На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

«Хрущевский» удар по Православию.

О преступлениях и ошибках Хрущева можно говорить долго. Всем известны его «подвиги» по развалу сельского хозяйства и деревни, вызвавшие перебои с продовольствием. Именно при нем СССР впервые начал в больших количествах закупать продовольствие за рубежом.

Широко известна его роль в массовых репрессиях, причем он сам признавался, что у него «руки по локоть в крови». Особенно он в этом деле «отличился», будучи партийным секретарем в Москве в середине 30-х годов и командуя Украиной. Именно он был инициатором указа Верховного Совета СССР, согласно которому украинских, а затем и прибалтийских крестьян, отказывавшихся вступать в колхозы, вместе с семьями депортировали на Восток или приговаривали к ссылке в Сибирь.

В 1946 году на Украине разразилась засуха, но планы заготовок по настоянию Хрущева не снизили, что вызвало голод. Все вышеперечисленное он потом в своих выступлениях и мемуарах пытался «списать» на Сталина.

Вопреки заблуждению многих обывателей, после пресловутой «десталинизации» Хрущев вовсе не отказался от кровавых методов работы. Так, будучи уже Первым Секретарем ЦК КПСС, он приказал расстрелять демонстрации мирных граждан в Тбилиси, Темиртау и Новочеркасске.

 По мнению многих историков и политологов, «провальные» хрущевские эксперименты с целиной, «всесоюзным обкукурузиванием», дерусификация регионов, куда возвращали прежде депортированные оттуда народы (калмыков, балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, галичан-западных украинцев), как и передача Крыма Украине и ряда русскоязычных территорий Казахстану, сильно понизили авторитет послесталинского руководства. И прежде всего среди русского населения, потому что упомянутые действия были направлены преимущественно против него. И это стало одним из главных в тот период проявлений роста оппозиционных (во всяком случае, «антихрущевских») настроений в СССР.  

 Но осуждение ХХ съездом «культа личности Сталина», как показали последующие действия властей, включало и последовавшую ликвидаторскую политику по отношению к церкви, особенно православной.

В октябре 1958-го, полвека тому назад, началась «всесоюзная» кампания против религии, особенно против Русской православной церкви, как наиболее распространенной в СССР конфессии. Дошло даже до того, что в 1961-м сам Хрущев, выступая по телевидению, заверил: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!». Вот так – именно попа, а не ксёндза, пастора, муллу или раввина… 

 К тому, собственно, и шло. По имеющимся данным, из всех закрытых храмов в 1958-1964 годах свыше 60% были православными. Хотя в предыдущие 15 лет, особенно в 1941-1954 гг., восстанавливались прежние церкви, приходы, монастыри, сооружались и новые – и, опять-таки, прежде всего православные. Которым частично возвращались земли и некоторые ценности, изъятые у них в 1920-1930-е годы. 

 Да и сам Хрущев заявил в сентябре 1955 г. французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа…». А в беседе с медиа-магнатом В. Херстом в ходе своего визита в США в сентябре 1959-го Хрущев отметил, что «народное просвещение, распространение научных знаний и изучение законов природы не оставят места для веры в Бога».

 Влияли на такую политику и экономические факторы. Власти в тот период активно искали источники пополнения прохудившейся казны из-за упомянутых хрущевских «экспериментов». И потому не могли удержаться от искушения запустить руку в церковную казну. Первые крупномасштабные антирелигиозные акции в октябре 1958-го начались именно с «закрытых» постановлений о фактическом ограблении Церкви. Важнейшим же здесь документом оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «0 недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось «развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей». И уже 16 октября Совмин СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений и доходов монастырей». В первом из них  монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось троекратное уменьшение и земельных наделов, и числа обителей. Вновь вводились отмененные в марте 1945 года налог со строений и земельная рента; минимум вдвое, в сравнении с 1945-1955 гг., повышались ставки налога с земельных церковных участков, включая даже тамошние кладбища (!). Вдвое увеличился налог на доход свечных мастерских.

 Но этими мерами дело не ограничивалось. В ноябре 1958 г.-марте 1959 г. прошла массовая «чистка» гражданских библиотек от литературы религиозной тематики. А 28 ноября 1958-го ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Причем, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями святым местам в СССР, применялись и кощунственные, оскорбительные методы.

 Так, на местах паломничества или вблизи них устраивались свинарники, отхожие места, свалки мусора; святые источники «выкачивались», засыпались чем угодно и т.п.

И еще: в конце 1950-х-первой половине 1960-х был вновь запрещен колокольный звон, разрешенный с осени 1941-го; храмы отключали от водопроводной сети и даже от канализации, запрещали ремонты. С 1959 по 1962 г. было закрыто около 7 тыс. церквей. Нередко не только закрывали, но и разрушали., причем антиправославная нацеленность этого усиливалась политикой ликвидации так называемых «неперспективных деревень», проводившейся, опять-таки, с 1958 года в российском, точнее – русском Нечерноземье. Проще говоря, русские деревни, лишенные не только кадров и сельхозтехники, но даже посевного материала, кормов и большинства объектов соцкультбыта (из-за «перекачки» всего этого в целинные регионы и «кукурузные» эксперименты), упразднялись вместе со храмами и другими православным объектами. Выгодно и, главное, одновременно.

Кроме общеизвестных фактов внешних гонений на церковь, при Хрущеве священников сажали за «уголовные преступления», иногда закрывали в «психушку».

Хрущев не желал встречаться с патриархом по вопросу о новых гонениях. Закрыты были семинарии в Киеве, Саратове, Симферополе, Луцке и Жировицах. Из 90 монастырей (в основном унаследованных после войны на ранее оккупированных территориях) осталось 18.

Однако к еще страшным и разрушительным последствиям привело активное вмешательство атеистического государства во внутрицерковные дела. Ранее такое наблюдалось лишь во времена товарища Троцкого, когда «карательные органы» спровоцировали наступление обновленцев. Видимо, увлечение Хрущева троцкизмом в молодости не прошло зря. При Хрущеве обновленцы не ставили себя в прямую оппозицию к иерархии, но захватывали посты и ресурсы, что было намного опаснее.

В 1961 г. власти потребовали привести церковный Устав в соответствие с религиозным законодательством 1929 г., в результате чего священники перестали быть даже членами приходских "двадцаток" и лишены были участия в решении административных и финансовых вопросов. Епископы тоже фактически не управляли епархиями - этим занимались уполномоченные Совета по делам РПЦ. Против таких мер выступил архиеп. Калужский Ермоген (Голубев), к которому присоединились еще 7 епископов, включая еп. Курского Леонида (Полякова), что привело к новым репрессиям безбожников.

Вероятно, около 2,5 тыс. священников потеряли регистрацию, а значит возможность легально служить. Были немногие случаи измены вере среди духовенства, на которые патриарх жестко отреагировал отлучением, но общее число верующих в целом по стране не сократилось. Именно  при Хрущеве  установилась совсем иная практика продвижения молодых монахов к хиротонии в епископы. Они начали получать архиерейскую власть безо всякого прохождения иерархической лестницы, иногда - буквально за несколько лет. В архиереи, понятное дело, сразу массово начали продвигаться молодые карьеристы. Тем более, что государство начало поощрять их приятные вояжи за рубеж на разного рода экуменические форумы, на которых происходило окончательное их перепрограммирование из православных людей в политиканов с агностическими взглядами. А для того, чтобы лучше ломать Церковь, а заодно и держать священнослужителей в узде, службы безопасности стали поощрять различные пороки в этой среде.

В сталинское послевоенное время государство способствовало идеи установления главенства Московского Патриархата в православном мире, отвергало экспансионистских претензий Ватикана на территории Руси, отвергались и экуменические сборища. Да, и в то время государственной идеологией был атеизм, отменить который Сталин не мог, ибо именно атеистическая революция придавала идейный фундамент всему аппарату власти, и отказаться от него было немыслимо. Но реальные действия государства были вполне в духе христианской империи.

При Хрущеве же РПЦ, под давлением властей, была вынуждена вступить во Всемирный Совет Церквей, из которого не так давно вышла Грузинская Православная Церковь. Тогда же духовенство РПЦ, делегацию которого возглавлял митрополит Никодим (Ротов), стало наблюдателем на одиознейшем Втором Ватиканском Соборе.

Как известно, на этом соборе и без того еретический католицизм был и вовсе трансформирован в, можно сказать, либеральную политическую идеологию с «христианским акцентом». Тогда было сломано католическое богослужение, вероучение, отменены многие аскетические правила. Разрушив свой духовный фундамент, Ватикан начал превращаться в один из главных строителей воистину дьявольского нового мирового порядка. Пребывание делегации РПЦ на таком сборище несло большие соблазны и опасности для православного мира.

Митр. Николай (Ярушевич) в 1959-1960 гг. открыто осуждал гонения, за что был устранен властями с церковной работы и вскоре умер в больнице при каких-то темных обстоятельствах. Многие из потерявших регистрацию продолжали тайно работать. С 1960 г. в лагерях оказались архиеп. Казанский Иов (Кресович) и архиеп. Черниговский Андрей (Сухенко). 

 Немало монахов и монахинь подвизались в миру, внешне не выдавая себя, и были священники, рисковавшие брать на себя духовное попечение о них. Их число ведомо только Богу. Многие из них так и умирали вне монастырей, в том числе и в 90-е гг. после конца коммунизма.

Конечно, Хрущев был хитрым политиканом, но вряд ли он был сам способен на такую тонкую игру. Но ему, видимо, было кому подсказывать ходы. Версия о том, что он сильно зависел от Запада, верхушка которого имела на него большой компромат, вполне может иметь под собой основания. В частности, большинство историков сейчас считает именно Хрущева виновным в убийстве Сталина. Так что западные кукловоды вполне могли заставить его совершать определенные действия, тем более совпадающие с его внутренними убеждениями.

В светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1964 года внеочередной пленум ЦК КПСС направил в отставку Н.С. Хрущева. На том пленуме его обоснованно обвинили во многих стратегических ошибках, включая «перегибы» в политике по отношению к религии. Провидение это или нет, но получается, что Бог воздал Хрущеву – именно в день Покрова Пресвятой Богородицы – за кощунственные, циничные действия против церкви.

 

Для создания темы использованы источники:

История русской православной церки

http://www.orthodoxworld.ru/ru/istoria/book/4/5/index.htm;

Алексей Леонов20 октября  Столетие.Ru http://www.pravoslavie.ru/smi/37055.htm;

 Игорь  Друзь, Русская народная линия http://ruskline.ru/analitika/2011/10/01/hruwev_kak_razrushitel/

Картина дня

наверх