Православные священнослужители об установке в Орле памятника Царю Иоанну Грозному …

Как сообщалось, 14 октября в Орле открыли памятник Царю Иоанну Грозному, появление которого поддержали почти 73% жителей города. Но в блогосфере этот памятник вызвал бурную дискуссию – не в последнюю очередь потому, что прежде памятников Иоанну Грозному в России не было никогда: ни в допетровской Руси (тогда обычая ставить памятники у нас еще не было), ни в петербургской России (репутация «душегуба» мешала), ни в советской (потому что Царь все-таки).
Как известно, даже на памятнике Тысячелетию России в Новгороде Иоанн Васильевич «пропущен».
«Что вы думаете по поводу памятника Иоанну Грозному? Кого из исторических деятелей России увековечили бы вы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, заявил, что он рад, что Иван Грозный увековечен.
«Это родоначальник России в ее нынешнем виде, отец русской государственности. И очень важно, что его память увековечена в городе, который был по его повелению построен как засечная линия обороны Москвы на дальних подступах. Кстати, создание глубоко эшелонированной системы обороны Москвы, позволило и в Отечественных войнах одержать победу!» - восклицает священник.
«В нравственном отношении Иван Грозный, конечно, требует переосмысления современниками в связи с тем, что ложь и клевета на русскую историю началась не после Октябрьской революции, а еще в XIX веке. Во многом именно эта ложь как раз и позволила разрушить потом наше государство в ходе революции. Нам все это еще разгребать и разгребать. Достойных людей у нас очень много. Думаю, один из недооцененных наших Государей - это Николай II.
Церковь пришла к консенсусу по отношению к нему, а общество пока еще нет. И глубоко уважаемые мною лидеры патриотических партий, как, например, коммунистическая, теряют уважение к себе, уничижая память нашего последнего Императора», - продолжил он.
«Увековечивание знаковых исторических фигур будет продолжаться. Думаю, и в городе Александров будет поставлен памятник Ивану Грозному, как уже намечено. Потому что мы должны тем самым формировать нашу идеологию. И пока ее нет в виде законодательных актов, самое время, чтобы народное волеизъявление проявилось именно в памятниках, в прославлении и почитании виднейших деятелей русской истории, начиная от Владимира Крестителя и до нынешней поры», - заключил священник.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что «народ живет не благодаря какому-то уму или здравому смыслу, а по воле Божьей».
«Мы еще это называем особенным русским духом, и он сформировался не благодаря какому-то Царю или Президенту. Видимо, на нынешнем этапе нашего духовного развития есть огромная потребность в мощном сильном лидере, который бы объединял наше житие. Мы переживаем не только за тех, кто живет в нашей стране, но и за тех наших людей, которые оказались за рубежом и подвергаются там нападкам. Нам нужен лидер, который собирал бы, а не расточал народы и земли. Олицетворением такого лидера вполне можно считать Ивана Грозного, который собирал Русь. Так что памятник ему – олицетворение духовных глубинных процессов в душе народа. А я бы установил памятники нашим святым, хотя это не одобряется и не по канонам Церкви. Но, на мой взгляд, Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие этого заслуживают вполне», - подчеркнул священник.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что «установка памятника – это необязательно признание ныне живущими какой-то великой ценности, которую тот или иной человек сейчас для них представляет».
«Это прежде всего благодарность за сам факт существования нашего государства, народа. Личность, которую мы собираемся увековечить, когда-то имела решающее значение для исторического пути страны. Не нужно пытаться всех ранжировать и подсчитывать, что тот или иной человек сделал хорошего, а что плохого», - продолжил священник.
«А к Иоанну Грозному у меня, наверное, все же больше положительных эмоций: он, безусловно, был собирателем русских земель, верующим человеком, многое сделал для нашего Отечества и русского народа. Так уж сложилось, что его ненавидели иноземцы, и вложили в историческую память русского человека нарицательное имя Иоанна Васильевича - Грозный. Говорили о его исключительной жестокости, зверствах люди, не любящие нашу страну. А нам нужно восстанавливать свою историческую память, испытывать благодарность к тем, кто имел решающее значение для созидания нашей страны. Иоанн Грозный, последний Рюрикович из законной династии, конечно, достоин того, чтобы о нем помнили, его чтили и были ему благодарны», - продолжил о. Алексий.
«После Иоанна Васильевича Грозного жителей нашей страны превратили в рабов. Если бы он правил дальше, или хотя бы продолжилась его династическая линия, возможно, мы бы с вами не знали ни крепостного права, ни революций, ни страшных периодов, когда нашей страной управляли люди, которые ее ненавидели и только и ждали, как бы ее ограбить. А при Иоанне Грозном все было по-другому. Конечно, я хотел бы, чтобы были поставлены памятники княгине Ольге, и быть может, Борису Годунову – нам с вами нельзя быть "Иванами, родства не помнящими". Нужно, чтобы наши потоки не забывали того исторического пути, которым вели отечество и народ лучшие из его представителей», - заключил он.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что Иван Грозный - все-таки неоднозначная фигура.
«Наверное, именно поэтому длительное время памятники ему нигде не устанавливали. Мне кажется, к этому вопросу нужно подходить обдуманно. Памятники все-таки устанавливают за определенные заслуги, и если историческая фигура неоднозначная, это всегда будет вызывать споры. У монументов часто проводят официальные мероприятия, к ним возлагают цветы. Быть может, просто подыскать для таких памятников удобное место? Например, это может быть не центральная площадь, а какой-то сквер», - высказал мнение священник.
«Мне кажется, особого внимания заслуживает Александр III. Уж чья деятельность не может вызывать нареканий, так это его – по поводу этого Государя историки все сходятся во мнении. Думаю, было бы неплохо заменить памятник революционерам на Площади Восстания в Петербурге (На Площади Восстания стоит монумент не революционерам, а стела в честь подвига народа в Великой Отечественной войне. -РНЛ) на памятник Александру III, который там, кстати, когда-то стоял. На мой взгляд, память этому русскому Императору может быть увековечена в центре нашего города», - подчеркнул отец Константин.
Протоиерей Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района Московской области, отметил, что у фигуры Иоанна IV два аспекта: с одной стороны правитель, Царь, а с другой - христианин.
«Историческому деятелю, тем более сыгравшему в истории страны немалую роль, вполне можно поставить памятник, посоветовавшись с местными жителями, что и было сделано», - продолжил он.
«Но возникают разговоры о святости царя Иоанна Васильевича, о канонизации. А надо заметить, что канонизация означает признание Церковью важного и назидательного духовного подвига в жизни человека. Того, с чего можно и нужно брать пример христианину. Пример именно духовной жизни. Это, например, или жизнь во Христе, или мученическая кончина за Христа. В Царе Иоанне Васильевиче не видится именно такого примера. Всё о чем говорится - политические заслуги, а это не повод для канонизации. Если Господь благословит явить нам его как святого, это будет явлено», - подчеркнул священник.
«А пока что, к сожалению, эта фигура собирает вокруг себя по большей части людей, склонных к жестким, если не сказать жестоким методам правления. И если с политической точки зрения это можно ещё как-то оправдывать, то евангельской, христианской такую позицию назвать нельзя», - высказал мнение отец Игорь.
Свежие комментарии