На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Святой Благоверный Князь Александр Невский

Святой Благоверный Князь Александр Невский


игумен Феофилакт (Безукладников)

20.10.2008 г.

 

 

 

 

Святой благоверный князь Александр Невский являет нам пример глубокой веры в Бога, мужества, любви к отечеству земному и Небесному. В нем удивительным образом сочеталась красота внешняя и внутренняя. Внук Всеволода Большое Гнездо – достойный продолжатель династии, талантливый дипломат, бесстрашный полководец, любящий семьянин – он, в первую очередь, был христианином. Ему в княжение досталась Русь, лежащая в руинах после сокрушительных и непрекращавшихся ордынских набегов. Александр остановил угрозу как с востока, так и с запада и стал созидать Государство Российское, закладывая основы для будущего его могущества. Он основывал города, воздвигал крепости, но главное – строил и восстанавливал храмы, т. к. твердо знал: «Не в силе Бог, а в правде». Все это позволило ему стяжать дары Духа Святаго и выполнить тот подвиг, ради которого Господь его и призвал во время его земного бытия. Время тогда было сложное и жестокое. С одной стороны, наше государство, наша Святая Русь, ещё совсем недавно, приняв от греков православную веру, только познавала и усваивала её азы. С другой стороны, Русская Церковь и всё наше государство было ещё некрепко. Оно ещё только основывалось, собиралось, и вера не проникла глубоко в души и сердца людей. Это выразилось, в частности, в том, что удельные князья небольших русских княжеств, бывших славянских племен, которые теперь стали организовываться в единое государство, не смогли справиться со своими властолюбивыми, честолюбивыми стремлениями и притязаниями и впали во взаимное недовольство, оскорбление. Более того, они впали в братоубийственную кровную войну. Одно небольшое княжество нападало на другое с тем, чтобы расширить свои границы, чтобы его князь господствовал и над соседним княжеством, увеличил своё богатство и число подданных. Люди забывали, что нападали на точно таких же русских людей, славян, родственных им по крови, и, самое главное, такой же веры православной, как и они.

Страшное ослепление постигло людей нашего государства в ту пору. И это ослепление доходило до такой степени, что порой противоборствующими оказывались вполне, на первый взгляд, благочестивые князья, которые не смогли сохранить себя и княжество от братоубийственной войны. Эти войны, надо сказать, были весьма беспощадны. Брат уничтожал брата с невероятной жестокостью. Воины одного, казалось бы, православного княжества врывались в храмы, монастыри другого. Они рубили там иконы, выкидывали мощи. Хотя на груди у всех был крест, и они продолжали именовать себя православными. Вот какое зло творилось на нашей земле. Как смог дьявол ловко, коварно столкнуть этих удельных князей. Когда это беззаконие превзошло всякое долготерпение Божие, Господь на нашу землю послал огромные напасти – бедствие в виде татаро-монгольского нашествия. Хан Батый (или Бату) опустошил большую часть нашей страны. Всё было сожжено и уничтожено, было множество людей, которых некому было хоронить. Лишь хищные птицы носились над ними. Священников убивали около церковного жертвенника, когда они приносили Бескровную Жертву, и их кровь проливалась на церковные помосты. Жены были без мужей и не могли рожать детей. Даже жены самих князей и их родственники находились в татаро-монгольском плену, где служили как последние рабы, в ветхом рубище. Рушились святыни, разрушались и уничтожались и города, и малые селения. Казалось, что могло спасти наших предков в этом бедственном положении? И вот в этот период Господь воздвигает князя Александра Невского как светильник, как столп, как опору нашего государства. Александр Невский, в силу того, что был одновременно и смиренный, и богомудрый, и рассудительный, и благочестивый, смог понять, где находится главная опасность и что надо делать конкретно в этой ситуации. Он понял, что в этот момент поздно и совсем не нужно было спасать нашу честь и славу. Что не нужно было поднимать на вооруженное восстание против орды оставшиеся ещё свободными некоторые северные области нашей страны, а надо было хранить самое главное, самое дорогое – нужно было сберечь русскую душу, хранительницей которой была Православная Церковь. Нужно было быть собирателем русского духа. В то время князь Александр понял, что главная опасность для нашего государства грозила не с Востока, а с Запада, потому что именно с Запада, от папы римского, шли крестовые походы. Крестовые походы пришли и в наше государство. Паписты пытались завоевать его, пользуясь ослабленностью и немощью Русской земли. Пришли очень бесчестно. Александр Невский выступил впереди полков, которые он собрал в псковской и новгородской землях, и отбил натиск крестоносцев.

Но и после этого жизнь готовила ему новые испытания. На новгородской вольнице, на вече, после такой славной победы жители отказались от правления благоверного князя и изгнали его. Он не обиделся. Благоверный князь был как купленный раб для своего народа. А когда в скором времени возникла новая угроза и опасность, опять от католического Запада, Александр Невский вернулся в Новгород и возглавил наше войско, так же славно победил. Вскоре после этого он получает от хана повеление приехать в орду. Святой князь понимает, что отказ ехать будет означать для нашей Родины новые опустошительные ордынские набеги, и поэтому едет на поклон к хану. Едет он туда уже после того, как там побывали некоторые наши русские православные князья. Он знал, что их пытались заставить поклоняться языческим идолам и за отказ предали мученической смерти. Зная всё это, Александр Невский не устрашился и поехал к Батыю.

Весть о славном князе, о его успехах, доблести и мужестве сыграла свою роль. Хан велел привести русского князя, минуя этих идолов, сразу к нему в шатер. Зайдя, благоверный князь поклонился хану, как правителю, которому Господь попустил, за наши грехи, покорить русскую землю. Князь явил тем мудрость и дипломатию, т. к. на тот период это было необходимо для спасения нашей страны. Хан полюбил Александра Невского, а сын Батыя стал князю очень близким другом. Четыре раза князь Александр ездил в Орду и добился очень много. Говоря современным языком, он добился того, что Русь стала доминионом под протекторатом Орды. Т. е. смогла жить по своим законам, русским законам, хотя формально находилась под татарами. Наши русские войска могли не участвовать в других завоевательных набегах Орды. Святой князь обезопасил Русскую Церковь, он добился издания ханского указа, согласно которому те татаро-монголы, которые наносили оскорбление Церкви или священству, предавались казни. Этот указ неоднократно повторялся, вплоть до самозванца хана Мамая. Вскоре в орде была организована и православная (сараевская) епархия, и многие татары даже приняли православную веру. Таким образом, святой благоверный князь Александр смог понять духовный смысл завоевания, которому Господь попустил случиться. С одной стороны, это было карой Божией за наши грехи.

С другой – это было необходимо для того, чтобы татары, те из них, чьи сердца были способны воспринять веру Христову, смогли принять её. А они принимали христианство порой так горячо, так искренне и жили потом настолько достойно, что сподобились прославления в лике святых.

Святой князь был измучен нечеловеческими трудами, нервным напряжением, когда удерживал других русских князей от преждевременного восстания против Золотой Орды. До тех пор, пока наша страна не окрепла, такое восстание было гибельным. В летописи даже сказано, что Александр Невский «вынимал очи» у тех русских князей, которые хотели поднять смуту. Даже своего сына Василия, замешанного в подготовке такого восстания, отправил в ссылку. Лжеревнители и лжепатриоты могли таким шагом только навредить стране.

Измученный такими трудами святой князь, хотя и обладал милостью Божией, невероятной крепостью и красотой тела, умер рано. Когда он скончался, вся Русская земля осознала степень потери. А перед этим многие князья обращались на запад, к папе римскому, говоря, что Александр Невский верноподданный хана, что он совершенно не патриот. Лишь после его кончины и друзья, и враги поняли, какую правильную и нужную политику вел почивший князь. Известен чудесный случай, когда во время отпевания князь Александр протянул руку, как живой, и сам взял свиток с разрешительной молитвой из рук святителя, совершавшего чин отпевания.

Клич в честь святого благоверного князя Александра Невского звучал на Куликовом поле, к нему уже тогда обращались с молитвой. А мы знаем, что русские люди были очень осторожны в прославлении св. угодников Божиих.

В первые века православия на Руси святых прославляли только за чудеса. Так вот, после смерти Александра Невского от его останков стало источаться благоуханное миро и начали происходить многие чудеса, которые были засвидетельствованы. В первую очередь князь Александр был прославлен как чудотворец. После Куликова поля его нетленные мощи были поставлены в монастыре Пресвятой Богородицы. А в 1724 по указу императора Петра Первого они были перенесены и установлены в Петербурге, где перед ними стало непрестанно совершаться богослужение и где они почивают и поныне в Александро-Невской лавре.

Святой благоверный князь Александр Невский оставил нам назидание, оставил нам множество заветов, первый из которых говорит: крепи оборону на западе и ищи друзей на востоке. До тех пор, пока великие князья, русские цари следовали этому примеру, наша страна лишь крепла и расширялась. Но начиная с Петра Первого, который «прорубил окно в Европу», ситуация резко изменилась в худшую сторону. Этот император принес не столько образование, сколько западные нравы и обычаи. Эту пагубу углубила Екатерина II, а в XIX веке возникли и революционные настроения. Императоры XIX века хотя и пытались исправить положение и спасти нашу страну от катастрофы, но это было невозможно. Двое из императоров погибло от людей вольнодумных и безумных. Это Александр Второй Освободитель и святой страстотерпец царь Николай II. Затем, после революции, в период безбожия, наша страна в полной мере хлебнула горя от этих веяний и влияний. По самым скромным подсчётам, 120 млн. людей погибло в годы революции, репрессий, гражданской войны в ссылках, в лагерях. Это та жертва, которую нам пришлось принести за увлечение вольнодумным и безбожным Западом.

Когда рухнула в нашей стране страшная империя безбожия, новые правители не стали лучше, т.к. они столь же пристрастны к западным, нерусским идеалам и принципам бытия. Плоды подобного устроения мы тоже сполна испытали на себе в последние 10-12 лет, когда множество людей живут в ужасных условиях. И в этот праздник, чествуя память святого князя Александра, мы вглядываемся в его образ и стараемся услышать, что бы этот святой сказал нам сегодня, какое наставление он нам преподал бы сейчас.

Это наставление можно сформулировать, и оно звучит так: «Одной мудрости, одного таланта государственного управления недостаточно. Нужно и благочестие».

Каждый из правителей должен руководствоваться принципом, который очень хорошо изложил Иннокентий Херсонский: «Не для себя текут великие реки, не для себя растут великие деревья, не для себя должны жить великие люди». Вот этот принцип сейчас попирается. И очень сложно найти правителей, которые бы старались ему следовать.

Но в этой ситуации мы не должны отчаиваться и занимать пассивную жизненную позицию. Разве Александр Невский хныкал? Разве он жаловался? Разве он кого-то осуждал? Нет, – он действовал. Он предпринимал конкретные шаги и действия. Если надо было – он собирал войско, с этим войском шел в бой и побеждал врага. Если надо было – он ехал в орду, и не просто ехал и молчал, а произносил необходимые речи для того, чтобы его стране стало лучше. Так что образ этого святого тоже побуждает нас к действиям.

Есть одно место в священном писании, которое православные люди, даже церковные, всегда переводят неправильно.

Это послание апостола Павла к Римлянам, где говорится: «несть власть, еже не от Бога суть», – так это звучит на церковнославянском. А на русский язык это переводят так: «Нет власти, которая не от Бога», или ещё более безалаберно: «Всякая власть от Бога», – эта страшная ошибка в переводе есть результат нашей безграмотности. Правильный перевод «не власть, которая не от Бога», т.е. только та власть действительно есть власть, которая от Бога. Если бы наши предки говорили «всякая власть от Бога», то мы никогда не свергли бы монгольского ига. Однако они так не рассуждали, и когда было другое иго – польско-литовское нашествие, наши предки не стали думать, что раз поляки пришли, раз они нас завоевали – значит, эта власть от Бога. Нет – они предприняли все усилия, чтобы этой власти не стало.

Мы сегодня должны правильно понимать православное вероучение. Правильно понимать, что нам нужно делать и как действовать. Во-первых, нельзя бездействовать. Во-вторых, нам надо посмотреть на то, как действовал святой благоверный князь Александр Невский, как он жил. Он был, с одной стороны, смиренный, с другой стороны – мудрый, с третьей стороны – смелый и решительный. И мы должны понимать, что если Александр Невский начинал всё с молитвы, то и нам сегодня надо начать улучшение нашей жизни с молитвы. Тогда наши молитвы, как тонкие ручейки, сольются в одну большую реку, вознесутся к престолу Божию и исходатайствуют нам оставление грехов, милость от Бога, добрых и умных и, самое главное – благочестивых правителей. Не надо унывать ещё и потому, что мы имеем огромное богатство, больше, чем любая другая страна, – наших родственников и соотечественников – святых угодников Божиих в Небесном отечестве. Они и там не забывают нашу страну, помнят лично о нас, о каждом из нас. Так пусть наши молитвы и молитвы русских святых на Небе, молитвы Церкви земной и Небесной соединятся. А Господь обязательно откликнется на эту молитву и даст нам мирно, благополучно, здраво прожить на земле и достигнуть вечного Отечества Небесного.

"Голос Совести»

© 2008, Екатеринбургская Инициатива

http://ei1918.ru/drevnjaja_rus/aleksandr_nevskij.html

Картина дня

наверх