Путник. Слушаю тебя, и мир вокруг меня предстает в каком-то новом свете, словно я рубашку вывернул.
Проводник. Это меня радует, Только знай, что я выворачиваю рубашку природы и истории не с лица на изнанку, но с изнанки на лицо. Все те, что рассуждают о законах природы, видят изнанку природы. Но пришло время, когда пора начать снова читать законы природы, как в былые времена, с лица.
А тот, кто видит природу и читает ее законы с лица, в свете нравственного закона Бога, единственного существующего во всей вселенной закона, читает внятно, ясно и разборчиво.
Путник. Так ты, значит, полагаешь, что мир и здоровье, изобилие дождей и засуха, болезни и войны — всё зависит от нравственного закона, а не от естественных законов?
Проводник. Да, всё: рождение и смерть детей, землетрясения и бури, наводнения и ураганы, пожары и Свержения вулканов, мир или раздоры в семье и в Государстве, умножение или падеж скота, нападения диких зверей и нашествия змей, насекомых и микробов и человека, все потери и приобретения, все порядки и беспорядки в природе и истории, все смуты, бунты революции и кровопролития — абсолютно всё зависит от соблюдения или несоблюдения нравственного закона.
Путник. Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы?
Проводник. К сожалению, да. Но разве нынешние европейские школы не слепцы, что порождают слепцов, поскольку говорят о вымышленных законах природы, но не о реально существующем нравственном законе? Об этом свидетельствуют дела европейских народов как во времена так называемого мира, так и во время войн. Освободиться от мрака современной европейской школы — самый великий подвиг, который могут свершить люди ради спасения своей души, ради спасения своего народа.
Но я хочу задать тебе такой вопрос: кто сшил тебе рубашку, которую ты носишь?
Путник. Естественно, портной.
Проводник. А почему ты не скажешь: игла, но отвечаешь: портной? А кто выковал тебе мотыгу?
Путник. Естественно, кузнец.
Проводник. А почему ты не скажешь: молот, но отвечаешь: кузнец? А кто тебе пилит дрова для печи?
Путник. Естественно, человек: я сам или мои работник.
Проводник. А почему ты не скажешь: пила, но отвечаешь: человек? А кто тебе поливает цветы у дома?
Путник. Цветы поливает моя сестра.
Проводник. А почему ты не скажешь: лейка, но отвечаешь: сестра? А кто тебе печет хлеб?
Путник. Естественно, пекарь.
Проводник. А почему ты не скажешь: огонь, но отвечаешь: пекарь? А кто лечит тебя от болезней?
Путник. Естественно, врач.
Проводник. А почему ты не скажешь: порошки и таблетки, но отвечаешь: врач? А кто охраняет твою державу?
Путник. Армия.
Проводник. А почему ты не скажешь: ружья и пушки, но отвечаешь: армия? А кто тебе играет в праздник?
Путник. Естественно, музыкант.
Проводник. А почему ты не скажешь: свирель, но отвечаешь: музыкант? И почему говоришь «естественно»? Естественно было бы то, что ближе, и самым естественным ответом было бы: свирель, а не музыкант, и ружье, а не солдат, и игла, а не портной, и молот, а не молотобоец, и так далее. Понимаешь, что я хочу сказать?
Путник. Догадываюсь. Но лучше скажи ясно и прямо.
Проводник. Ясно, что есть «делатель» — тот, кто производит действие, или творит, и то, чем он производит действие, — то есть орудие. Например, портной — это делатель, а игла — его орудие. Кузнец — делатель, а молот — орудие. Пильщик — делатель, а пила — орудие. Соглашается ли твой разум с этим?
Путник. Не только разум, но и повседневный опыт.
Проводник. Прекрасно. Так, значит, Бог, по существу, Делатель, а природа — орудие в руках Божиих. С этим ты согласен?
Путник. Кажется, я понял. Различие лишь в том, что там видно и делателя, и орудие, в то время как Бог невидим, а природа видима.
Проводник. Не всегда делатель бывает видим. Например, разве видно того, кто говорит по телефону или поет по радио? Да и природа далеко не всегда видима для наших глаз. Разве видим мы, к примеру, воздух, или эфир, или электрические волны?
Путник. Действительно, не видим. Теперь мне стадо понятнее, что Бог—делатель, а природа—орудие Божие
Проводник. Чтобы тебе стало совершенно ясно, что Дух — делатель, а всё остальное лишь орудия, задам тебе еще несколько вопросов. Когда на тебя смотрит твой сосед, как ты скажешь, кто на тебя смотрит: человек или его глаза?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. А когда ты прогуливаешься с приятелем и он тебе что-то рассказывает, как ты скажешь, кто тебе говорит: человек или его уста?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. А когда ты видишь, что кто-то идет, как ты скажешь: движется человек или его ноги?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. А когда тебя кто-то издалека приветствует взмахом руки, как ты скажешь, кто тебя приветствует: человек или его рука?
Путник. Естественно, человек.
Проводник. Так, значит, это человек смотрит на тебя своими глазами, человек говорит с тобой своими устами, человек идет к тебе на своих ногах, человек приветствует тебя своей рукой. А это, в свою очередь, означает, что все органы тела — орудия человеческого духа, который в теле. Но это и означает, что невидимый дух человеческий использует тело как свое орудие. Аналогично этому действуют Бог и природа. Бог суть Дух, использующий всю вселенную как Свое орудие. Теперь ясно?
Путник. Да, ясно. Но скажи, как Бог использует природу?
Проводник. Так, как я тебе только что изложил по Своей святой воле, или по данному Им святому Завету, или по Своему нравственному закону, данному людям. Бог управляет природой и природными стихиями в зависимости от поведения людей. Если люди живут строго по нравственному закону Бога, Он обращает природу и все природные стихии на благо и радость людям. Если же люди противятся исполнению нравственного закона, Бог посылает природные стихии на мучение и страдание людей, чтобы они одумались и исправились.
Путник. Теперь я могу признаться, что получил ясные указания, как видеть лицо, а не изнанку природы, которую я видел прежде, когда сам был рабом теории о законах природы. Но хотелось бы попросить тебя рассказать также об исторических и социальных законах, о которых так много толкуют и пишут ученые наших дней.
Святитель НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (Велимирович) из книги "Слово о Законе".
http://www.alavastr.ru/
Дух и орудия Духа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии