На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

ПРЕДГРОЗОВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

К роковым испытаниям начала ХХ века Русская Православная Церковь подошла ослабленной в силу ряда исторических факторов. Петр I подчинил Церковь государству, отменил патриаршество и ввел по протестантскому образцу Священный Синод, которым нередко руководили люди, далекие от православия. При Екатерине II было секуляризировано большинство церковных земель, закрывалось множество храмов и уничтожались православные книги.

Если до Петра I духовенство и ученое монашество были носителями национального самосознания, то с XVIII века духовенство становится униженным и обездоленным сословием, а внутрицерковная жизнь все больше коснеет. Церковь переставала быть авторитетной в глазах власти, ослаблялось духоводительское влияние Церкви на народ и власть. В результате, начиная с XIX века русское Православие не смогло противостоять нашествию с Запада атеистических материалистических идеологий, что привело в 1917 году к насаждению в России режима государственного атеизма. Метапричиной российской катастрофы было ослабление духовных центров народа перед лицом смертельной опасности.

Очевидно, в начале XX века из-за накопленных грехов народ лишается небесной защиты и оказывается наедине с роковыми силами и фатальными стихиями, под черным потоком слепых случайностей и предзнаменований. Что ни происходит с тех пор в России, - все заканчивается наихудшим образом, все беды, которые можно себе представить, не обошли нас в роковой момент. В решающий момент роковая случайность определяла ход событий, но создается впечатление, что какая-то властная сила выстраивала ряд не случайных случайностей на погибель России. Очевидно, духовное помутнение в России достигло такого предела, когда происходящие события выпадают из обусловленности только натуральными связями, выходят в инфернальные измерения.

"С каждым веком, с каждым годом нарастало в России то страшное раздвоение, которое завершилось торжеством большевизма... Никогда, кажется, не открывалась так связанность всего в истории, сплетение причинности и свободы, добра и зла, как в нарастании русской катастрофы. А также конечная укорененность всего именно в самой глубине, там, где совершается духовный выбор. В России одновременно с нарастанием света, шло и нарастание тьмы: и есть страшное предостережение, суд и напоминание в том, что тьма оказалась сильнее" (Прот. Александр Шмеман.) Народ нарушил собственное предназначение и утерял линию своей судьбы, впал в эпоху безвременья, вновь, по образному выражению протопопа Аввакума, "выпросил у Бога светлую Россию сатана". В этот момент будто на Россию направил взор сам дух зла, и будто все силы небытия вдруг ощутили позыв обрушиться на нее. Что-то в те годы распалось в духовной природе человечества в результате некой метафизической катастрофы, и это решило судьбу России, а затем и всего мира. Россия оказалась страной, на которую ополчились силы мирового зла, и разыгралась трагедия общемировая.

Православные мыслители начала XX века характеризовали российскую катастрофу как духовную болезнь. В России начала XX века тяжко заболел, прежде всего, дух - народа и человека. Эту духовную болезнь я назвал бы идеоманией - одержимостью идеями либо идеологиями. Идеомания - это род духовной болезни, имеющей своих носителей, свои формы и определенные средства излечения. Если психическая болезнь - это душевное помешательство, то духовная болезнь - это, прежде всего, помешательство духа, разлагающее душу, сознание, волю, память человека. Идеологическая мания представляет собой болезненное сосредоточение сознания и подчинение жизни какой-либо ложной либо частной, но гипертрофированной идее, что превращает человека в идеомана.

Духовные помутнения поражают высокие сферы души и являются болезнью культуры и общества, а не только индивидуальной психики, поэтому в отличие от психических болезней они могут передаваться и захватывать массы людей. Причиной психических заболеваний является нейрофизиологическая патология и травмы индивидуального подсознательного или бессознательного. Духовное же помутнение внедряется через сознание, поражая сферу бессознательного и волю. Духовному опыту христианства известны различные виды современной идеомании: материализм, атеизм, рационализм, идеализм, позитивизм. Это своего рода штудии интеллектуальной деградации, которые подготавливают к восприятию наиболее агрессивных и тоталитарных идеоманий - массовых галлюцинаций ложной социальности - коммунизма, социализма, фашизма. Все известные возбудители идейного беснования были выращены в европейских лабораториях мысли. Как водится, европейское общество успело выработать противоядие и переболело в легких формах. Россия же оказалась лишенной иммунитета, в течение предреволюционного столетия идеологические трихины прививались на беззащитную почву и потому дали наиболее зловещие плоды. Гипотезы и фантасмагории европейских маньяков у нас превратились в авторитетнейшие догмы и катехизис для большинства образованного общества. К тому же российский организм был ослаблен чередой исторических испытаний и оказался беззащитным перед экспансией черной духовности в силу того, что его жизненные силы были сосредоточены в другом измерении.

В начале ХХ века часть православной общественности осознает угрозу грядущих катастроф, предпринимаются попытки собирания церковных сил и оздоровления Церкви. С 1905 года начинается обсуждение тем будущего Поместного Собора Русской Церкви, призванного возродить святоотеческие традиции в жизни Церкви. Но Собор неоднократно откладывался по недальновидной воле Царя, важнейшие проблемы оставались нерешенными. В Церкви, как и во власти, господствовали пассивные настроения и ретроградство - сопротивление любым общественным изменениям. Когда мощнейшая в истории антихристианская сила внедрялась в Россию, в Церкви преобладало индифферентное отношение к духам коммунизма. Как пастырь и духоводитель народа Церковь не смогла мобилизовать национальное сознание на борьбу со смертельной духовной опасностью. В момент величайших испытаний, когда Россия оказалась втянутой в мировую войну, когда на нее обрушились мощнейшие антихристианские силы - в ней возобладало духовное отщепенство всех от всех, и всех вместе от духовного стержня русской жизни - Православия. Что и явилось предтечей войны гражданской.

 

http://www.orthedu.ru/ch_hist/aksuchiz.htm

наверх