«Замечательный» батюшка Агафон придумал свое видение духовного мира задолго до своего рукоположения в священный сан. И теперь просто невозможно «придумать его назад», ведь вся жизнь многие годы подчинялась этому стереотипу мышления.
Сайт Свято-Николо-Тихонова монастыря давно существует в сети. Никаких счетчиков у него нет, кажется, что его посещают только «свои».
Вдохновленная глупость
Можно ли поверить – в наши дни появился исихаст, поучающий умной молитве, причем есть возможность ему написать, получить ответ. Это Вам не о. Рафаил Карелин, скромный наследник старчества уходящего времени, а великий аскет современности. И зовут его – игумен Агафон. И этот «великий подвижник последних времен» поучает нас не просто духовной жизни, а «умной молитве» Как не возрадоваться? Однако я не стал спешить радоваться, для начала решил почитать, чему же учит батюшка.
Оказалось не все так безоблачно.
Основой этой молитвы является, оказывается «Главным было то, что он знал один язык, можно его назвать внутренним, на котором говорил, возможно, Адам и все люди до Вавилонского смешения» (http://tihon-luh.ru/b5.html). Ни много ни мало.
А практика молитвы представляет собой «Следует также часто опускать ум в сердце до физического ощущения его там пребывания. Старцы называли это «затвором». Истинный затвор в этом и состоит, а не во внешних дверях, закрытых на замок. Понятно, что все вышесказанное можно выразить словами народной сказки: «Пойди туда не знаю куда, принести то не знаю что». Однако, ничего невозможного в этом нет, чему много есть святых свидетелей, прошедших этот путь». Не слишком ли странный совет для читателей сайта? А совет «есть и еще способ часто применяющийся подвижниками. Это называется «иметь кошку». Молящийся как бы держит на привязи зверька, который хватает любую мысль, появляющуюся в голове» учит читателя уже не столько молитве, сколько медитации. Но о буддийских наклонностях новоявленного исихаста будет еще сказано.
Хит
Увы, как поздно я прочитал «Повесть об Иоанне, затворнике Старо-Шайговском».
Даже в нынешней версии «перлы» не перестают удивлять. Самое шокирующее для меня я предоставляю читателям:
«Родился он в 1910 году и грудь материнскую не брал. Собравшиеся в хату на совет мордовки горестно сетовали на это обстоятельство, пророча младенцу смерть, и были как громом поражены, когда младенец объявил, что не умрет, а будет жить».
«Если бы я съел, то заболел бы, а тебе был бы грех, так как в банке было раньше молоко».
«Он просто моментально вылечивал тех, кто болел не за свои грехи, а, как он говорил, «от людей».
«Добавим, что сразу после смерти блаженного разразилась война в Афганистане. Невольно напрашивается толкование "человека в лаптях", как молитвенника за мир, который теряет теперь уже последних своих заступников».
«Однако некоторые люди, по его словам, жениться не должны. Многое зависит от имени. Мария, выйдя замуж, теряет 30 лет жизни, называл и еще четыре имени, обладатели которых должны оставаться девственниками».
«Срок нашей жизни крепко увязан с внешними действиями. Так, курение отнимает семь лет, матерная ругань - сорок, обида людям - и того больше».
«Когда эта цифра вышла далеко за пределы нынешних сроков человеческой жизни, мы спросили блаженного: а сколько же лет должен жить человек? Он ответил нам - триста шестьдесят».
«Постоянно напоминал о необходимости изучения мордовского языка. Как много людей, которыми эта нехитрая мудрость не была вовремя открыта, погибло. Начав сразу же с аскетических подвигов (особенно в духе восточных учений), они кончили психбольницей».
«Однажды на великий праздник Введения Богородицы во храм он вышел к нам с горстью пшена в руке и спросил: "Сколько здесь штук?". Мы затруднились ответить ему. Мы ясно почувствовали, что это грехи наши, прощенные в этот день Царицей Небесной».
«Мы ужаснулись их количеству. После его кончины мы нашли множество бутылок, заполненных крупой. Видимо, это был молитвенный труд блаженного старца. Результатом этого труда было исцеление множества больных, вкушавших эту благословенную пищу».
«Намоленную крупу, которую он давал, следовало есть понемногу, перемешивая ее с обычной крупой. Однажды, когда кто-то из нас поел «неразбавленной» крупы, прозорливый старец сказал: «Ты будто пуд съел!».
«Я пришел к нему однажды в унынии.
- Ты грешник? - спросил он меня.
- Конечно, - убежденно и с печалью ответил я.
- Нет, - сказал старец, - тебе все прощено!
- Как? - удивился я. - Выходит я безгрешен?
- Нет, - сказал он, - до смерти ты еще будешь расплачиваться за свои грехи, а как умрешь – все». http://tihon-luh.ru/doc/7-21.html
Довольно странное «житие». Но, как оказалось, это уже поздняя редакция. Уважаемый о. Андрей Кураев смог приобрести еще в 1994 году первое издание, которое, судя по цитате, было еще интереснее: «Одному из моих друзей, никак не хотевшему расставаться с привычными страстями, старец сказал, что ему не удастся в этой жизни отмолить свои грехи, но по милости Божией ему предстоит родиться бычком. Бычок в смирении проживает свои год-два, жуя то, что дают и, идя туда, куда ведут, пока не зарежут и тем самым не освободят к лучшей жизни. Приятель этот рано умер... Вообще, блаженный утверждал, что почти вся домашняя скотина, за исключением собаки, — люди. Лошадью отрабатывает грехи тот, кто мало трудился, коровы тоже люди, а волком становится тот, кто мучил людей» http://www.darbooks.ru/news/356/
Вот и напоминание о буддизме внешне православного игумена, о чем я обещал сказать.
Не останавливаться на достигнутом
Однажды встав на путь ложной мистики, сложно остановиться. И вот о. Агафон уже и в церковное и государственное видение вносит свои «мистические дары»:
«Царь - понятие Вселенское, он выше даже Патриарха по определению, ибо Патриарх есть, допустим, Московский, или Иерусалимский, или иной». http://tihon-luh.ru/doc/4-22.html
«Он отдавал себя России, народ же не принял и отверг его. Не будет нам доли, люди русские, если окажется, что тот, которого по злобе оболгали наши враги, окажется невиновен. Того, кто, может быть, стоит с Царем-страстотерпцем перед Престолом Божиим. Хула на невинного на наши же грешные головы падает. Не пора ли опомниться?»
http://tihon-luh.ru/doc/4-25.html
Ну и куда же без «распутинской» темы?
«Время это не прошло и продолжает действовать в лице тех, кто косвенно порочит святого царя, утверждая клевету на преданного ему Григория Распутина. По-видимому, эти люди и царя не считают святым, выступая против мнения Русской Православной Церкви». http://tihon-luh.ru/doc/7-04.html
Вот такие интересные «перлы» мне довелось почитать на официальном сайте монастыря Ивановской епархии. Думаю, что духовно опытный читатель без труда найдет и другие статьи, а мне уже довольно. Новоначальным, естественно, не стоит рисковать своей душой, опускаясь в дебри прелестного соблазна. Найдет ли в себе силы игумен Агафон увидеть свои ошибки и отказаться от них, или же «слишком поздно пытаться тебя придумать назад - твои тонкие пальцы лежат на кнопке звонка». Звонка двери, в которую вечно стучится Христос, а входят совсем другие сущности.
Игумен Агафон (в миру Чесноков А. Г.) родился в 1940 году. Образование высшее. В монашестве с 1990 года. Настоятелем Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря назначен Святейшим синодом РПЦ в 1995 году. За годы настоятельства внутри обители восстановлены четыре храма с шестью престолами в честь Царственных мучеников, Преображения, Крестовоздвижения, Николая Чудотворца, Смоленской Божьей Матери.
В монастыре восстановлены и вновь построены трапезная, братские корпуса, четыре часовни. При монастыре создана женская монашеская община, приют для детей-сирот. В настоящее время на монастырских подворьях восстанавливаются еще четыре храма. Является вдохновителем, автором и составителем сборника статей религиозно-философского содержания «Тихонов источник» . Выпущено 7 таких сборников. Под патронажем и при активном участии отца Агафона вышла книга «Тихонова пустынь».
Является автором монашеского устава Свято-Николо-Тихонова монастыря, «Руководства к «умной» молитве», «Повести об Иоанне Затворнике Старо-Шайговском» и ряда других публикаций. Является руководителем многодневных крестных ходов из Тихоновой обители в Ипатьевский монастырь г. Костромы.
Автор: С. Кононенко
Свежие комментарии