
27 мая / 9 июня — день памяти святого праведного Иоанна Русского
Турки безуспешно пытались обратить его в ислам. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет магометанство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: "Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру".
Хозяин, видя бесстрашие пленника, перестал его мучить и принуждать отречься от православия, поручив следить за скотом. Здесь же в стойле была поставлена для Иоанна постель. Несмотря на то, что окружающие часто издевались над Иоанном, видя его усердие в работе, святой не только продолжал стараться, но при случае помогал хозяевам в работе и утешал в беде. Добросердечие святого пришлось по душе главе дома. Он стал настолько доверять Иоанну и уважать его за честность, что предложил жить, как свободному. Однако подвижник предпочел остаться на конюшне, где никто не мешал ему каждой ночью молиться Богу.
Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин. Несмотря на свою бедность, он всегда помогал нуждающимся.
Праведная кончина святого последовала 27 мая 1730 года после приобщения Святых Тайн Христовых. Хозяин позвал священников. На погребении были все христиане, жившие в Прокопии. Через три с половиной года были обретены его нетленные мощи и перенесены в храм вмч. Георгия. Нового святого стали почитать не только православные, но и армяне, и турки.
В 1881 году часть мощей была перенесена в русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Другая часть в 1924 году была помещена в храме св. Иоанна Русского на острове Эвбия, где находится и по сей день.

http://rusk.ru//newsdata.php?idar=183293
Храм святого праведного Иоанна Русского в Кунцево (Москва)
...Иоанн по происхождению своему малоросс. Родился он около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом армии императора Петра I. Во время неудачной для России войны с Турцией (1711-1713 гг.) (Кульминацией этой войны явился Прутский поход русской армии под командованием самого Петра. 38 тысяч русских солдат оказались в окружении почти 200-тысячной турецкой армии. Император даже послал депешу о том, что если он попадет в плен, не считать его императором и не выполнять никаких его указаний, отправленных из плена. Однако турки согласились на переговоры, и 12(23) июля 1711 г. Петр I подписал невыгодный для России Прутский мирный договор, по которому она обязывалась отдать Турции Азов и срыть все укрепления на Азовском побережье). Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в сражении за Азов, оказавшись в руках татарских союзников турок. Татары переправили Иоанна в Константинополь и продали его оттоманскому начальнику конницы, некоему Aгe, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по-турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот Ага взял нового раба к себе в деревню.
Вследствие военной неудачи Петра, Турция наполнилась множеством русских пленных. Ради облегчения своей рабской участи, некоторые из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн, находясь в плену, твердо хранил веру своих отцов и потому терпел презрение и ненависть турок.
С мудростью, которую Господь дает любящим Его, Иоанн терпеливо переносил свое рабство, жестокость хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть «неверный», показывая этим свое презрение и ненависть и обрекая его на муки. Тем более, что Прокопион был станом янычар — лютых противников христианства. Поэтому Иоанн с его твердостью в стоянии за веру был им особенно ненавистен. Турки подвергли его побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, бросали его в навоз, но не могли принудить к отречению от Христа. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества. Иоанн выдержал все муки смиренно и с достоинством. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания», — говорил он своему господину.
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность данному им Богу обещанию. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшающее Иоанна, его кротость и трудолюбие.
Наконец, пленник освободился от насилия и угроз своего хозяина и был назначен на службу в конюшне. Там, примостившись в углу, Иоанн простирал свое усталое тело и отдыхал, благодаря Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам Он избрал ясли местом Своего рождения во плоти. Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина.
В зимний холод и в летний зной, полураздетый и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались и насмехались над ним, видя его усердие в трудах. Но Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при необходимости помогал им в работе, утешал в беде. Несмотря на полную нищету, он умудрялся помогать нуждающимся и больным людям, делил с ними свою скудную пищу.
Со временем Ага и его жена полюбили своего раба и предложили ему для жилья небольшое помещение около сарая для соломы. Иоанн отказался перейти туда и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и запах навоза исчезал, превращаясь в дивное благоухание. Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне как истинный подвижник-монах. Он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке.
Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, он ходил тайком в церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там он каждую субботу причащался Святых Христовых Тайн. Господь, испытующий сердца (Иер. 11. 20), призрел на Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверцы перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По молитвам Иоанна его хозяин разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и постоянно рассказывал об этом своим согражданам.
Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город.
В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги — плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела служанке приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам.
Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов его хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что блюдо отправлено в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.
Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии трех месяцев вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился, и, войдя в комнату, запертую на ключ, нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая: кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, на котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо, оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».
Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него и греки и турки. С тех пор никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21).
После многих лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и подвигах ради Христа. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Тайн и поэтому послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн 27 мая 1730 года. Покойного русского раба похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага покрыл его святые останки драгоценным ковром. Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии.
Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и тогда, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба.
Христиане решились открыть могилу и увидели, что тело святого оказалось нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней. Тогда с благоговением верующие взяли тело святого и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн...
http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=546
Святой Праведный Иоанн Русский, моли Бога о нас!
Свежие комментарии