Белый город» с отснятым материалом, с идеей писать эту книгу, я был удивлен, что директор издательства Андрей Астахов сразу решил ее издавать. Потому что, как я могу сказать из своей практики, для того, чтобы издать книгу, каждый раз нужно убеждать издателя, доказывать, что книга будет продаваться, что она нужна людям. И вдруг директор Андрей Астахов мгновенно решил издавать. Видимо, есть у человека издательское чутье. И я приступил к написанию этой книги. Надо сказать, что я ее писал очень долго — почти полтора года. Но зато получилась книга, которой я горжусь, которой, я думаю, гордится и издательство. Книга выдержала уже второе издание, ее покупают, несмотря на высокую цену. Очень хорошие отзывы от священников, от людей, которые разбираются в христианской культуре и истории. Монашество на Афоне об этой книге знает. Они прислали мне письмо с благодарностью, что я, не впадая в экзальтацию и ложную сентиментальность, написал так, как это есть.
Надеемся, эта книга будет долго у вас на столе, вы ее будете по многу раз перелистывать, смотреть, читать. Дай Бог, чтобы принесла вам духовную пользу.
Георгий Юдин
Источник: Православная книга России
Свежие комментарии