В конце 20-го столетия, как известно, произошла авария на ЧАЭС, заставившая содрогнутся весь мир. С того момента прошло 23 года и ныне никто уже не может сосчитать, сколько горя, материального и морального убытка принесла нашему народу эта катастрофа. Просто уже давно привыкли, что изменить ничего не возможно, и земля эта утрачена на неопределенное время.
Да и желающих поучаствовать в каком-то движении ради сохранения памяти богатого исторического прошлого древлянского края, к сожалению, становится все меньше и меньше. Это по человечески понятно. Прискорбно одно, что если со временем эта земля выздоровеет тогда уже будет просто некому показать с уверенностью расcказать например: о Чернобыльских пещерах, о Замковой горе, о курганах вблизи Чернобыля, древних Храмах и о многом другом.Здесь в Чернобыле до сих пор находиться морально сложно – это не обязательно связано с повышенным радиоактивным фоном. До сих пор людей не покидает необъяснимый страх перед самым фактом хаоса и разрушений, который здесь встречает на каждом шагу. Как бы не было сложно, но если вместе с техническими работами, проводимыми по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, мы не будем проводить роботу по сохранению истории древлянской земли, то потеряются ее корни – основной духовный стержень, без которого она на неопределенное время останется для каждого страшным кошмаром и будет только отталкивать от себя, но никак не возрождаться.
На протяжении истории Христианства Православная Церковь в самые трудные времена, когда, казалось, помощи ждать было не откуда, становилась единственным помощником и духовной опорой отчаявшейся душе.
Здесь в Чернобыле духовное очищение возможно лишь в обязательном возращении к его духовным и историческим корням, которые Церковь с особой бережностью веками хранит и оберегает. И потому сегодня нет ничего удивительного, что Церковь занимается историко-поисковой работой и пытается создать в Чернобыле музей. Основной миссией Церкви оставалось и остается служение Богу и врачевание душ человеческих, но в нынешней ситуации Церковь осталась единственной первоприемницей своеобразной культуры народа навсегда отселенного в 1986 году и до сих пор хранит её как Святую память о Полесской земле. В подтверждение тому собранные и хранящиеся ныне в стенах Свято-Ильинского Храма многочисленные как документальные, так материальные свидетельства. В процессе создания музея на наше усмотрение необходимо четко различить и разделить работу на два этапа: это Чернобыль, как город с древней многовековой культурой своеобразными устоями и город уже известный, как центр ядерной катастрофы.Что касается Чернобыля древнего, то здесь еще можно успеть сохранить географически памятные места исторического значения, а документальные факты показать в одном месте. Уже исторически сложилось, что основная их тематика и большое количество связано с духовным и в одно время историческим Чернобылем, которые собиралась веками и ныне считаются собственностью Свято-Ильинской Церкви Чернобыля. Так сложилось, что все послеаварийные годы Община вела и до сих пор поддерживает тесную связь с переселенцами и участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, что в свою очередь прибавляет Церковные архивы. Потому и правильнее всего это бесценное собрание показать возле Божьего Храма. Община Свято-Ильинской Церкви готова представить для этого строение бывшей Церковно-приходской школы, что ныне не используется, а своим расположением рядом с Храмом и подходящими архитектурными данными. Также Церковная Община возьмет на себя всю ответственность за создание будущего музея с дальнейшим привлечением специалистов. С большой надеждой верим, что создание подобного музея даст возможность откликнутся каждому имеющему желание и лично поучаствовать в дальнейшей судьбе Чернобыля.
Община Свято-Ильинского храма г. Чернобыля
http://cafedral.com.ua/news/item-7850.html
Настоятель храма в Чернобыле: Деньгами эту землю не подымешь, тут нужна вера, любовь и молитва
Накануне предстоящего скорбного юбилея чернобыльской катастрофы, который приходится на пасхальные дни, на Украину прилетит Патриарх Кирилл, чтобы помолиться об ушедших и укрепить веру у живых участников тех страшных событий. Одним из центральных событий поездки патриарха станет посещение Свято-Ильинского храма в Чернобыле, который был восстановлен и начал жизнь вопреки всему. О том, как удалось восстановить храм и почему радиационный фон в нем всегда меньше, чем на улице, корреспонденту Накануне.RU рассказал его настоятель протоиерей Николай Якушин.
Вопрос: Ваш храм в Чернобыле находится в самом центре зоны отчуждения. Далеко не всем удается восстановить храмы в более безопасных местах. Почему же Вы все-таки решили начать его восстановление и с чего оно начиналось?
Протоиерей Николай Якушин: Храм именно на этом месте нужно было восстановить не только для того, чтобы отдать дань исторической справедливости. Мы только-только начинаем духовное восстановление этой земли, увидевшей за последние четверть века столько горя и страданий. Практически все, что делали люди своими руками, пока нельзя назвать успешным. |www.foxbat.ru" src="http://www.media.nakanune.ru/images/pictures/image_10393.jpg" border="0" alt="|www.foxbat.ru" width="158" height="113" align="left" />Есть проблемы с саркофагом и вообще с технической частью, нерешенными остаются и людские вопросы. Природа за 25 лет сделала больше, чем человек. Растения и проточная вода уменьшили дозы радиоактивного загрязнения больше, чем наполовину. Как мне кажется, настало время изменить подход к возрождению этой земли. Прежде всего, надо полюбить эту землю и начинать новую жизнь в добре, с восстановления духовных святынь. Конечно, это очень сложно, потому что необходимо, прежде всего, преобразить собственную душу, отбросить леность и гордыню. Эта земля, несомненно, возродится, у Господа все просто, но мы должны приложить духовные усилия к этому. Деньгами эту землю не подымешь, сколько не выделяй, они все равно уходят, словно вода в песок, тут нужна вера, любовь и молитва.
Нашему чернобыльскому храму 140 лет. За свою историю он повидал всякое, его дважды хотели взорвать. Первый раз это пытались сделать в 1937 году вскоре после закрытия, но тогда некоторые жители поселка пришли в церковь, легли на пол и сказали: Если хотите взрывать, взрывайте вместе с нами, и власти не решились на это. Во второй раз храм хотели уничтожить отступавшие в 1941 году советские войска, которые посчитали храм стратегическим объектом. И вновь местные жители спасли свою святыню. Они с риском для жизни разминировали церковь и вынесли оттуда взрывчатку. До катастрофы 1986 года богослужебную жизнь в храме наладить не удалось, а когда случилась эта беда, никто даже и помыслить не мог о том, что когда-нибудь храм откроется, и там будут службы.
Вопрос: И все-таки это произошло и во многом благодаря Вашим усилиям…
Протоиерей Николай Якушин: Я родился и вырос в Чернобыле, еще маленьким бегал вокруг этого храма, некоторые мой родственники служили в этой церкви. Так что, я не мог оставаться непричастным к судьбе этого храма. Когда случилась катастрофа на ЧАЭС, то мою семью, как и всех эвакуировали. Мы с женой уехали без колебаний, ведь у нас были маленькие дети – сын и дочка. Надо было их спасать. Поселились в Киеве, я нашел хорошую, высоко оплачиваемую работу, но душе покоя не было. Какое-то время я работал в Чернобыле как ликвидатор, а потом стал ездить в свое родное село, сначала на несколько часов, потом на день-два. Постепенно привел в порядок свой дом, где мы с женой жили до аварии. В 1994 году я закончил Киевскую духовную семинарию. Надо было, засучив рукава, заниматься возрождением храма. Сначала в церкви стали проводиться небольшие молебны, приезжали священники из других храмов, а я им помогал – иподьяконствовал. Потом стали служить в храме по большим праздникам. Ну, а в 1998 году мы вернулись в свой родной Чернобыль. Более или менее регулярные службы начались в Свято-Ильинском храме в 1999 году. К этому времени я уже сам стал священником. Жители Чернобыля, те, кто вернулся, как я, и те, кто здесь оставался, просили меня рукоположиться, и у меня просто не осталось другого выхода. Поначалу было очень трудно, ведь эта зона безусловного отчуждения, и тут вообще никакой жизни быть не должно. Нас часто встречали в штыки, выгоняли. Но это было не самым большим бедствием. Чернобыль тогда был плохо обжитой территорией и люди, которые здесь жили, находились почти на нелегальном положении и за чертой бедности. В администрации зоны нам только обещали какую-то помощь, но никак и ничем не помогали. В конце концов, когда мы поставили руководство зоны перед фактом того, что наш храм и наша община существует, то им пришлось задуматься, как с нами быть. А потом они решили, что бороться с нами неправильно и пошли навстречу общине. Мы получили законный статус и теперь служим каждое воскресенье. Теперь, можно сказать, что у нас самый обыкновенный приход. Такой же, как и в других деревнях и селах Украины и России. Знаете, я отсюда теперь уже никогда не уйду, хоть бы и камни начали с неба падать. Это моя земля.
Вопрос: Как Вы восстанавливали Свято-Ильинский храм?
Протоиерей Николай Якушин: Эта работа не кончена и до сегодняшнего дня. И фрески, и живопись, и иконостас - все нуждается в заботе. С иконостасом нам помог один доброхот-благотворитель, заказали фрагменты в одной мастерской, а смонтировали мы его сами, я ведь несколько специальностей имею. Мы сейчас занимаемся восстановлением не только Свято-Ильинского храма, но и двух других церквей, находящихся в зоне отчуждения. В Михайловском храме и церкви Казанской иконы богослужение пока проходят только по большим праздникам. Мы делаем все, чтобы эти храмы не разрушились. Когда там случается престольные праздники, мы вместе с чернобылянами приезжаем туда, служим литургию или молебен. В Свято-Ильинском храме служим мы каждое воскресенье и все большие праздники. Я стараюсь, чтобы ни одна из служб не сорвалась, потому что нарушится весь ритм богослужебного круга, да и люди потом будут задавать вопросы. Хор, конечно, малочисленный, у меня матушка регентует. Кто может, тот и поет.
Вопрос: Кто ваши прихожане?
Протоиерей Николай Якушин: В основном это люди, которые работают на станции, так называемые ликвидаторы, и самоселы, которые так же, как и я, вернулись в свои родные дома. Люди питаются тем, что удается вырастить на огородах, некоторые держат скот и птицу. Если говорить о количестве, то всего у нас живет около 350 самоселов. Как и в любом другом городе и селе большая часть жителей слабо интересуется церковными делами. Но к нам, конечно же, приходит много народу на Рождество и Пасху. Ликвидаторы, которых здесь около 3,5 тысяч человек, тоже частные гости у нас. Пусто в храме не бывает никогда.
Вопрос: Существует такая присказка, что в Чернобыле атеистов нет, прав да ли это?
Протоиерей Николай Якушин: Я в Чернобыле вырос и хорошо знаю многих людей. Когда-то за разговоры о Церкви нас мальчишек да и взрослых людей ответственные работники наказывали, а сейчас эти люди, даже если бывают в Чернобыле всего раз в году, обязательно приходят в храм. Когда-то были ярыми атеистами, а теперь подходят ко мне за благословением и привозят мне из Иерусалима благодатный огонь. Нельзя сказать, что это какое-то заигрывание. Горе поменяло людей. Тоже можно сказать и про местных самоселов. Наверное, атеисты все-таки есть, но их на порядок меньше чем в любом другом российском или украинском райцентре.
|Фото: Накануне.ru" src="//mtdata.ru/u4/photo2462/20918893590-0/original.jpg#20918893590" border="0" alt="|Фото: Накануне.ru" width="153" height="109" align="left" />Вопрос: Правда ли что у вас в храме всегда стабильный радиационный фон?
Протоиерей Николай Якушин: Да, у нас в храме, дозиметры всегда показывают 5 - 8 микрорентген в час, хотя вокруг храма никогда не бывает меньше 18. Я даже удивлен этому, ведь у нас в храме ковры, и люди с улицы приносят этот "фоняший" песок, но у нас всегда радиация ниже, чем на улице.
Вопрос: Про ваш храм говорят, что это настоящий гуманитарный центр, и с его открытием жизнь самоселов кардинально изменилась к лучшему.
Протоиерей Николай Якушин: К нам возвращаются старые люди. Они приходят в свои дома, и получается, что один "живой" дом находится на расстоянии полукилометра от другого. Я помогаю службам, которые доставляют пенсии найти адресатов. Я же знаю практически всех - кто, чем живет, кто чем дышит. Я договариваюсь с местными властями, чтобы людей привозили в храм или на рынок. Мы пытаемся сделать так, чтобы все люди были на виду, и в случае необходимости, им была бы оказана помощь.
Вопрос: Что представляет собой ваш музей при храме? Он посвящен чернобыльской катастрофе?
Протоиерей Николай Якушин: Вообще-то это церковный музей, но, разумеется, тема радиационной катастрофы там тоже присутствует. Мы работали над экспозицией долгие годы, собирали старинные книги, иконы фотографии, которые были связаны с храмом и самим Чернобылем. Всего получилось больше тысячи экспонатов. В прошлом году в соседнем с храмом здании приходской школы, которое мы отремонтировали, открылся наш музей.
Вопрос: Сегодня на Украину приезжает Патриарх Кирилл. Ожидается, что он будет служить и в вашем храме. С какими чувствами Вы ждете его приезда?
Протоиерей Николай Якушин: Его приезд, его благословение, его молитва для этой земли просто неоценимы. Я думаю, что пребывание Святейшего Патриарха у нас даст всем ту подсказку в решении чернобыльской задачи, о которой мы говорим давно. Это земля, прежде всего, должна возродиться духовно и молитвенно, а потом уже и в обыденном смысле. Я и все прихожане нашего Свято-Ильинского храма в это верим. Кстати, так мыслим не только мы, но большинство людей, которые сегодня работает на станции.
Свежие комментарии