На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Болгария православная ч.1

 

Православие в Болгарии исповедует около 82,6 % населения страны. На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на болгарской земле, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал.

Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь. В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви — самой многочисленной православной организации страны

Болгарская старостильная церковь. Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря. В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы. На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

 Болгария — страна, которой могли бы позавидовать многие, известные в мире религиозные места.  

Особо  почитаемые болгарские православные святыни – Рильский и Троянский монастыри, чтобы прикоснуться к деревянным кусочкам креста, на котором был распят Иисус Христос, верующие совершают путешествие в Кырджали, также в Болгарии есть свое «Золотое кольцо» - «Огърлица на Велико Търнова» (огърлица - цепочка, бусы). Это – 19 святых обителей, которые сохранились вокруг древней столицы Болгарии Велико Тырнова.

 Монастыри Болгарии с самого начала их основания были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры, хранилищами национальных традиций в эпоху османского ига. 

 

Ри́льский монасты́рь или Рыльский монастырь

(болг. Манастир «Св. Иван Рилски» — «монастырь святого Иоанна Рыльского») — крупнейший ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Церкви. 


Расположен на северо-западе горного массива Рила, в 117 км к югу от Софии в долине реки Рильская (левый приток реки Струма) на высоте 1147 м над уровнем моря.

Монастырь основан в X веке, после смерти отшельника Ивана Рильского (19 октября 880 - 18 августа 946), который здесь жил и уже при жизни обрел статус святого. 

Иван Рильский родился в селе Скрино, вблизи города Бобошево (около Дупницы). Когда ему исполнилось 25 лет он принял монашество в одном из монастырей Руенской горы и ступает на путь духовенства. Через несколько лет он уходит в девственную в ту пору гору Рилу. Двенадцать лет он живет в каменной пещере, семь лет наверху горы, под открытым небом, придается уединению, лечится местными травами. Местные пастухи, обнаружившие его в отшельничестве, разнесли о его мудрости славу, и он оброс учениками -последователями, которые поселились здесь рядом. Весть о его мудрости дошла и до Тырново, до царя Петра I, и он вел переписку с отшельником. 

После смерти Ивана (18 августа 946 года), в основанный учениками монастырь потянулись паломники, к мощам Рильского, которые обрели животворную силу и как бы стали национальным символом Болгарии. В 980 году, через сто лет от рождения святого, мощи забрали в Средец (ныне София). Затем в 1183 году их украл венгерский король Бела III, поместив их в свой католический Эсбергом. Однако через 4 года они возвратились на родину (поспособствовал византийский император). Далее в 1194 году мощи переместили в Тырново (на ту пору столицу Болгарии), и возвратились они в Рилу только в 1469 году. Правая рука Рильского (по одной из версий) захоронена в России, в городе Рыльск Курской области. А левая рука Ивана хранится в родном для Иоанна монастыре в серебряном ящике и публике не демонстрируется. 

В 1334-1343 годах монастырь был перестроен по воле воеводы Хрелю Драговолы. В начале XV веке османы разорили его, но в конце того же века монастырь стал пользоваться поддержкой из Руси, монастырь перестроили. В дальнейшем, после пожара, в 1834-1862 годах его вынужденно перестроили (архитектор Петар Иванович) и с этого момента он сохранился до наших дней.

В 1983 году был включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырь действующий, подчинен Священному синоду болгарской православной Церкви.

В монастыре очень красивые фрески на сводах галерей, это самоковский стиль иконописи. Монастырь это пять круглых куполов, три алтаря и золотой иконостас по дереву.

В монастыре хранится икона Девы XII века, сердце царя Бориса III , деревянный крест Рафаила (81 на 43 см) с уникальной резьбой (на кресте монахом вырезаны 104 библейские сцены и 650 фигур размером с рисовое зерно), и другое.

От задних ворот монастыря по тропинке через реку можно добратся к церкви Введения во Храм Богородицы (конец XI века), которая окружена могилами монахов. 

Также туристы посещают  пещеру, где жил Рильский. Недалеко от пещеры находится часовня святого Луки и Ивана Рильского. Лука был племянником Ивана Рильского и первый уверовал в его святость.

Рильский монастырь особенно активно посещаем туристами, останавливающимися в Софии или бальнеологическом и одновременно горнолыжном курорте Боровец.  Также в 10 км севернее можно посетить Семь Рильских озер.

 Рыльский монастырь в Болгарии — это не просто архитектурный шедевр и центр духовной жизни Болгарии. Он — символ Болгарии, ее сердце.

 В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского (те, кто посещает его мощи, получают исцеление)  и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых — одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви, крест Рафаила — уникальный образец резьбы по дереву, на котором изображены 104 религиозные сцены и 650 миниатюрных фигур (монаху Рафаилу создание этого шедевра (окончен в 1802 г.) стоило 12 лет жизни и зрения) и другие святыни. 

    

                         Икона Божией Матери "Одигитрия"                                    

   

                  крест Рафаила                                            Иисус Христос Вседержитель

Семь ледниковых озер в Рильских горах к югу от Софии – самый знаменитый природный парк Болгарии

 

 

Бачковский монастырь

Бачковский монастырь — второй по величине православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда.

Знаменит своим удивительным сочетанием традиций Византийской, Грузинской и Болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии. В монастыре прослеживается влияние трех культур: византийской, болгарской и грузинской. Выглядит монастырь по-византийски, с толстым круглым куполом главной церкви святой Богородицы (1604) и традиционной черепицей.

Внутри много фресок на тему грехов, композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность (на фресках изображены жители Пловдива и сам живописец), есть чудотворная икона "Богородица Елеус" («Умиление») в серебряном окладе, принесенная грузинами в дар монастырю в 1310 году (чудотворна, ценима паломниками). Своды деревянных галерей украшены росписями.

В монастырском музее (работает с 9:00 до 17:00) хранится церковная утварь разных периодов, старопечатные книги в богатых окладах, а также другие художественные и исторические ценности, накопленные в течение 9 веков существования обители, из них можно выделить:

меч Барбароссы (императора Священной Римской империи, сына Фридриха Одноглазого);султанский фирман (1452); резной крест; фрески Захария Зографа

Комплекс огражден высокими каменными зданиями, двор - большой и умощен камнями. Во дворе есть фонтан, растет могучее дерево, саженец которого некогда привезли из Грузии.

 Монастырь основан в 1083 году армянином Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. По-гречески монастырь назывался Петрицос. Григорий в ту пору был видным военачальником в Византии, даже император Алексей I Комнин удостоил его звания "Севаст и Великий Доместик Запада", впоследствии Григорий стал губернатором Родоп. Он и написал устав (типикон) монастыря и подписал его (греческая редакция) армянскими буквами. Первыми обитателями монастыря были ивиры.

Монастырю принадлежали обширные владения.

Во время 2-го болгарского государства, начиная с 1331 года у монастыря появился великий покровитель (был ктитором монастыря) - царь Иван АЛЕКСАНДР (его изображение увековечено в притворе усыпальницы). 

В 1344 году он населил обитель болгарскими монахами. В конце XIV века, сразу после прихода турок, сюда был сослан последний патриарх Второго Болгарского царства Евтимий Тырновский, который здесь занимался с учениками вопросами православия, просветительской деятельностью, здесь же он и умер (1403 год). 

Во время правления турок все православные храмы и монастыри подвергались разорению и уничтожению. Пострадал и Бачковский монастырь.

До наших дней сохранился кирпичный храм усыпальница (иначе - Ко́стница или Оссуа́рий) с уникальными фресками той поры.

Храм располагается чуть выше метрах в трестах, где располагается монашеское кладбище. 

Монастырь был реконструирован в конце 15 века, монастырская столовая в 1601-1603 гг.

Главная монастырская церковь Успения Пресвятой Богородицы была закончена в 1604 году (расписана в 1845-1850 г. живописцами под руководством Захария Зографа), она  сохранилась до наших дней, став первой монументальной церковью, сооруженной в Болгарии со времени завоевания османами.

Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает еще два храма — церковь Святых Архангелов (13-14 вв.), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и церковь Святого Николы, находящуюся в южном дворе, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг.

Церковь Св. Николы знаменита своими росписями, выполненными в 1840-1841 гг. болгарским живописцем Захарием Зографом.  Монастырь напрямую подчинен синоду болгарской православной церкви.

От ворот монастыря по тропинке вверх можно добратся до церкви Святой Троицы там фрески и портреты царя Ивана Александра, но они закрыты для просмотра. Есть также потайной алтарь, где прятали сокровища от турков. 

Недалеко ряд бачковских водопадов. Рядом заповедный лес и скалы "Червената Стена". На речке Чая, вниз, в 5 км севернее, ближе к Асеновграду находится Асенова крепость.

 

 

Троя́нский монасты́рь Успе́ния Богоро́дицы

(болг. Троянски манастир «Успение Богородично») — третий по величине православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской православной Церкви. Расположен в северной части Болгарии на склоне Старо-планинских гор в 10 км от города Троян в живописном месте на берегу реки Черни-Осым близ села Орешак.

  

Монастырь основан в начале XVII века игуменом Каллистратом.

Предание говорит, что в то время в монастырь афонскими монахами был принесён список иконы Богородицы «Троеручицы», оригинал которой находится в Хилендарском монастыре. В настоящее время эта икона представляет одну из главных реликвий монастыря.

Главная церковь монастыря построена на месте старой церкви мастером Константином из города Пештера. Освящена 6 августа 1835 года великотырновским митрополитом Иларионом.

Пятиэтажная башня-колокольня построена мастером Иваном из Млечево в 1866 году. Реставрационные работы осуществлены в 1897 году.

Жилые корпуса выстроены в стиле Болгарского Возрождения.

В конце XIX века Троянский монастырь был центром письменности и просвещения в Болгарии, а в наши дни он обладает богатой и ценной библиотекой.

 Во времена борьбы за национальное освобождение Троянский монастырь был одним из революционных центров, в который входили около 80 монахов. Здесь часто бывал Апостол свободы Васил Левский. 

Троянский монастырь – один из многих монастырей, расположенных в горах Стара Планина.

В годы османского владычества болгары создавали монастыри в укромных, тайных местах, чтобы сохранить духовное и письменное богатство народа.

Патриарх Болгарии Максим первоначально был послушником в этом монастыре и после кончины, был погребён 9 ноября 2012 года в обители.

Троянский монастырь входит в число ста национальных туристических объектов.

  Церковь Успения Богородицы  представляет собой крестокупольный трёхконхоидальный храм с отделённым притвором и открытой арочной галереей, примыкающей к зданию с западной и отчасти северной стороны. 

В церкви находится изящный резной иконостас 1839 года.

Однако наибольшую художественную ценность представляют фрески, созданных выдающимся болгарским художником Захарием Зографом в 1847—1848 годах. Фресками расписаны как интерьер здания, так и галереи. 

Среди прочих были повторены сюжеты «Страшный суд» и «Колесо жизни».

На северной стене среди ктиторских портретов мастер написал и свой автопортрет.

 

 

 

   

Роженский монастырь

В 26 км от курорта Сандански и в 5 км от городка Мелник  находится крупнейший в Пиринском крае  Роженский монастырь.

Внутри тихого монастыря роскошный иконостас и чудотворная икона Богородицы, к которой 8 сентября стекаются паломники.  

Роженский монастырь (XII—XIII) основан мелникским правителем Славом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нынешний вид комплекс приобрел в XVI в.

В знаменитой Роженской каллиграфической школе, существовавшей при монастыре с XIV в. создан уникальный рукописный список «Толкования Иова».

В 1674 г. иерусалимский патриарх Досифей перевез рукопись в Святую землю, и ныне свиток хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

В конце 19 века Роженский монастырь, несмотря на тот факт, что в нем осталось греческое влияние, служил убежищем многим революционным деятелям.

Рядом с монастырем находится могила борца за освобождение от турецкого владычества, члена Внутренней Македоно-Одринской революционной организации Яне Санданского (1872-1915).

Роженский монастырь не случайно считается наряду с Рильским красивейшим болгарским монастырем.

Особые очарование ему придают сеть лестниц и балкончиков, которые связывают чердак и комнаты. 

Над западными дверьми церкви Рождества Пресвятой Богородицы сохранилась фреска (1597), изображающая Христа Вседержителя. В XVI в. расписан притвор и трапезная.

В 1598 г. здание церкви было перестроено и поверх старой росписи сделаны новые. В 1611 году была расписана внешняя южная стена церкви, где изображены сцены Страшного суда и Лествица.

В 1715 г. выполнены витражи в восточных окнах. Основная часть дошедших до наших дней росписей была начата в 1727 г. 

В 1732 г. в северной части притвора была устроена часовня во имя Свв. Косьмы и Дамиана.

Средства на ее строительство выделила монахиня Мелания, портрет которой с моделью часовни в руке, поражающий своим реализмом, изображен здесь же. 

 Роженский монастырь славится также уникальными деревянными иконостасами и аналоями. Роженская резьба по дереву считается шедевром болгарского искусства.

До наших дней сохранилась богатая коллекция икон (XVI-XIX). В 1790 г. монах Иаков написал главную храмовую икону Пресвятая Богородица Портаисса (Хранительница), копию Афонской чудотворной иконы. Киот для иконы изготовил местный мелникский мастер

 

   

Монастырь Аладжа


Монастырь находится в 14 км от Варны и в 2 км от морского берега и курорта Золотые пески. Название же «Аладжа» имеет турецкое происхождение и обозначает «пёстрый, разноцветный». Оно возникло, вероятно, из-за сохранившихся в разрушенном монастыре до более поздних времён красочных фресок в часовне, ярко выделявшихся на светлом фоне известковой скалы. Этот монастырь является одним из самых посещаемых туристических объектов на Черном море Болгарии. 

Вероятно, монастырь был основан в эпоху раннего христианства. Свой нынешний вид он обретает в X веке. В годы Второго болгарского государства исключительно популярным становится религиозное учение исихазм. Много монахов – отшельников, вместо в больших и в богатых монастырях, ищут единение с богом среди неприступных скал, которые и становится их убежищем. Таким образом, скальные монастыри, среди которых и Аладжа, процветали.

Монастырь высечен в известковой отвесной скале на высоте 40 м. В монастырский комплекс входят: кафоликон во имя Святой Троицы, часовня для отпевания,  склеп, кухня, трапезная 20 келий и хозяйственных помещений. Все помещения расположены в естественных пещерах на двух ярусах известняковой скалы. При монастыре есть небольшой музей, который показывает экспонаты, связанные с прошлым монастыря. Кроме постоянной экспозиции, каждый год здесь организуются интересные выставки.

Самая интересная загадка монастыря – это его мифология. О монастыре существует много легенд и мифов, которые возникли, может из-за интересных скал, а может из-за густого леса. Легенды рассказывают о спрятанных сокровищах и об их страшных хранителях. Наиболее популярная легенда рассказывает о таинственном одиноком монахе, которого называют Рим папа. Он бродит около скал и охраняет древние богатства монастыря и окружающего леса. Часто он встречает случайного прохожего, расспрашивает его, как живут люди, а потом закрывает глаза и исчезает. Он будет это делать, пока существует монастырь и вековой лес. Если они вдруг исчезнут, то случится что-то необыкновенное, но что именно, еще никто не знает.


Катакомбы комплекса Аладжа расположены примерно в 800-х метрах на северо-запад от монастыря. Они представляют собой пещеры в трёх уровнях. Наиболее хорошо сохранился второй ярус, состоящий из одного просторного помещения, предназначение которого установлено не было (предположительно крипта), и помещения меньшего размера с пятью могильными камерами — склепа. На стенах обоих помещений были обнаружены вырезанные в камне изображения крестов раннехристианской эпохи с буквами Α (альфа) и Ω (омега), смысл которых истолковывается как: «Я (Христос) есть первый и последний, начало и конец». На внешней площадке этого же уровня есть ещё один вход в помещение для захоронений, но он завален сползшей вниз скальной массой. Нижний и верхний, менее сохранившиеся уровни, также представляют собой естественные пещеры, в которых обитали монахи. В нижнем уровне предположительно располагались храм и монашеские кельи, в верхнем — часовня.

Склеп, вырезанные кресты и другие находки (фрагменты керамики, монеты императора Юстиана I Великого, части металлического кадила) дают основание полагать, что катакомбы были обитаемы в IV—VI вв. Недалеко от монастыря также были обнаружены развалины раннехристианской базилики, небольшого украпления и нескольких поселений, относящиеся к этому же периоду. Возможно это был один из ранних христианских центров Черноморья, упоминаемых в хрониках Константина Багрянородного.

 

 

Использованы материалы: http://www.aboutbulgaria.biz/tourism/religious/, http://ru.wikipedia, http://www.pravmir.ru, http://www.infobg.ru, http://www.infobg.ru, http://www.silkytravel.ru/ru/, http://redigo.ru/geo/Europe/Bulgaria/,http://www.domika-holiday.ru/p-manasturu-i-cerkvi/rojenskij-monasturio.html,http://www.beachbulgaria.ru/varna/pages/aladzha_monastery.htmlhttp://www.holiday.by/blog/1001

 

Картина дня

наверх