...Искушение политикой очень актуально в наши дни. Ибо сам характер власти в России за последние 300 лет изменился, отойдя от православных христианских начал в сторону секуляризма XVIII века и даже воинственного антиклерикализма конца XIX - начала XX века. В советское время, с 1917 по 1991 год у нас в стране царил воинствующий госатеизм. Потом с 1991 года делались попытки растащить церковь по разным политическим квартирам. Теперь церковь отождествляют с партией власти, а некоторые называют Патриарха рупором Кремля. И это только потому, что церковь все делает для того, чтобы страна не скатилась в пропасть гражданской войны или олигархического крепостного права. В передаче "Слово пастыря" (эфир 9 апреля 2011 года) патриарх Кирилл обратил внимание на то, что до недавнего времени церковь обвиняли в социальной пассивности, ставя нам в пример западное христианство с их гуманитарными шоу и всевозможными формами терпимости. Но то была не забота об эффективности церкви, а просто желание сказать нечто, что отвратило бы людей от церкви, убежден Предстоятель. Теперь, когда церковь вступила в диалог с властью и называет вещи своими именами, проявляя социальную активность, это тоже кому-то не нравится. Раздается еще более яростная критика теперь уже за эту активность – отметил Патриарх. Сказано в Писании: « они подобно детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали. Мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали» (Лк. 7,.32).
Создается впечатление, что для противников христианства плохо все, что бы церковь ни делала. Причину такого неприятия Евангелия Его Святейшество видит не в идеологическом несоответствии доктрин, но именно в неприятии церковью греха, отказе от его легализации, стремлении обличать грех. Кто-то откликается на эту проповедь и старается изменить свою жизнь, отметил Патриарх. А кто-то восклицает: «Нет, это вы должны уйти из общественного пространства. Я слышать не хочу, вы мне мешаете, вы бросаете вызов моей идентичности, я грешник, это моя суть. Но я не хочу, чтобы мой грех называли злом».
Здесь Патриарх совершенно точно передает психологическую внутреннюю позицию, портрет врагов закона Божия. Почему они не приемлют церковь, Евангелие, значит и Христа? Сказано: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы» (Ин. 3, 19 - 20).
Заканчивая свое выступление в эфире 9 апреля 2011 года, Патриарх заключил: «Церковь всегда будет нести свидетельство о добре и зле, о правде и лжи, о свободе и рабстве, об ответственности и безответственности. Если когда-то этот голос умолкнет, то люди потеряют всякую способность различать добро и зло, в том числе и в общественном пространстве».
Но именно потому, братья и сестры, что церковь не соглашается с правом сильного ограбить нищего, не соглашается с легализацией греха и греховного образа жизни, она должна вступать в переговоры с властью и партией власти, как некогда в древние времена ходила печаловаться за Русь в Златую орду. Ничего суицидального не было в проповеди Иоанна Крестителя перед царем Иродом Антипой. Он исполнял акт свидетельства. Сказано: «Когда я скажу беззаконнику: смертью умрешь, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем. И я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем. А ты спас душу твою» (Иез. 3, 18 – 19).
Кстати, христианизация Золотой орды, способствовала смягчению агрессии по отношению к Москве. А известный Казанский поход XVI века начался по настойчивой инициативе крещеных или как тогда говорили крещенских татарских князей. Таким образом вопрос христианизации российского общества есть вопрос определяющий, означающий, живем ли мы на оккупированной территории или уже нет. ˂…˃
...в христианстве, в отличие от иудаизма, критерий избранности не касается социального статуса и национального происхождения. Но само избранничество налагает целый ряд обязательств и принципов, которые чаще попирают именно богатые, находящиеся во власти. В современной России это тождественные понятия - богатство-власть, власть-богатство. Сказано: «Послушайте, братья мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его. А вы, то есть богатые, презрели бедного, не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак. 2, 6).
И именно на этой скользкой дорожке отношения к власти в связи с налогами фарисеи решили искусить Господа Иисуса Христа. Сказано: «Тогда фарисеи подошли и совещались, как бы уловить Его в словах, и посылают к нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак, скажи нам, как тебе кажется, позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Мф. 22, 15 - 17).
Здесь братья, сестры, мы видим заговор религиозной секты фарисеев и политической партии иродиан, партии власти. Иродиане были партией царя Ирода Антипы, которые всегда и везде поддерживали своего лидера. И хотя Ирод был номинальным правителем, в задачу иродиан входило всячески поддерживать его авторитет и престиж в народе, подобно тому, как современные российские СМИ оберегают престиж кремлевских политиков. Реально же всем управляли римляне. Если и возникали восстания несогласных, они подавлялись со страшной жестокостью. Царь Антипа был преемником царя Ирода Великого. И всячески стремился ему подражать жестами, походкой и даже голосом. Казалось, что призрак Ирода буквально витал над царем Антипою, делая его совершенно безвольным и несамостоятельным. Испрашивая Христа, позволительно ли давать подать кесарю или нет, они задавали вопрос - "вилку", свойственную разным талмудическим школам. Суть вопроса, почему он называется "вилка", заключается в том, что при любом ответе отвечавший становился виновным. В случае с Иоанном Крестителем сын Божий также использовал подобный метод (Мф. 21, 25).
Теперь, отвечая фарисеям и иродианам, если Христос скажет, что позволительно давать подать, то Его обвинят в жестокости по отношению к нищим и потворству римским властям-оккупантам. Если же он запретит подать кесарю, то это будет повод для передачи его римским центурионам по политическому обвинение. Отказ от подати в те времена приравнивался к мятежу. Блаженный Иероним Стридонский писал: «незадолго до того времени при кесаре Августе Иудея была покорена римлянами. И когда по всему тогдашнему миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью. Тогда в народе поднялось большое возмущение, так как некоторые говорили, что ради сохранения безопасности и спокойствия, ибо римляне воевали в защиту всех, должно платить подать. А фарисеи, приписавшие себе справедливость, наоборот утверждали, что народу Божию, который платил десятины, давал начатки плодов и исполнял все остальные предписания закона, не следует подчиняться человеческим законам. Кесарь Август поставил над иудеями царем Ирода, сына Антипатра, чужеземца и прозелита, чтобы он заведовал сбором податей и поддерживал повиновение римскому владычеству».
Здесь, братья, сестры, мы видим, что люди с противоположным отношением к подати на имя кесаря составили заговор против него Христа. И каждая группа - и религиозная (фарисеи) и политическая (иродиане) ищут, в чем можно обвинить Его, Сына Божия. Христос каким-то необъяснимым образом соединял разные враждующие противоположности. Позже мы будем читать: «И сделалися в тот день Пилат и Ирод друзьями между собой. Ибо прежде были во вражде друг с другом» (Лк. 23, 12).
Объединивший в союзе церковной любви все человечество, Христос хотя бы на краткое время объединял и врагов своих. Блаженный Феофилакт зачинщиками данной провокации видит фарисеев. Он пишет: «Они, фарисеи, говорят вкрадчиво в надежде, что Он, поддавшись их словам, скажет: не должно давать подати. А они на этом основании схватят Его как мятежника, возмущающего народ против кесаря. Потому- то привели они с собою иродиан, преданных царской власти. Они говорят Христу: «Ты не смотришь ни на какое лице», то есть ничего не станешь говорить в угоду Пилату или Ироду. Итак, скажи нам, должны ли мы быть данниками людей и отдавать им подать подобно тому, как Богу даем дидрахму. Или же платить только Богу? Говорили это, как сказано, с такой целью. Если он скажет: не должно платить дань кесарю - его схватят и убьют как сторонника Иуды и Фезвы, которые восстали против принесения жертв за имя кесаря. Это было большое восстание. Они тоже не платили подати. Враги Христа и в более близкие к нам времена будут стараться возводить и уже возводят политические обвинения против служителей Христа. Уже и теперь в России прослушивается любая христианская радиостанция. Подвергаются цензуре православные книги, журналы, аудио и видеопродукция. Анализируя те придирки, замечания, которые осуществляет современная цензура, можно только догадаться, каким хотят видеть православие секуляризованные цензоры лет так через 10-20 - православие без патриотизма, проэкуменическое и абсолютно толерантное к любым сексуальным экспериментам современного растленного мира. А главное - послушное и согласное с любым решением политического истэблишмента. Не за горами некогда христианская Европа, впавшая в нравственный и этический коллапс, когда римский понтифик Бенедикт XVI вынужден был признать, что Западная Европа нуждается в новом обращении ко Христу. Она же рядом Европа, не за горами. И смотрите, католическая церковь потеряла ее, пойдя путем секуляризации. Римская церковь некогда увлеклась дружбой с миром и сама стремилась господствовать на земле. В результате, двинувшись навстречу миру, приблизившись к нему, конечно же из миссионерских соображений, так и осталась, провалившись в болото секуляризации, духовного омертвления, апостасии. Этот период в истории западного христианства называется "Возрождение". Это и был период возрождения языческих и антихристианских идей в лоне католической церкви, в лоне западной цивилизации. Но что может ответить вопрошающим сам Христос? Как нам привлечь людей мира к себе и в то же время не раствориться в их псевдодуховности, не впасть в неприемлемые для нас обязательства и компромиссы? Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы, не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Это в духе Христовом» (Иак. 4, 4 ).
С другой стороны, казалось бы, и мир протягивает нам руку, приветливо улыбаясь. Правда, подобные метаморфозы происходят, как правило, накануне выборов. И далее мы читаем: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете меня, лицемеры?» (Мф.. 22, 18).
Блаженный Иероним пишет: «первое достоинство отвечающего, то есть Христа, заключалось в том, что Он, Господь распознает мысль спрашивающих и называет их не учениками, а лицемерами. Итак, лицемером называется тот, кто на деле есть одно, а притворяется другим. То есть, одно делает, а на словах представляет нечто другое». Итак, блаженный Иероним отмечает, что Христос ведет себя с достоинством, а Его оппоненты со скрытым лицемерием, замаскированным под галахический интерес, пытаются искушать его. Как мы говорили ранее, вопрос о деньгах, на которых были изображения языческих богов, правителей и животных, представлял интерес для сторонников строгого исполнения закона и их менее либеральных коллег. В книге Иова говорится о внутреннем лицемерии, когда человек начинает лицемерить и перед самим собою: «Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите» ( Иов. 13, 10).
Итак, самый страшный обман - лицемерие, когда человек лжет самому себе. ˂…˃
Если в православной сотериологии высшая цель спасения, достигаемого в день Судный - это обожение, ибо и саму смерть и ужас последнего дня мы принимаем как епитимью от Бога, то смысл этой земной жизни до момента нашей физической смерти - ходить в обновленной жизни, как пишет апостол Павел. Обновление и предполагает вскрытие любого греховного нарыва. И предания изъянов своей души Богу. Сказано: «Или не знаете, что неправедные царствие Божие не наследуют? Не обманывайтесь, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищницы царство Божие не наследуют. И такими были некоторые из вас, но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духа Бога нашего» (1 Кор. 6, 9 - 11).
То есть разрешение всех наших проблем и единственный ответ Богу, который мы можем принести Ему за наши грехи и преступления - это Иисус Христос. По каждому нашему пороку и преступлению. И не случайно здесь предлагается следующая последовательность в деле домостроительства нашего спасения. Но омылись - это первое, но осветилися - второе, но оправдались - третье. Омылись - то- есть крестились, осветились - воцерковились, стали добрыми христианами - оправдались - так как дело спасения в православном понимании есть дело всей жизни человека и не только земной, но и загробной, почему мы и молимся за мертвых. Т.е. это значит, что и крещенный, и воцерковленный человек при обнаружении в его жизни прежних духовных склонностей имеет право на оправдание, благодать и Божественную милость. Сказано: «И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается им Иисусом Христом всякий верующий» (Деян. 13, 39).
Собственно говоря, спасение - это возможность, несмотря ни на что, возвыситься над собственной порочностью, приподняться, выпрыгнуть из нее хотя бы на мгновение. И Бог узрит это мгновение и протянет падающему в прежнюю грязь руку помощи.˂…˃
Сказано об устойчивости спасающихся благодатью: «Ни высота, ни глубина, ни другая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8, 39).
И еще. Кто будет обвинять избранных Божьих, Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и одесную Богу, Он и ходатайствует за нас. «Кто отлучит нас от любви Божьей - скорбь или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 33 - 35).
Посему отцы Карфагенского Собора учили, что, кто не верует в благодать, приводящую нас к купели крещения, милующую нас в таинствах церковных и прощающую нас в таинстве покаяния до момента нашей смерти, да будет анафема. Таким образом мы выясняем, что злословящий чужой, например, исповеданный грех, напоминающий о нем в день Суда, будет отвечать за подобный грех как за содеянное им самим лично. Так учат каноны.
Однажды апостолы пытались выяснить для себя один очень важный вопрос. Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня, до семи ли раз? И Иисус говорит ему: «Не говорю тебе до семи раз, но до 70 раз» . (Мф.. 18, 21 - 22).
Очевидно, что мера человеческого прощения намного отстает от меры Божественной. Сказано: « и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее». Оказывается надо веровать в любовь Божию. «Бог есть любовь. И пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (Ин.1, 14 – 16).
Но если кто-то поверил в любовь Бога персонально только к себе, конечно, это серьезная проблема. Бог любит каждого человека. ˂…˃ Следовательно, исключение любви к ближнему тому или иному косвенно исключает нас из понятия божественного единства и божественной любви. Сказано: «Кто говорит, я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Ин. 4 – 20).
Но любовь к ближнему, отпавшему от истины, не исключает и таких мер, как отказ от совместной трапезы (1 Кор. 5, 11). Отказ в общении совместной беседы, совместной молитвы, приветствия (2 Ин. 1, 10). И так далее.
Но цель подобных вразумлений не погубить человека, а вызвать в его сердце острый дефицит христианского общения, могущий привести его к покаянию. В одном из аморальных случаев в Коринфской церкви апостол Павел настоял согрешившего «предать сатане во изнеможение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5).
А позже, узнав об истинном раскаянии отлученного за аморальное поведение, позже апостол Павел писал: «Для такого довольно сего наказания от многих. Так что вам лучше уж простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерной печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2, 6 -8).
Переменить отношение к человеку с худшего на лучшее, можно начав воспринимать его с лучшей стороны. Так, например, христианский автор шестого века писал: «В Писании часто используют слово душа для обозначения людей. Ибо всего человека правильно воспринимать по лучшей части его». То есть начни воспринимать человек человека не только как физическое существо, но и как духовное - и тогда ценность другой личности возрастет в наших глазах. Или обрати внимание на некую его добродетель, талант, поприветствуй его, улыбнись - и восприятие изменится. У нас на Руси, если человек оказывается в пустом помещении, он говорит "ни души", а англоязычный, оказавшийся в безлюдном месте, скажет "нободи", что дословно означает «ни одного тела». Хотя Христос искал спасения и для наших тел, душ и Духа, Он, прежде всего, обращал внимание на внутренний мир человека, как и в русской речи. Сказано: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуление» (Мф. 15, 19).
И еще. «Ибо вот царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21. Ибо разрешение всех подлинно значимых проблем в жизни человека происходит в его душе, символическом и действительном средоточием, которой является его человека сердце. Сказано: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе. А злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. Ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6, 45).
Вот и получается, что русский человек, войдя в помещение никого не увидев, скажет ни души, потому что он понимает, что душа это главное что в человеке. А англоговорящий, войдя в помещение никого не увидев, скажет «нободи». Что означает «ни одного тела». То есть интерес совсем другой. Причем в английском языке слово «тело» и «труп» однозначны, у них нет отдельного слова, которое означало бы «труп». ˂…˃
Некоторые думают, что жизнь это и есть тело, но в действительности жизнь в теле - это вахта. Вот человека ставят на какое-то место, говорят: ты должен отстоять вахту. Отстоять как положено, чтобы не подвести тех, которые были до нас и придут после нас, если только Господь продлит время существования мира.
Но вернемся к Евангелию от Матфея. Христос, обличив фарисеев и иродиан в лицемерии, обращается к ним с просьбой: покажите мне монету, которой платится подать. Они принесли ему динарий. Он и говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят ему - кесарево. Тогда говорит: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу. Услышав это, они удивились и, оставив его, ушли». (Мф. 22, 19 – 22).
Возникает вопрос, изображение какого кесаря была на данной монете. Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним пишет: «Под кесарем не будем видеть указания на кесаря Августа, а на его пасынка Тиверия, его преемника на престоле, при котором пострадал Господь. А все римские государи от первого Кая кесаря, который захватил императорскую власть, назывались кесари или называются. Затем под его Христа словами - отдайте кесарево кесарю, мы должны понимать денежную подать, деньги. А божье Богу указывают на десятины от первых плодов приношения и жертвы. И сам он Христос подобным образом заплатил подать за себя и за Петра. И Божье воздав Богу, исполняя волю Отца».
Выше мы уже сталкивались с подобной проблемой, напомню. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: учитель ваш не даст ли дидрахмы. Он говорит: да. И когда вошел Он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих или с посторонних? Петр говорит ему - с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны» (Мф. 17, 24 - 26).
В тексте из 17 главы обращает на себя внимание, что Христос воспринимает взаимоотношения между дающими налоги и берущими как между посторонними, чужими - и сыновьями Своими. В контексте 22 главы поведение иродиан, которые были коллаборационисты, и фарисеев - лжепатриотов, данное в одной связке показывает нам то кольцо ненависти, которое сжималось вокруг Сына Божия как последняя попытка дьявола бросить вызов Богу.
Сатана не способен сам бросить вызов Богу, перед которым он, дьявол, трепещет и преклоняется. Всегда действует через человека в стремлении бросить вызов Создателю. В той своей части, в которой человечество вступило на путь коллоборационизма, бросив вызов теократическим принципам и приоритетам Бога. Они соделали себя чуждыми для Бога, но и тогда не были оставлены его, Господа, вразумляющими наставлениями, даже в моменты агрессивных выбросов против Него он продолжает их учить. В последующем сын Божий произносит слова, которые делают размежевание между своими и чужими еще более контрастными. Он восклицает: «Царство мое не от мира сего, если бы от мира сего было царство мое, то служители Мои подвизались бы за Меня» (Мф. 22, 36).
Осознание того, что царствие Божие не от мира этого присутствует и в главной христианской молитве "Отче наш". В словах прошения "да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли". ˂…˃
Но при всем при этом актуальными остаются слова: «Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8. 9).˂…˃
И еще. «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с весельем и радостью сердца при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь в голоде, жажде и наготе, и во всяком недостатке. Он возложит на шею твою железное ярмо». Вот здесь объясняется, почему Господь посылает нам оккупантов. « Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь. Народ наглый, который не уважит старца, не пощадит юноши. И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей доколе не разорит тебя так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, не плода овец твоих доколе не погубит тебя». (Втор. 28, 47 - 51).
Последний отрывок из закона Божия говорит о том, в каком случае человек может потерять свою собственную территорию. И оказывается, что во власть иностранцев, которых языка мы не разумеем, мы попадаем в следующем случае. Сказано, мы прочитали это – «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с весельем и радостью сердца при изобилии всего». То есть не благодарил Бога за все, что имеешь и не служил ему с весельем и радостью. То есть не впадал в уныние, не роптал на царя, с радостным усердием исполнял свои религиозные гражданские обязанности, тогда было бы все хорошо. ˂…˃
«Пойте Богу нашему, пойте имени Его. Превозносите шествующего на Небесах, имя ему Господь. И радуйтесь перед лицом Его» (Пс. 67, 5). Здесь мы видим, что и пост, и молитвы без радости, веселья не угодны Богу. Радость и веселье важнейший аспект в деле нашего служения. Ведь в тексте Второзаконие мы видим, что иудеи потеряли свою землю не потому, что нарушали законы. Нет, и еще раз нет. Написано –« ты не служил Господу Богу твоему с весельем и радостью сердца». То есть служили, но без радости и веселья. Апостол Павел пишет: «Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь» (Филип. 4.4).
А разве о находящихся в гонении не сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправильно злословить за Меня». ˂…˃
Но православному сознанию представляется непривычным пребывать в постоянной радости. Это скорее присуще харизматикам. Но дело в том, что в православном христианстве всегда ощущается дистанция между Творцом и творением.
Посему наша радость соединена и со страхом и даже с трепетом. Сказано: «Работайте Господу со страхом и радуйтеся с трепетом» (Пс. 2, 11).
Фарисеи хорошо исполняли закон Божий. Но именно отсутствие радости, веселья, соединенное со страхом и трепетом, помешали рассмотреть им в плотнике из Назарета сына Божия, эмиссию Израиля. А метание между Богом и кесарем, кесарем и Богом очень и очень опасно. Ибо последним кесарем будет именно антихрист.
И мы всегда должны об этом помнить. Спаси, Христос!
Протоиерей Олег Стеняев
( с сокращениями).
http://www.radonezh.ru/radio/text/14937.html
Свежие комментарии