На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • hedgehog hedgehog
    Очень интересноОтносительно прои...
  • Елена Афанасьева
    почему спустя 87 лет со дня расстрела на полигоне,информация засекречена о расстрелянных, и если и могут выдать,то то...Кто и за что расс...
  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Русские сектанты кто они такие? ч.2

 

Секты делились на поповские и беспоповские. Последних было больше. Люди, относящиеся к этим сектам, считали, что можно обходиться без священников. «Нет ныне в мире ни православного священства, ни таинств, ни благодати, нет средств ко спасению, ибо антихрист истребил все таинства», — учили НЕТОВЦЫ (они же — СПАСОВО СОГЛАСИЕ).

«Остается только прибегать к Спасу, Который Сам ведает, как спасти нас, бедных».

Идея о пришествии антихриста — одна из ключевых в учении «духовных христиан». Они считали, что антихрист уже невидимо пришел и правит миром. Поэтому нельзя общаться с замирщенными, особенно с «кадровыми», т. е. номенклатурой. Нельзя получать паспорта. Нужно стремиться к максимальной чистоте и святости.

Одними из первых, в 17-м веке, появились ХРИСТОВЕРЫ, больше известные как ХЛЫСТЫ. Название «хлысты» сами они считали оскорбительным, утверждая, что являются истинными последователями «веры Христовой». Основателем секты стал крестьянин Данила Филиппов, в которого, по преданию, вселился сам Господь Саваоф. И он провозгласил, что для спасения нужна одна только книга — «книга Голубиная: сам, государь, Дух Святой». То есть отвергалось Св. Писание, считалось, что верующим нужно лишь одно: чтобы на них сошел Дух Святой. Свои общины сектанты называли «кораблями», руководителей — «кормщиками». Хлысты одиноки во враждебном мире, как корабельщики в море — одна из их главных идей. Они считали, что Святой Дух может снисходить на всю общину, на корабль, во время радения. (Радение означает усилие, предпринятое, чтобы соединиться с Богом.) Хлыстовские радения превращались в «духовную баню». В белых одеждах, ночью, при свечах, люди начинали вертеться на одном месте в такт молитвенным песнопениям. Когда образовываемый сектантами в ходе их совместных действий круг как бы начинал колебаться от производимых движений, такое кружение именовалось «духовной купелью». В такой момент они кружились и были уверены, что на них сходит Святой Дух. Многие, изнемогая от кружения, теряли силы и падали. Такое состояние называлось хлыстами «пивом духовным» и сравнивалось ими с Христовым молением.

«Для хлыстов не важна причина оргийного экстаза, важно следствие, сама энергия экстаза. Хлысты ищут радости, блаженства на земле, в теле, и хотят сделать с телом что-то такое, чтобы оно не связывало, не мешало радованию духа», — писал о них Н. А. Бердяев.

Практиковалось у хлыстов и самоистязание. Они стремились к аскезе, поэтому считали, что надо смирять свою плоть. Хлестали себя вербой, и, если на ней появлялась кровь, то ее не выбрасывали, а после смерти клали эту вербу в гроб как свидетельство истовости служения. Во время радений они так заводили себя, что порой не чувствовали боли.

Из хлыстовщины в 18-м веке вышла другая секта — ДУХОБОРЫ. Их назвал так архиепископ Амвросий за борьбу против Православной Церкви, в которой Дух Святой. Духоборам, однако, это название понравилось — они переделали его в «духоборцы», увидев здесь свою любимую идею борьбы с греховностью не с помощью обрядов и икон, а силой собственного духа. Они иносказательно трактовали догмат Святой Троицы: Бог Отец — память, Бог Сын — разум, и Бог Дух Святой — воля. Считая всех людей равными, духоборцы отвергали всякую власть. Друг друга они называли уменьшительными именами: не Захар, а Захарушка, не Фрол, а Фролушка. К Писанию относились с почтением, но непогрешимость его отвергали. Поскольку священников не было, огромную роль приобретали духовные лидеры. Из их слов и писаний духоборцы составили свою «Библию» — так называемую «Животную книгу». Ее большую часть занимают псалмы, которые очень близки к библейским текстам.

Духоборцы — люди поэтического склада. Во многих псалмах спрашивается: «С чем Господь Бог сотворил землю? — С глаголом и пением». Пение было прежде у самого Бога. Пению посвящены целые псалмы, «пение — душам нашим украшение», — говорили духоборцы. Они часто прибегали к метафорам. И даже свою жизнь они осмысливали поэтически. «Дарога» (они «акающие») ассоциировалась с «даром», и это проникало в их мироощущение, потому что они говорили о себе: «Мы — духоборцы рода путешественного». «Дорога» и «дар» воспринимались особенным образом, в символическом коде — вечные странствия, «дорога во Вселенной».

Ближе к православию стояли МОЛОКАНЕ, тоже вышедшие из хлыстовства. Хотя они тоже не признавали рукотворных храмов, образов, не делали изображения креста и не поклонялись ему. На кресте Христос мучился, поэтому они считали крест орудием врагов Христа.

Считается, что их назвали так, потому что они православных постов не соблюдают (хотя свои посты у них есть), в пост употребляют молоко. Но есть и другая версия: в свое время они были выселены на реку Молочная, около Мелитополя, поэтому они могут быть названы от реки Молочной. Сами молокане считали, что это название — правильное, оно им подходит, потому что в Первом послании Апостола Павла говорится, что учение Христово есть «чистое словесное молоко». И они — молокане, потому что потребляют это молоко, как учение. Есть и другие объяснения. Например — Екатерина Великая спросила, много ли людей отошло от православной веры, ей сказали: «Нет, матушка-государыня, мало канули». Молоканам это тоже понравилось: «Правильно. Много званных, да мало избранных».

В отличие от духоборцев, молокане признавали Св. Писание обязательным для христианина, но толковали библейские тексты по-своему. Они отвергали равенство лиц Святой Троицы, учили, что Христос имел тело, как у Ангела, а значит, и Его рождение, страдания и смерть были не такими, как у людей. Не имея действительной плоти человеческой, Христос и не умирал, подобно всем обычным людям, а умер каким-то особенным образом.

У молокан — более сложная обрядность, разные моления на частные случаи жизни. Молоканское пение — необычное, в нем слышны интонации русской народной песни.

В 30-е годы 19-го века в среде молоканства возникла секта ПРЫГУНОВ. Члены этой секты во время собраний прыгали, доводя себя до изнеможения. Примером для себя они считали библейского царя Давида, который прыгал и танцевал, славя Господа. Их идеолог Максим Рудометкин установил особый род прыганья для больших праздников: прыгающие должны были встать в круг, взявшись левыми руками, а правые оставляли свободными, и вертеться на месте до истощения сил, пока не падали на пол и не начинали пророчествовать. Кончалось моление братским поцелуем со словами: «Прости меня». Распространенной практикой среди прыгунов было говорение на незнакомых языках (согласно Новому Завету — дар Святого Духа, Который сошел на Апостолов в день Пятидесятницы).

В 18-м веке появились СКОПЦЫ. Основатель этой секты — хлыстовский «пророк» Кондратий Селиванов — призывал людей кастрироваться, чтобы истребить все похоти. Скопцы называли себя «сыны Божьи», «убеленные», «белые голуби». На их языке «убеление» — это оскопление, или «отмеченность царской печатью».

Скопчество было широко распространено среди монахов. Здесь уже трудно было найти грань — сектант ли человек или он все-таки монах, который в поисках Царства Небесного прибегает к каким-то крайним методам.

Власти преследовали эту секту. В 19-м веке митрополит Филарет придумал для скопцов позорное наказание — водить по селениям в женском платье. Но такие меры вызывали у большинства людей обратную реакцию — они жалели сектантов, воспринимая их как мучеников.

Один из самых радикальных толков в среде раскольников представляли собой СТРАННИКИ. Они считали, что для спасения необходимо порвать всякую связь с гражданским обществом, не платить налогов, не иметь паспортов и вечно находиться в странствовании. Все странники, по идее, суть иноки. Они давали обещание вести безбрачную жизнь, питаться постной пищей, жить по древнему уставу Соловецкого монастыря. Часть из них отказалась от денег, ибо деньги «помечены печатью антихриста». Странники называли себя «взыскующими града небесного», то есть Божьего Царства.

Среди странников были ПУСТЫННИКИ, которые вместо бродяжничества уходили для спасения своей души в леса или пустыни. Они жили в пещерах, землянках и кельях, почти весь день проводили в молитве, не ели мяса и вообще стремились испытать как можно больше лишений, желая во всем уподобиться древним отшельникам.

Одними из самых крайних приверженцев этого направления были БЕГУНЫ. Они всю жизнь скрывались, как подпольщики. Они считали, что креститься нужно только перед смертью. Вся жизнь — это подготовка к тому последнему шагу, когда ты крестишься, не успеваешь нагрешить и уходишь в мир иной — кристально чистым, как младенец. Они всегда носили с собой походные купели из кожи, которые можно было мгновенно наполнить водой, если человек вот-вот умрет, чтобы его перед смертью успеть окрестить.

Материал подготовила   Ксения РОМАНОВА http://www.vzov.ru/2006/06/04..html

http://www.reshma.nov.ru/texts/romanova_sektanti_kto.htm

Картина дня

наверх