На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Мысли о Православии.

Пропопресвитер о. Михаил Помазанский

Православие - что оно?

ОСОБОЕ СЛОВО ... Слово, имеющее большую притягательную силу. Для многих, многих - святое и дорогое слово, не легко определимое и, в то же время, простое и понятное. От некоторых слышим укор: "Зачем у вас на собраниях, в речах, так часто бряцают словом: "Православие?

" Может быть иногда они и правы в своем протесте. Не следует из дорогого людям понятия создавать боевой, ходкий термин, говорить о нем там, где оно мало ценится, делать из него боевой мяч в общественных культурно-политических собраниях. Бережно следует хранить это имя, эту нашу словесную святую эмблему.

Говорить о Православии не значит непременно пытаться дать исчерпывающее определение. Делиться мыслями о дорогом бывает потребностью, приятно - просто "поделиться;" никто вас не осудит, если вы только в идеальном свете будете говорить о любимом.

Скажут, не смело ли - высказывать свои мысли о нем? Не нужно ли прежде самому подняться на всю духовную высоту его, чтобы судить о разнообразных сторонах его? Можно ли охватить его полноту?

Разве не лучше - совсем не говорить, из опасения сказать не всегда умело? И не в праве ли каждый из нас хотя бы так судить о нем, как судим о величественном храме, осматривая его с погоста и смотря вглубь его, с его паперти?

 НЕРЕДКО У ЛЮДЕЙ, стоящих дальше от Церкви, малочувствующих дыхание ее, туманное и расплывчатое представление соединяется со словом "Православие."

"Это нечто среднее между католичеством и протестантством..."

"Известно: это цезарепапизм!"

"Я признаю Православие, только, конечно, настоящее, не то - семинарское богословие."

"Вы о каком спрашиваете: об официальном Православии?"

Вам отвечают:

О, да, мистика Православия: "сыра земля - Мать Пресвятая Богородица," "Град Китеж," юродивые, "Иисусе Сладчайший, в лепоту облекшийся" (из одного публичного чтения).

"Православие это соборность, участие клириков и мирян в управлении церковном."

"Вот настоящее Православие: старец Зосима у Достоевского, "Соборяне" - Лескова..."

"Мы должны держаться Православия, потому что оно русское."

"Меня интересует новое в Православии, напр., учение о Софии - Соловьев, Булгаков, Бердяев, а так вообще это скучно."

И ПРАВДА: что такое Православие? Какой отличительный, существенный его признак:

Консерватизм ли, сберегающий в чистоте учение семи вселенских соборов?

Суровость ли, выраженная в постах и длинных богослужениях?

Разнообразие ли форм Богопочитания, соответствующее потребностям духовной жизни человека? Народность ли его, легко придающая религии национальный колорит?

Почему говорят: "это православно, а вот это у вас или у них неправославно?

Предполагаются какие то принципы для этих ответов. Каковы они? На историческом ли основании (так, мол, в "истории Православной Церкви") или на идеологическом ("это соответствует православной идее") решаются эти вопросы?

ИТАК, с какого в р е м е н и существует слово "Православие?" "Вот вы сказали о древнем Православии: но ведь Православия до разделения Церквей не было?" говорят вам.

"Напрасно вы так думаете," отвечаете вы.

 

Как только обнаружилась в Церкви Христианской необходимость оберегать истину от возникших заблуждений, (а заблуждения возникли уже в апостольский век), появилось понятие "правого исповедания истины," как это мы слышим в литургической молитве, идущей от древней Церкви, о епископстве "право правящем (верно передающим) слово истины" (2 Тим. 2:15). Кристаллизовалось это выражение в одно слово при тяжелых арианских волнениях в Церкви. Св. Афанасий Великий почти всю свою жизнь посвятил защите Православия от арианства. Св. Епифаний называет Афанасия Великого "отцом Православия." Исидор Севильский в книге "Начала" говорит: "Православный есть тот, кто право верует и сообразно с таким верованием правильно живет." Великие восточные Отцы Церкви 6-го века вообще постоянно пользуются этим наименованием; а св. Григорий Богослов употребляет его в сочетание слов, столь часто повторяемом в наши дни, именно: "страждущее Православие" (Слово 6-ое св. Григория Богослова).

После шестого вселенского собора (Константинополь 680 г.), когда возникли споры об иконопочитании и, таким образом, о внешних формах богопочитания, понятие "Православия" расширились на весь круг христианского богословия и богослужения. До разделения Церквей "ортодоксия" - православие мыслилось необходимым признаком истинного христианства и на Востоке, и на Западе. Когда произошло отпадение Римской церкви от единства церковного, оба классические, скажем лучше - древне-церковные понятия: а) "православный" и б) кафолический-вселенский" сохранились и на Востоке и на Западе; но при этом сохранились так, что одно стало доминировать здесь, а другое там; каждое стало своего рода знамением Церкви: на Востоке - "Православие" т.е. забота о сохранении - прежде всего - чистоты исповедания; на Западе "Вселенскость - католичество-кафоличность," как выражение идеи мирового распространения или веры в мировое призвание. Именование Церкви Христовой "кафолической" осталось, конечно, и на Востоке, как она именуется в Символе Веры (в славянском переводе - "соборную"), но здесь, на Востоке, это именование сохранило то место в ряду других необходимых признаков Церкви: "единой, святой, апостольской," какое получило на втором Вселенском соборе, т.е. не будучи выделяемо в особое, доминирующее над другими признаками положение.

Русский народ принял "Православие," как истинное учение Христово, сохраняющееся в Церкви Христовой, представленной на земле четырьмя древними восточными Патриархатами.

Церковь и Православие.

ТАК КАК МЫ, РУССКИЕ, приняли христианство в период, когда уже фактически совершилось отделение Запада от Церкви Восточной, то для нас в обиходной речи понятия: "истинная Церковь" и "Православие" имеют не только одно и то же значение, но как бы имеют одно и то же содержание: истинная Церковь есть Православие, и Православие есть истинная Церковь. Но так как Церковь состоит из людей, а Православие - вера и богопочитание, то все же необходимо, когда говорим специально о Православии, различать эти два понятия, Церковь - "кто?" Православие - "что?" и "как?" - дом Божий или семья Божия; Православие - ценность ее, духовное богатство.

Ведя речи о православном и неправославном, надо сделать еще одну оговорку. Дело в том, что еще в первом тысячелетии, до печального факта разделения церквей, и Восток и Запад получили большое число таких особенностей, которые зависели от причин не вероисповедного значения, а от географических и других условий, от разницы культур греческой и римской. Географическая отдаленность Запада от Востока, разделенных Средиземным морем, препятствовала однообразию в формах богослужения и в других сторонах церковного быта. Греческий язык, господствовавший на Востоке, и латинский, ставший культурным языком Запада, увеличивали эту обособленность.

Так появились еще до отделения Рима в двух частях Церкви своеобразные черты, не зависевшие по существу от сохранения истины или уклонения от нее. Во втором тысячелетии, поскольку эти черты продолжали существовать, они уже стали представляться характерными, отличительными для того и другого вероисповедания. И теперь нужно уже нередко усилие для того, чтобы определить, зависит ли та или другая особенность от духа римского католичества или православия, или же это только результат причин этнографического, лингвистического или другого характера.

И все таки нужно признать, что почти каждая, даже не существенная особенность того или другого исповедания каким-то своим углом входит в самый дух своей Церкви. Любая частность, пусть она не корениться в мировоззрении, все же соответствует ему: в одном случае соответствует православному, в другом - католическому или какому-либо иному.

Основной Признак Православия.

...Искание Истины и верность ей - вот основной признак Православия. И этот принцип истины в Церкви Православной, в ее истории, в ее деяниях всегда признавался (и был действительно) основным, решающим, кардинальным. "Не вселенскость, а истина." Ни опасения раскола церковного, ни авторитет иерархический, научный, богословский или какой-нибудь иной, ни давление государственной власти, даже авторитет собора - ничто не останавливало той стихи в Церкви, которая, как сильное морское течение, неудержимо стремилась всегда до конца к выяснению и торжеству христианской истины. Так это было в эпоху монофелитства, когда преп. Максим Исповедник не отказался от защиты православного учения, даже видя в числе своих противников трех патриархов и императора; так было и в столетний период иконоборчества...

Верность Христу.

ВЫСОКОЕ В МОЛИТВЕ, глубокое в богомыслии, радостное в подвиге, чистое в радости, совершенное в нравственном учении, полное в способах хвалы Божией - Православие, тем не менее, не оказывается самой многолюдной религией мира и не является господствующим среди христианских исповеданий нашего времени. Близко лежащий к православным странам Европейский Запад до половины 19-го столетия почти не знал, не хотел знать Православия: одни его унижали и игнорировали (в среде католической, другие считали полуязычеством (в среде протестантской). Нужно было прийти внешнему умалению Православной Церкви, чтобы глазам западного мира вдруг открылись силы и духовное богатство Православия, как это мы начинаем наблюдать сейчас.

Православие и не ждет для себя видимого торжества и господства в мире. Судьбы Церкви Христовой, начертанные в Откровении св. ап. Иоанна Богослова, не предвещают этого. Тайнозритель-апостол предостерегает ангелов-предстоятелей церквей от торжествующей самоуверенности, предрекает страдания и испытания и все большее и большее устремление сил ада на Церковь Христову в концу мира и зовет к терпению, к подвигу, к стоянию до конца и к смирению.

"Здесь - терпение святых" (Откр. 14:12). На наше время выпали исключительные испытания, обрушившиеся на Церковь извне и снаружи. Безмолвствует страждущая под игом коммунизма Церковь на нашей родине, и ее именем дерзают говорить чуждые ей лица, подголоски коммунизма. В смятении находятся братские церкви в славянских странах, захваченных тем же бедствием. В эмигрантской среде - самочинные "автокефальные" национально-церковные образования. Разделения в русской православной большой зарубежной семье. Расхищается само понятие Православия: этим именем прикрываются общества, заведомо уходящие от подлинного Православия, и учителя, искажающие Православие. Все это способно вводить в уныние и вызвать тревогу: не грозит ли нам разбиться на многочисленные секты, как это случилось в протестантстве?

Нет, ибо знаем: Христос со Своею Церковью. "Аз с вами во вся дни." Если река, задержанная в своем течении, разольется так, что не видно ее русла, и вода пойдет по боковым рвам и извилинам, то не значит это, что река не пойдет по своему руслу, что она потеряла его. Такова и историческая река Православия: ее русло глубокое и течение прямое. Протестантство раздробилось потому, что оно не имело своего русла - церковной традиции. Не нарушится единство Православия. Но жалки те, кто оторвется от единства церковного, сохраняемого через родные поместные Церкви, и застрянет в своих извилинах.

В наши дни наш общий долг в зарубежье - быть верными: не изменить Христу, вселенской Церкви, Священному Синоду Зарубежной Русской Церкви, христианским обетам, святым заветам отцов, страдающим братьям; держать прямо направление и твердо кормило: таков простой и ясный православный путь.

"Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом." Не чувство превозношения, а чувство страха, одновременно с радостью, наполняет сердце православного христианина. Вам вручена драгоценность: достаточно ли бережно вы носите ее? Достойны ли вы ее? Сознаете ли всю свою ответственность?

"Только бы нам и одетым не оказаться нагими," говорит Апостол (2 Кор. 5:3). Не грозит ли эта опасность и нам? Не для нас ли это предостережение написано? Не сознание, что мы содержим Православие, нас спасает. Мы должны быть духом облечены в него через исполнение его.

Быть одетыми и не оказаться нагими - это значит не только принадлежать, но иметь одеяние веры, истины, любви, чистоты, смирения и непревозношения, одеяние благодати Божией; это значит, говоря словами того же Апостола, жить так, чтобы "проповедуя другим, самому не оказаться недостойным."

Такое одеяние в Православие даруй нам, Господи!

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/mysli_pravos...

Картина дня

наверх