На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Культ лжесвятых.



Естественно, что наряду с культом святых существует и почитание людей, которых таковыми назвать невозможно, мы уже писали о Сталине, Родионове, Грозном и Распутине. Настало время поговорить о совсем уж причудливых случаях, которые можно назвать чудовищами, которых породил сон разума.



Нельзя сказать, что это совсем новая ситуация.

Уже в средневековье бывали случаи, когда почитали останки неизвестных людей и фальшивые реликвии, но сейчас речь идет скорее не о фальсификациях, а о том, кого пытается объявить «праведниками» народ.



Для начала одна средневековая история.



В 60е годы XIII века монах-доминиканец Этьен де Бурбон описал историю, когда в одной французской деревне был обнаружен настоящий культ собаки, борзой Генифора, которая по преданию спасла сына местного синьора, который играл без присмотра на опушке леса у старого заброшенного колодца, когда из кустов выскочил волк и напал на мальчика. На крики ребенка первой прибежала одна из борзых собак хозяина, набросилась на хищника, который успел лишь покусать ребенка, и, в конце концов, обратила его в бегство. Между тем, на крики и рычание прибежали и люди во главе с отцом мальчика. Увидев сына в крови, лежащего в обмороке, и ощетинившуюся борзую над ним, сеньор, не задумываясь, заколол собаку копьем и сбросил ее в колодец. Спустя несколько минут пришедший в себя мальчик рассказал, как было дело. Раскаявшийся синьор построил своей собаке надгробье, которое стало местом поклонения «святому Генифору», считавшемуся помощником в лечении детских болезней.
Местные крестьяне стали почитать надгробье. Монах, возмущенный этим суеверием, приказал разрушить могилу и уехал. Однако, Этьен де Бурбон через пару лет вновь приехал в ту же деревеньку и увидел, что крестьяне стали поклоняться уже колодцу, куда был сброшен пес. Монах приказал разрушить и колодец. На этом кончается средневековая история, но в 70е годы уже XIX века, т.е. 700 лет спустя, было обнаружено, что в сельской местности во Франции все еще рассказывали «житие» святого Генифора.



Конечно, этот случай можно представить как забавную побесенку, свидетельствующую о низком уровне народа и тогдашней медицины, при которых появление еще одного «заступника» за детей было совсем не лишним при тогдашнем уровне детской смертности. Что ж, эта гипотеза вполне имеет право на существование, но она к сожалению не слишком хорошо объясняет случаи, произошедшие уже в ХХ веке.



В околоправославной тусовке долгое время ходили слухи о том, что на Поместном соборе 1988 года (первом соборе после 1917 года, который был более или менее свободным) звучали предложения о канонизации Ленина и Гагарина, которые естественно были отвергнуты. Уже в наши дни последователи мошенника Грабового обратились с письмом к патриарху Алексию II с просьбой канонизировать самозваного «мессию» (при том, что этот человек жил и совсем недавно получил большой уголовный срок за мошенничество). Конечно, это совсем уж уникальные случаи, но они свидетельствуют об одном представлении так или иначе живущем в сознании народа. «Канонизация» в этом случае фактически бы обозначала легитимизацию, благонадежность идей персонажа, что в свою очередь позволило бы его почитателям и последователям сделать на этом неплохой бизнес.



Нечто подобное, только на низовом уровне, мы можем наблюдать в «культе Славика» - 11-летнего мальчика из города Чебаркуль, Челябинской области, который умер после тяжелого заболевания. Его мама - В.А. Крашенинникова, видимо, с подсказки каких то «добрых людей» всячески способствует распространению почитания собственного сына, что вероятно приносит неплохие доходы, поскольку брошюрки о Славике продаются достаточно хорошо даже в некоторых церковных лавках. «Почитатели» ездят на могилу, собирают землю, снег, камни оттуда, а затем прикладывают все это к больным местам или носят на себе в качестве оберегов и амулетов. Некоторые ревнители уже написали мальчику икону и акафист, а неоднократные заявления представителей Русской Православной Церкви о том, что это почитание не имеет никакого отношения к христианству попросту игнорируется фанатами Славика. Стоит присмотреться к творениям В. Н. Крашенинниковой, чтобы посмотреть, каких же чудовищ рождает нынешний сон разума.



Вот для начала одна цитата из «творений» мальчика. Следует отметить, что «канонического текста» или «автографов» Славика практически не сохранилось, а потому мы не можем с точностью сказать, что является «авторским текстом», а что приписывается мальчику его почитателями, но для исследования феномена народного религиозного сознания эта деталь не представляется слишком существенной. Заметим также, что от смерти ребенка в 1993 году, до появления первых «житийных текстов» прошло почти 15 лет. Очень большой срок по нынешним временам, а потому многие «пророчества» Славика могли быть записаны уже постфактум, уже после совершения событий (типа разрушения башен-близнецов или взрывов домов в Москве и других российских городах). После этих предварительных замечаний мы наконец начнем цитировать текст: «Славик сказал, что… последним документом будет мировой паспорт в виде маленькой, очень симпатичной серенькой пластиночки. Когда люди будут получать его, то специально установленная аппаратура будет на лоб или на правую руку в виде татуировки наносить лучами три маленькие шестерки. Вначале их не будет видно, но затем они, как электронное табло, на лбу и на руке будут светиться зеленоватым светом. Если же человек попытается избавиться от этих шестерок и отрубит себе руку, то шестерки появятся на культе. Тогда хоть на куски изруби человека, но на каждом куске проявятся три шестерки… Получившие такой номер не смогут умереть. Они будут как бессмертные. Славик говорил, что если такой человек из-за ужасной жизни захочет закончить свою жизнь самоубийством и, разогнавшись на машине, куда-нибудь врежется, то, разлетевшись вместе с машиной на куски, как монстр в фильме ужасов, соберется из кусков в кучу и опять оживет».



Не будем обращать внимания на стиль повествования. А сразу скажем, что такие технологические фобии хотя и распространены в низовом народном сознании, но не имеют ничего общего с христианством. Карточки с номером 666, появляющиеся на каждом куске человека – это переворот в микроэлектронике, которые не снился и создателям фильма «Терминатор», где видимо Славик и посмотрел идеи «бессмертных людей», возникающих из кусочков.



Стоит ли говорить, что христиане недолжны бояться каких то карточек, поскольку Антихрист в момент прихода своего будет ставить печать только тем, кто сознательно отречется от Христа. Конечно, таких людей может быть весьма много, но не стоит к ним зачислять всех обладателей пластиковых карт.



Продолжим наше путешествие по глубинам народной фантазии и от электроники перейдем к вопросам геологии, строения Земли и проблеме того, когда вымерли динозавры. 10-летний мальчуган и его мама дадут нам ответ и на эти вопросы:



«Под землей, - поведал нам Славочка, - есть огромные пустоты-пространства, где течет чистая-чистая вода, а растения очень мягкие. Те динозавры, что жили на земле, ушли под землю. Из-за подземных ядерных взрывов они сейчас очень больших размеров и набирают силы. В стенах подземного пространства очень много яиц динозавров. Когда климат пойдет к потеплению, земля откроется, и они выйдут на поверхность. Они разные - травоядные и хищные. Хотя они будут на земле не очень долго, но успеют натворить очень много бед. Через некоторое время земля снова откроется, и они уйдут под землю теперь уже навсегда и никогда больше не появятся. Ученые не могут просмотреть подземельные пространства-пустоты, где живут динозавры, так как мешает слой радиоактивного песка»



Огромное спасибо «Славочке» за то, что он рассказал нам, какие опасности угрожают нашим славным нефтяникам. Вы только подумайте, ищут или добывают люди нефть или газ, а оттуда раз – и вылезает целый динозавр. Быть может, стоит подумать уже сейчас о цене нефти с кусочками ужасных ящеров?



Если серьезно, то мальчик с буйной фантазией и классическими детскими страхами совсем не тянет на образ благочестивого отрока, а скорее напоминает третьесортного беллетриста, который пишет нам истории о происхождении жизни на Земле. Обратим также внимание на стиль отрывка, который показывает определенную деградацию «житийного жанра» на низовом народном уровне (сейчас речь идет только о попытке имитировать литературную форму, а не о православности Славика). Иными словами мы можем говорить не о появлении новых жанровых форм, связанных с агиографическими текстами, а о своеобразной подделке под житийные образцы для того, чтобы внушить большей степени достоверности источнику.



Теперь мы немного поговорим о космосе, на которой «Славочка» тоже обратил свое внимание: «В космос летать нельзя, потому что из космоса, когда ракета летит на землю, несет за собой невидимые кристаллы, которые задерживаются в одном из слоев атмосферы, причем они имеют способность делиться. При определенных условиях, созданных человеком, они в конечном итоге упадут на землю и все, что попадет под них, раздавят. Если попадет под эту кристаллическую решетку человек, то получится на вид как бы куча льда, смешанная с кровью. Таять такой лед не будет»



Как говорится «без комментариев». Отметим лишь широту взглядов ребенка или его последователей, а также полное отсутствие минимальной редакторской работы над текстом «народного жития». Даже если предположить, что родители «Славочки» происходят из очень простой семьи, то все равно подобные научно-технические теории с уклоном в астрономию должны были насторожить если не самих составителей текста, то хотя бы тех, кто почитает маленького мальчика. В противном случае можно предположить, что верящие в этот бред уже попали под «кучу льда», уничтожившую их мозг и способность к критическому мышлению.



Однако, если оставить в стороне шутливый тон, то приходится с грустью констатировать очень неприятную вещь. Низовое религиозное сознание ищет чудес и исцелений, слабо ориентируется в элементарных знаниях не только о христианстве, но и о жизни на Земле. Из текстов того же Славика можно узнать, что Земля плоская. Этот «переворот» в астрономии говорит о необходимости более тщательно следить не только за содержанием «народных житий», но и за тем, что происходит в российской глубинке и столицах. В противном случае число подобных лжесвятых будет только множиться, и истории «Славочки» покажутся нам детским лепетом по сравнению с теми чудовищами, которых будет производить продолжающийся сон разума.



Но существуют ли какие то критерии, чтобы отличить «святого» от «самозванца»? Ведь далеко не каждый может предпринимать историческое или фольклорное исследование текста?



На этот вопрос можно дать положительный ответ, а точнее их серию. Начнем с самого простого. Имя любого из святых, почитаемых в России, можно найти в православном церковном календаре, который каждый год издает РПЦ МП. Имена местночтимых святых можно узнать на епархиальных сайтах или изданиях. Понятно, что бывают более сложные случаи, когда Комиссия по канонизации рассматривает или отклоняет ту или иную кандидатуру. В таком случае опять таки можно позвонить в епархию или обратиться за консультацией к нескольким священникам. Кроме того, уже в наши дни существует и Интернет, в котором можно найти высказывания представителей Церкви о том или ином человеке (В частности «культ Славика» был осужден и местным епископом и патриархом Алексием II).



Если же речь заходит о текстах, то и в этом случае есть несколько критериев, по которым можно определить, имеет ли книга, лежащая перед нами, хоть какое то отношение к агиографии.



Сразу же отметим, что христианская агиография не уделяет внимания проблемам «порчи», «сглаза», «оберега», «проблеме ИНН», «микрочипам», «компьютерам». Конечно, в отдельных случаях эти слова могут употребляться, и им может даваться какая –то оценка, но даже в житиях современных святых вряд ли могут быть главы типа: «как победить порчу», «10 способов защиты от инопланетян», «Компьютер всех посчитал». Иными словами, житие святого не есть собрание фантазий и фобий, не есть сборник православных апокрифов. Оно представляет собой назидательное, а иногда и увлекательное повествование, которое отвечает только на один вопрос «Как спастись». Для ответа на него и используется более или менее подробная биография святого, которая и представляет собой описание положительного примера пути ко спасению.



Что же касается народной агиографии, то ее присутствие вполне допустимо, если только она не вытесняет собой христианскую литературу, и служит источником по изучению народных и псевдонародных суеверий.





Читайте также статьи "Чудеса и предсказания отрока Славика" и Ангельская пыль.

наверх