На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анна Зотова
    Столкнулась с этими людьми. Поначалу на вид  веротерпимые и милые. Но постепенно видишь суть. Гордость, мракобесие, н...Раковая опухоль р...

Святость против лекал безбожия

Сегодня Святая Церковь чтит память братьев-мучеников Флора и Лавра …

Издревле Церковь молится непрерывно «О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея», потому что воинство наше русское было всегда главной опорой государственности. А в ХIX веке Александр III сформулировал уже абсолютно точно: у России никогда не будет друзей, ее огромности боятся, ее не любят, и лучшие союзники России – это армия и флот. Кстати, три императора предкатастрофной России носили имя своего выдающегося предка – великого государственника и великого воина святого Александра Невского…
 
А его славный потомок святой Димитрий Донской, готовясь к битве с Мамаем, взял благословение у преподобного Сергия в день, когда Церковь поминает древних мучеников Флора и Лавра, сейчас это последний день лета, 31 августа. 
 
Эти святые очень почитались на Руси как покровители скота и лошадей. А лошадь тогда была и пахарем, и главным транспортом, и важнейшей принадлежностью войска. Без коня воин не воин.
 
Поэтому святые Флор и Лавр, конечно, помогали нашему войску, со многими другими святыми, и русские лошадки одолели несчастных и неосвященных монгольских, и долго гнали еще войско разбойное после победного перелома…
 
По преданию, в память дня благословения были поставлены три церкви, посвященные свв. Флору и Лавру, по пути следования русского войска на битву.
 
Первая - в Москве, на Серпуховской заставе (на Зацепе, возле нынешнего Павелецкого вокзала)…Место называлось «зацепом», потому что был здесь, в ямской слободе, земляной вал, обозначающий таможенную границу, на всем протяжении обнесенный цепью. Стражник с длинным щупом проверял весь подъезжающий транспорт, телеги, арбы, кибитки, прощупывая сквозь прокладки, упаковки, мешковину, не провозят ли чего непотребного, а главное – вина и прочего алкоголя (вот как берегли москвичей!).
 
По желанию именно ямщиков была построена здесь в 1625 году первая церковь. Существующий каменный храм был воздвигнут в 1778 году, потом достраивался, перестраивался…
 
В 1950-е годы (с воцарением Хрущева) были снесены верхние ярусы колокольни и глава над куполом. Теперь они полностью восстановлены… У входа слева – мозаичная икона на стене свв. Флора и Лавра, а справа – свв. апостолов Петра и Павла (придел). А главный престол храма – иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». 
 
Будучи в Москве, всегда стараюсь на праздник побывать здесь…
 
Первое знакомство состоялось ещё в конце 90-х. 31 августа народу собралось почтить память свв. Флора и Лавра много, полный храм (он тогда еще не был расписан, пустынное побеленное пространство вверху). Службу правил архиепископ Арсений, ныне митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха. В проповеди по окончании литургии владыка напомнил историю храма, преподал благословение Первостоятеля и его наилучшие всем пожелания.
 
Потом начался Крестный ход, как обычно, все по-детски радовались, и просили хоть капельку святой водицы («Попало?» «Не попало?»), и когда уже обошли храм, то перед поворотом к мозаичной иконе свв. Флора и Лавра неожиданно появилась под ногами трава (а так вокруг – почти нет, только брусчатка у стены), прямо небольшая, метров десять поляночка. И мы радостно ступали на это густозеленое маленькое поле, неожиданно напомнившее о лошадках… 
 
Братья по плоти Флор и Лавр были искусные строители, резчики по камню. Этому ремеслу научили их благочестивые мужи Прокл и Максим. Но не только этому, главное – вере во Христа Спасителя, за которую потом они приняли мученическую смерть… А затем настал и черед братьев.
 
Жили они в древней Иллирии, на берегу Адриатического моря (там, где сейчас Босния, Герцеговина, Сербия). И вот однажды правитель одной из соседних стран попросил главу Иллирии Ликиона прислать ему искусных каменотесов для строительства великолепного храма языческим богам…
 
Самые искусные были Флор и Лавр, их-то и отправил Ликион.
 
Братья, прибыв на место, стали сооружать храм, а заработанные деньги раздавали бедным людям, сами постились, зато обильно кормили голодных, и заодно учили их всех вере Христовой.
 
Однажды, когда они тесали камень, подошел к ним любопытный юноша, сын местного жреца Мемертина и так залюбовался искусной работой Флора и Лавра, что оказался совсем близко, и неожиданно осколок камня отлетел и попал ему в глаз. Юноша от боли закричал, на крик прибежал отец и увидев окровавленное лицо своего чада и вытекший глаз, обезумев от горя, бросился было на братьев, но его удержали другие рабочие, объяснившие, что сам парнишка не принял должных мер предосторожности.
 
А святые Флор и Лавр, успокаивая жреца, пообещались исцелить его сына… Они привели юношу к себе и рассказали о Христе, Спасителе всего рода человеческого. И сказали: если будешь веровать в Него всем сердцем, то Господь даст исцеление и твоему глазу. Потому что Он единственный и истинный Бог, и может все, в отличие от тех многочисленных богов, которые не только ничего не умеют, но и здоровых превращают в больных. (Как нынешние экстрасенсы, маги, колдуны и проч. нечисть).
 
Услышав это, юноша рассказал, что у них есть жрец по имени Ерм, с обезображенным лицом, содранной кожей, так что обнажены у бедняги зубы. Почему? Когда этого Ерма захотели посвятить в жреца, то согласно обряду, привели его к идолу Зевса, который должен был возложить на него руку.
 
Это «рукоположение» совершалось так: идольские жрецы при помощи серебряной цепи поднимали приделанную к плечам статуи и движущуюся в суставе тяжелую «руку», а потом опускали ее на голову поставляемого.
 
И вот когда жрецы поставили под Зевса этого Ерма и начали свою машинерию, цепь выскользнула из рук державших, и упавшая «рука» разодрала все лицо бедного Ерма.
 
– И ни один бог, – добавил сын Мемертина, - не оказал ему помощи, а Ерму становится все хуже и хуже.
 
После такой «иллюстрации» Флор и Лавр стали усиленно молиться Богу, прося исцелить и глаз этого отрока, и духовные его очи… После пламенного обращения к Спасителю, они осенили око юноши крестным знамением, и случилось чудо Божие: глаз зажил, сделался совершенно здоровым и стал видеть как прежде. А точнее, гораздо лучше прежнего, потому что юноша глубоко уверовал во Христа, узрел духовным оком Истину. Так что и отец его Мемертин, увидев такое чудо, потрясенный, принял всем сердцем Спасителя…
 
После этого Флор и Лавр быстро (с помощью Божией) закончили строительство храма. Но какого! – они поставили в нем вместо идолов Честной Крест и освятили во имя Господа Иисуса Христа. И собрав человек триста новообращенных братьев своих, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога, и во время этой молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием…
 
А по окончании молитвы все пошли к помещению рядом с храмом, где стояли приготовленные к установке идолы, и обвязав их своими поясами, потащили по земле, ломая и дробя изваяния на мелкие части…
 
Узнав утром об этом, ошалевший и рассвирепевший областеначальник, велел схватить всех участников ночного бдения, в том числе Мемертина с сыном. Все они были приговорены к сожжению, и приняли мученический венец ради Христа, слава им и честь.
 
Флора же и Лавра, как иностранцев, римских граждан, правитель отправил под конвоем обратно в Иллирию, где Ликион допросил их, и увидев, что они остаются непоколебимыми в своей вере, казнил святых братьев, велев бросить их в глубокий колодец и засыпать землею…
 
И все это было в далеком II веке по Рождестве Христове… 
 
Спустя много лет были обретены их святые, целебные мощи и с честью перенесены в Константинополь.
 
А мы, возблагодарив братьев-мучеников Флора и Лавра за их пламенную любовь ко Христу, будем молиться им - и подражать.
 
И когда принуждают нас созидать свою жизнь с верой во единого Золотого Тельца - отца и пасынка его Доллара (на котором лукаво написано о причастности к Богу) – исповедовать в любых обстоятельствах наш православный Символ Веры, а главное - образ жизни…
 
И пребывая на любом поприще, в любом окружении, может сначала неприметно и исподволь, но последовательно и неуклонно, подражая святым, - созидать свое христианское дело в неспокойных пространствах нынешней православной ойкумены, и души наши - в храмы, посвященные Богу, а не соблазнительным и растлительным идолам века сего.
 
Ибо, как говорит апостол Павел: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16-17). Аминь. 
 
Станислав Рыжов, член Союза журналистов России, бакалавр религиоведения
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх