(Мф. 8: 5-13; Лк. 7: 1-10)
Было уже замечено, что многие экзегеты исцеление слуги сотника считали тождественным исцелению сына царедворца, подробно описанным евангелистом Иоанном (4: 46-54). Мы уже разбирали различия этих чудес нашего Господа, так что не считаем нужным вновь заострять на этом внимание читателя.
Однако существуют разногласия между евангелистами Матфеем и Лукой, повествующих непосредственно об исцелении слуги сотника. Согласно первому евангелисту сотник приходит лично просить о благодеянии; согласно третьему, он посылает своих ходатаев и посредников перед Господом; следовательно, неизбежны и другие различия.Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Некоторые толкователи считали, что сотник (centurio) служил в римском гарнизоне, однако нет исторических свидетельств о том, что в то время в Капернауме находились легионеры. Скорее всего, интересующий нас человек служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников, следовательно, он родился и вырос в язычестве. Однако, по всей вероятности, воин возбудил общую любовь и симпатию евреев и выказывал большую ревность к их вере, чувствуя пустоту и ложь политеистических верований. Нечасто, но подобное случалось, и примеры тому мы встречаем в Новом Завете (Деян. 10: 1; 8: 27; 16: 14; 13: 43; 17: 4, 17; 18: 7). Хотя благочестивый центурион и не происходил от семени Аврамова, но был одним из «боящихся и чтущих Бога», т.
е. прозелитов [81], которые по Промыслу Божию появлялись во всех больших городах греческого и римского мира как соединительное звено между язычниками и иудеями, и должны были в дальнейшем способствовать утверждению Христианской Церкви. Однако, наряду с основами веры в единого Бога, которые сотник почерпнул в общении с евреями, он знал, что все «грешники из язычников» были «вне», что существовала непреодолимая стена, отделяющая их от иудеев (например, новообращенные могли поклоняться Богу только во внешнем дворе Храма, не смея приближаться к святому месту).Итак, у евангелиста Луки (7: 3) читаем, что он не пришел сам, но услышав об Иисусе, послал к Нему иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его, слугу, которым он дорожил и который теперь был болен при смерти. Иудейские старейшины, вероятно, исполнили это поручение с усердием, прося за того, кто снискал уважение в избранном народе. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это; ибо он любит наш народ, и построил нам синагогу. Синагога была без сомнения построена на собственные средства, т.е. в греческом тексте употреблено слово «сам».
Они просили не напрасно. Иисус пошел с ними. Но затем и эта просьба показалась просителю слишком смелой. Вероятно, колеблясь и сомневаясь в своем достоинстве, он посчитал излишней самонадеянностью, даже заручившись ходатайством старейшин, просить, чтобы дом его посетил Иисус. На востоке новости распространяются с поразительной быстротой, и сотник, без сомнения, знал об исцелении расслабленного, сына царедворца, сухорукого, и множестве других чудес, Им совершенных. Когда Господь подходил к дому, тот увидел Его среди толпы. Вид Христа внушил ему чувство глубокого благоговения, смешанного со страхом. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Такие его слова не могли значить только то, что язычник осознавал невозможность подступиться к Царю израильскому; здесь прослеживается трепетное живое чувство своей неготовности к близкому общению с Тем, Кого он считал Мессией. Вот что писал по этому поводу блж. Августин: «Считая себя недостойным, чтобы Христос вошел в его дом, он был признан достойным того, чтобы Господь поселился в его сердце, - гораздо лучший дар; ибо Христос заходил в дома многих, сердца которых тем не менее, лишены были Его присутствия. Но сотник этот принял в свое сердце Того, Кого он не принимал в дом свой». Действительно, каждая мелкая черточка характера центуриона выдает в нем человека с добрым и чистым сердцем. Вера, смирение, благочестие, побудившие его построить синагогу для поклонения истинному Богу, забота о ничтожном слуге (нежную привязанность к рабам не принято было выказывать в обществе) – все эти первые дары благодати представляют его нам одни из «чад Божиих», рассеянных в мире, для собрания которых воедино в Своей Церкви Сын Божий снизошел на землю (Ин. 11: 52).
Но скажи слово и выздоровеет слуга мой. Примечателен способ, с помощью которого римский военачальник, применяя аналогию с предметом, ему досконально знакомым, посредством сравнения, заимствованного из собственного военного опыта, так трогательно старается объяснить ход своих мыслей. Он предполагает, что одного слова Христа достаточно, приводя следующее сравнение: я подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди и идет; и другому: приди и приходит; и слуге моему сделай то, и делает. С помощью этого аргумента сотник проводит параллель с отношением Христа к Его духовному Царству. Точка зрения эта своеобразна, и столь же по-детски наивна, сколь величественна. Господа он считает истинным Цезарем и Императором, высочайшим в иерархии воинства не земного, а Небесного (Кол. 1: 16). Надо полагать, мысли его были примерно таковы: «Я занимаю подчиненное положение, имея над собой трибунов и начальников. Однако, подчиненные мои мне повинуются, я приказываю им, и они исполняют мое приказание, так что, сам я остаюсь свободным. (Деян. 10: 8; 23: 23). Тем более Ты, не находящийся под властью, но являющийся Царем Небесного воинства, имея Ангелов и духов, покорных Твоему слову и приказанию, можешь являть Свою волю на каком угодно расстоянии. Тебе нет нужды входить в мой дом, пошли только одного из этих целительных духов, который по Твоему повелению немедленно совершит дело благодати».
Вовсе не странно, что столь дивное сочетание веры и смирения возбудило удивление даже Самого Господа, Который свободно мог читать сердца людей. Услышав сие, Иисус удивился ему, и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Где есть вера, там будет и Царство Божие. Посему изречение это предостерегает Его иудейских слушателей от грозящей им опасности лишиться благословения Божьего в то время, когда чужеземцы являют себя более его достойными. Следующие слова еще яснее: говорю же вам, что многие придут с востока и запада, и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, т.е. будут участниками Небесного пиршества, а сыны царствия извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Другими словами, Царство будет отнято он них и дано народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). По причине неверия ветви маслины отломятся, и привьется дикая маслина (Рим. 11: 17-24; Деян. 13: 46; 19: 9; 28: 28; Мфю 3: 9). Сколько боли и горечи за любимых Им сынов израильских, которые не только не признают Его Мессией, но вскоре предадут позорной смерти на кресте, чувствуем мы в этих пророческих словах Спасителя!
И сказал Иисус сотнику (самому, как у Матфея, или через посредство его посланцев, как у Луки): иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. Трудно определить истинный характер болезни, от которой он был так благодатно исцелен. Не обо всех видах паралича можно сказать, что от него жестоко страждут и бывают при смерти. Но паралич с судорогами действительно сопровождается сильнейшими страданиями, а если к нему присоединяется столбняк (titanus), что на Востоке и в жарком климате Африки встречается гораздо чаще, чем у нас, то невыносимые мучения быстро приводят к смерти.
Свежие комментарии