На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Известный питерский пастырь протоиерей Александр Григорьев: о Вере, России и о том, куда мы идем!

 

Священник Александр Григорьев

Протоиерей Александр Григорьев

После того, как меня посвятили во иереи в 1991 году, я вспомнил евангельский призыв, что пастырь должен оставлять 99 мирно пасущихся овец и идти к заблудшей, и решил посетить тюрьму, с целью духовного окормления заключенных. Мой друг прот. Николай Аксенов, внук Владыки Мелитона в то время окормлял женскую колонию в Саблино, и я спросил разрешения послужить молебен и поисповедывать заключенных.

Он с радость согласился и заказал мне пропуск. Помню, что первое посещение тюрьмы произвело на меня очень тяжелое впечатление. Когда из окошка в шлюзе смотрит на тебя испытывающий взор тюремного стража, со зловещим лязганьем открываются и закрываются за тобой двери, то мурашки бегают по спине и ты всем нутром ощущаешь, каково это оказаться в заключении на годы. В зоне была молитвенная комната, в которой я отслужил молебен и поисповедывал заключенных. Их неопрятный жалкий вид выцветшие глаза \ от авитаминоза провонявшая табачным дымом и потом одежда вызывали два противоположных чувства брезгливости и сострадания. Наконец, благодаря осознанию того, что во многом виноваты условия содержания в наших тюрьмах, чувство сострадания победило и я не смотря на тяжелые ощущения, которые мучили душу несколько дней, все же решил и в дальнейшем посещать тюрьму.

Я стал задумываться, почему же у на в обществе такой антагонизм по отношению к заключенным, никто не хочет ни говорить о них, ни думать о их тяжкой участи, а когда они выходят на свободу, от них шарахаются как от зачумленных? Тем самым толкая их на совершение новых преступлений, из за невозможности получить жилье и работу. И пришел к неутешительному выводу, что это последствие тоталитарного режима, когда преступник считался "врагом народа".

Когда приблизился праздник Пасхи, меня пригласили освящать куриную ферму и спросили, чем отблагодарить, я сказал, что м не ничего не надо, и попросил для женской колонии яиц, и они мне пожертвовали 2 коробки яиц = 750 штук. На второй день Пасхи я был в женской колонии и вручал каждой по Пасхальному яйцу. Радость их была неописуема, оказывается им яиц не давали, во избежание заражения сальмонеллой! Вот как у нас заботятся о заключенных!

В течении года я посещал колонию несколько раз и много трагедий открыли мне эти несчастные женщины. Одна красивая женщина лет 30 рассказала, что пьяный муж ее часто и бил, но она терпела. Однажды она резала хлеб, а муж накинулся на нее и стал бить, а она невольно его ударила ножом и убила, за это ей дали 5 лет. При этом я задумался, что хотя развод является смертным грехом, но в таких случаях он лучше, чем убийство, как Господь говорил, что по жестокосердию Моисей разрешил разводы, чтобы мужья и жены не поубивали друг друга. Через несколько лет в «Крестах» я узнал о подобном случае, жена ударила мужа по голове сковородой, а он в ответ пырнул ее ножом и убил.

Постепенно чувство брезгливости и отвращения, совсем исчезло, и на смену ему пришли сострадание и сочувствие эти несчастным женщинам, многие из которых были и вообще не настолько виноваты, чтобы лишать их свободы и содержать в столь тяжких условиях. Одна пожилая женщина рассказала, что сын пьяный бил ее, а однажды привел женщину и при матери стал блудить, мать в праведном гневе плеснула сыну бензин на спину и подожгла, он умер от ожогов, а мать посадили на 5 лет. Тут невольно вспомнишь о лечебно-трудовых профилакториях, куда мать могла бы поместить своего пьяницу сына.

На следующий год перед Пасхой я освящал дом одному большому начальнику и попросил для женской колонии яиц, к тому времени закрылась колония на севере и всех женщин отправили в Саблино,, и нам дали 5 коробок яиц = 1800 штук, которые мы всю Великую Субботу красили. Когда я привез их в колонию, то такое началось, что начальство из опасения за нашу безопасность, решило выдавать яйца в столовой на обеде.

Постепенно я стал привыкать к тюремному служению и когда долго не был в тюрьме начинал скучать, да и узницы меня ждали и молились, чтобы я приехал. Верующие заключенные самые лучшие прихожане, хотя и вынужденно, но они всегда на месте, очень любят батюшку, всегда ждут его и молятся за него, и готовы часами стоять в храме молиться и слушать внимательно проповеди. Поэтому я решил постоянно посещать тюрьму. К тому же оказалось, что у одной моей прихожанки Маргариты Александровны дача в Саблино, и она попросила меня по мере возможности отвозить ее на дачу , оплачивала бензин и давала немного на подарки заключенным, и я теперь мог чаще бывать в колонии. Тем временем меня попросил один прихожанин причастить его сына, который сидел в «Крестах», я созвонился с настоятелем «Крестов» о. Олегом, предложил ему свою помощь и побывал в «Крестах».

В тоже время, благодаря моей прихожанке, я стал регулярно каждый месяц бывать в женской колонии в Саблино. На пожертвованные ею деньги я заправлял машину и покупал узницам лук, чеснок и немного лимонов от авитаминоза. Исповедую и даю то луковицу то чесночинку, когда подошла последняя женщина, то оказалось, что у меня в пакете последняя луковица. Я, конечно, удивился такому странному совпадению, но не придал ему особого значения. Через месяц снова приезжаю в колонию, исповедую и раздаю лук и чеснок, когда подошла последняя женщина у меня снова в пакете оказалась последняя луковица тут я еще больше удивился и вспомнил слова Господа, что и власы на нашей голове сочтены, однако думаю, к чему бы это? Ответ на этот вопрос я получил через несколько дней. Звонит мне настоятель "Крестов" о. Олег и просит, чтобы я согласился занять его место, так как его переводят на отдаленный на 200 км. Приход. Я не раздумывая согласился, но когда рассказал своим родным, то они стали меня отговаривать, и я заколебался. Одно дело ездить по настроению в женскую колонию, где 1500 женщин, есть настоятель, который строит храм, а другое быть настоятелем в «Крестах», где 7500 преступников, среди которых есть рецидивисты и насильники типа Чикатило.

В тоже время я снова поехал в женскую колонию, которая по сравнению с «Крестами» мне казалась домом отдыха, в то время была отменена трудовая повинность и заключенные женщины прогуливались по колонии, а в хорошую погоду загорали. Однажды одной женщине предложили условно-досрочное освобождение, она отказалась под предлогом того, что на свободе надо работать, а здесь так кормят, да еще родственники передачки присылают. Исповедую даю то луковичку, то чесночинку, а сам думаю, что хватит всем, или не хватит? По моему маловерию не хватило только одной луковицы. Для меня это тройное совпадение послужило знамением, что надо идти в «Кресты». Конечно и в женской колонии наслушаешься такого, что надолго запомнится: одна женщина приходила в храм с красными воспаленными глазами из которых текли слезы, когда я спросил ее о чем она плачет, то она рассказала, что она наказывая свою маленькую дочку, сильно ее толкнула, та ударилась головой об угол стола умерла, а матери дали 5 лет. После того как я услышал все эти истории, основной темой проповеди на исповеди я выбираю обличение гнева и раздражения, которые убивают в людях любовь друг к друг, а могут довести и до убийства. Но были положительные примеры: Татьяна, которая сидела за наркотики постоянно ходила в храм и спросила меня буду ли я ей помогать, когда она выйдет на свободу, я обещал. Когда она вышла оказалось, что ее муж умер от передозировки наркотиками, Татьяна работала в храме св. Николая, где я был настоятелем около года, не возвращалась к наркотикам, после чего вышла замуж за бывшего наркомана, который тоже исправился и у них родилось трое здоровых детей.
 
Согласно моему прошению с 9.03.1999 г. я был назначен настоятелем храма св. блгв. Вел. Князя Александра Невского в следственном изоляторе № 1 Главного управления исполнения наказаний по СП -б и Лен. Обл. Который в народе называется «Кресты» и является самым большим в Европе. Началась совершенно новая для меня жизнь полная искушений, скорбей и радостей.

Первое, что очень меня расстроило, было то, что в храме располагался клуб, и зам. Начальника тюрьмы заявил, что храм здесь не нужен и он никогда не будет открыт. Еще более удручающе было осознание той страшной тесноты в камерах изолятора : в камере размером 8 квадратных метров сидело (лучше сказать стояло) 12 человек, а на 6 нарах спали по очереди. Конечно я и раньше читал, что в изоляторах плотность содержания 0,8 кв. метра на человека, но одно дело смотреть на цифры, а другое в саму камеру заглянуть. Это лишило меня покоя и сна, я представлял себя в подобной тесноте и приходил в ужас. Я исповедывал, причащал запасными дарами и крестил заключенных в кабинете для воспитательной работы.

Когда число желающих исповедываться и причащаться увеличилось, решено было приводить их в помещение храма, где был клуб. В алтаре храма была сцена, часть которой мы отделили перегородкой и устроили храм. Во время службы некоторые заключенные падали в обморок, настолько они ослабели от нахождения в тесных камерах.

В апреле 1999 г. из Москвы приехал корреспондент газеты «Аргументы и факты» и просил дать ему интервью, я открытым текстов заявил свое возмущение подобным содержанием людей приравнивая это к ПЫТКАМ, что порой сажают людей за мешок картофеля или за банку кофе, а расследование даже не особо важных дел длится годами. Что необходима судебная реформа, что нет нужды сажать людей в изолятор, если они не представляют опасности и в их деле нет «тайны следствия» и многое другое на полный разворот газеты. В мае статья была напечатана и в «Крестах» меня зауважали. Когда я уже стал забывать об этой статье в июле месяце в «Кресты» приехал председатель комиссии по предотвращению пыток Евросоюза православный грек Константин Экономизис, пожилой человек лет 70. Меня вызвали для беседы с ним и он сразу спросил, а нет ли в «Крестах» пыток, я ответил что ни о каких пытка я ничего не слышал. В тот момент я совершенно забыл о своей стать в «Аргументах и фактах». Как потом выяснилось «АиФ» выходит в интернет, а Евросоюз имеет поисковые программы и вылавливает все статьи со словами ПЫТКА. Тогда уже он на прямую спрашивает, что не является ли содержание на 8 кв. метрах 12 человек пыткой. При этом я не вспомнил о своей статье и стал объяснять, что такое положение дел является последствием тоталитарного атеизма, приведшего к небывалому росту преступности в 30 раз превышающему уровень преступности в странах где не было воинствующего атеизма. Он заявил, что уже 10 лет прошло, а я ответил , что атеисты до сих пор и в сфере образования и у власти и должно пройти несколько поколений, пока они не вымрут как динозавры. Я к тому времени убедился на опыте, что большинство преступников не верующие и не крещеные, и понятия не имеют о Заповедях Божиих и даже Уголовный Кодекс знают плохо, а имеют свои воровские законы: «не пойман – не вор», «загуби ближнего своего пока он не загубил тебя» и т. д. Председатель все это принял к сведению, и сказал, что смягчит свой отчет, который он должен представить в Евросоюз и Правительству России. В октябре в «Кресты» приехал премьер В.В. Путин. Когда он стал президентом, то быстро навел порядок: приказал распределить кассационников из изоляторов по зонам, провел судебную реформу, в результате в камерах 8 кв. м. Вместо 12 осталось 4 человека.

Наконец было принято решение о восстановлении храма в «Крестах». Из храма была разобрана сцена ,иконостас установлен на прежнее место.

В Праздник Пасхи 2000 г. был совершен крестный ход по двору и коридорам «Крестов» после 80 летнего перерыва. Православное телевидение снимало эту службу и показывало по телевидению. Съемки в «Крестах» стали традицией и снятые кадры были объединены в документальный фильм «Благоразумный разбойник», который получил себряную медаль на конкурсе документальных фильмов в Перми. Все это не осталось не замеченным и из Москвы приехал вице президент благотворительного фонда «Благо» с предложением помочь в восстановлении храма св. блгв. кн. Александра Невского в «Крестах». С 2000 по 2007 годы были заменены все 40 огромных рам, проведено отопление, установлены 5 позолоченных крестов и покрашены купола, отлиты и установлены колокола 900 кг., 4оо кг., 140 кг. И 6 малых. Изготовлены престол и жертвенник, приобретены облачения и церковная утварь. Богослужения совершались 2 раза в неделю, а некоторое время ежедневно. Несколько тысяч заключенных смогли посетить богослужения.

Приведу несколько примеров исправления. Сергий сидел за разбой и часто бывал на службе, перед вынесением приговора, он дал Богу обет, что если его выпустят из зала суда он всю оставшуюся жизнь будет служить Богу, Сергия выпустили из зала суда, а подельщику дали 6 лет строгого. Сергий год работал на прилавке у меня в храме, после этого ушел в монастырь и готовится к монашескому постригу. Ему и всем исправившимся в тюрьма посвящен стих «Родная тюрьма» /привести текст стиха/. Другой стал по выходе стал заведовать небольшим автопарком, третий стал инженером. Многие по выходе на свободу посещали богослужения в «Крестах», хотя обычно, отсидевшие обходят тюрьмы стороной. Однажды ко мне привели одного обвиняемого, который рассказал, что его приютил настоятель храма Рождества Богородицы протоиерей Владимир, кормил его, одевал, воспитывал, но этот сирота украл с престола крест продал и пропил и сбежал. Но совесть мучила его, и он поехал к отцу Науму и покаялся, но батюшка сказал ему, что все равно он будет наказан. Пораженный страхом он уехал в монастырь в рязанской области и год был там на послушании, когда страх перед наказанием утих он отпросился в отпуск. Он был задержан милицией и по отпечаткам пальцев уличен в краже креста и посажен в «Кресты». Он сказал мне, что даже рад тому, что будет наказан и страх больше не будет мучить его, а потом вернется в монастырь, где его ждут.

Картина дня

наверх